Программа «Время» — сквозь события и эпохи: история создания, этапы развития и другие факты
Факты
12 января 2023 г. 21:55
Время чтения: 16 минут

Программа «Время» — сквозь события и эпохи: история создания, этапы развития и другие факты

Программа «Время» была символом советского телевидения. Передачу смотрели десятки миллионов граждан от Калининграда до Владивостока. 23 года «Время» считалось главным источником информации в СССР. Смотрели программу и рядовые колхозники, и политическая элита. Передача пережила распад Советского Союза, «лихие» 1990-е, оставалась на экранах в «сытые нулевые», уверенно прошла 2010-е и вошла в непростые 2020-е. Подробнее о программе, которая впервые вышла в эфир 55 лет назад, – в материале 24СМИ.

Радио и телевидение

В конце XIX и начале XX века в мире параллельно развивались технологии передачи звука и движущегося изображения на расстояние. Радио и телевидение создавали параллельно, но первое в России появилось раньше. Владимир Ленин говорил: «Газета без бумаги и “без расстояний”, которую вы создадите, будет великим делом». Лидер революции считал радио своеобразным рупором, который необходим в годы Гражданской войны.

Телевидение в СССР появилось в 1930-х, когда Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» Основным источником новостей в СССР считалось Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), которое обладало исключительным правом на сбор и распространение информации. Из газет лидерство принадлежало «Правде», где публиковали статьи от политиков среднего звена до Сталина. Вместе с «Известиями» она впервые использовала словосочетание «ТАСС уполномочен заявить», ставшее впоследствии фразеологизмом.

В 1932 году ленинградский завод «Коминтерн» выпустил первые 20 советских телевизоров, но их массовое распространение началось после войны. С 1949-го выпускали 29-килограммовый черно-белый КВН. Незадолго до этого регулярное вещание начал Московский телецентр на Шаболовке. За 10 лет с конвейера сошло 2 млн КВН-49, стоимость которых составляла 900–1200 руб. (при средней зарплате 600–800 руб.). Радиоприемник был доступнее. Его можно было купить без очереди за 180–212 руб.

Параллельно с техникой развивалась программная сетка вещания. На заре советского телевидения стояла передача «Последние известия», которую в 1960-м заменили «Телевизионными новостями» по Первой программе Центрального телевидения (ЦТ) СССР. Эфир занимал 15 минут. Дикторы рассказывали о событиях за последние 6 часов. В конце каждой недели выходила передача «Эстафета новостей», которая рисовала информационную картину последних 7 дней.

Примечательно, что до создания «Времени» на советском телевидении перевес был в пользу развлекательных программ. С 1960-го выходил «Клуб путешественников» с Владимиром Шнейдеровым, которого впоследствии заменил Юрий Сенкевич. «Клуб веселых и находчивых» выпускали с 1961 года, а «Кинопанораму» и «Голубой огонек» – с 1962-го. «Спокойной ночи, малыши!» выходила с 1964-го.

Новый формат новостей – история рождения программы «Время»

Вторая половина 1960-х имеет особое значение для советского телевидения. ЦТ начало передавать цветные широковещательные программы. Заводы выпускали телевизоры «Рубин-401», «Радуга-4», «Радуга-5» и «Рекорд-101» для нового формата вещания.

Телепрограмму «Время» основали, когда эпоха застоя еще не набрала обороты, а о советских космонавтах говорили во всем мире. Этот период благоволил энтузиастам и идейным людям, которые стремились внести свой вклад в развитие страны.

Юрий Летунов начинал как корреспондент, а впоследствии стал главредом «Последних известий». Журналист основал круглосуточную радиостанцию «Маяк», увлекался полетами в космос, активно освещал данную тему, был знаком с Сергеем Королевым и проходил медицинское обследование для участия в программе «Союз». Но из-за смерти «отца советской космонавтики» планы Юрия Александровича рухнули.

Каждая эпоха богата событиями, которые становятся знаковыми для конкретного отрезка времени. Советские журналисты решили произвести революцию на телевидении и представить на суд зрителей новую информационную программу. К тому моменту людям уже не хватало 15-минутных «Теленовостей», энтузиасты хотели создать программу нового формата.

В конце 1967 года придумали название для передачи. В одной из редакционных комнат на Шаболовке собрались четыре человека: обозреватель Ирана Казакова, старший редактор Леван Дзаридзе, главный режиссер Алексей Петроченко и выпускающий редактор Леонид Золотаревский. Последний вспоминал, что обсуждение зашло в тупик: «Десятки вариантов, один хуже другого». Например, программа могла называться «В объективе».

Но четверке казалось, что идеальное название крутится на языке, поэтому продолжали перебирать варианты, пока Петроченко победно не воскликнул: «Время!» Название программы обозначило свою роль: отражение происходящего в стране и мире – какое время, такие и новости.

1 января 1968 года стало волнительным и хлопотным днем для команды «Времени». 55 лет назад коллектив кропотливо готовился к первому выпуску, но незадолго до выхода в прямой эфир обнаружился ряд технических проблем. Но в 20:30 началась «репортерская эстафета»: журналисты со всех концов СССР и зарубежья говорили с экранов телевизоров, а затем передавали слово коллегам. Первый выпуск был посвящен Новому году. На первом этапе не было ни заставки, ни тем более узнаваемой музыки.

Структура эфира

До 1970 года «Время» выходило в черно-белом формате. Переход на цветное вещание и ряд структурных преобразований связаны с Юрием Летуновым. До его прихода передача не сильно отличалась от других информационных программ. Журналист придал ей структуру, которую она с небольшими изменениями сохранила и сегодня. Летунов ввел фиксированное время выхода в эфир – 21:00. Журналист считал, что зрители должны подстроить свой график, а не гадать, во сколько выйдет новый выпуск.

Юрий Александрович заложил концепцию очередности подачи новостей. Выпуски начинались с выступления первых лиц страны, которые вводили зрителей в курс социально-политической повестки дня. Далее эфир продолжали сюжеты о событиях за рубежом и новости из регионов. Затем уделяли внимание экономике, культуре, спорту и погоде. Последнюю рубрику вела журналистка, но по пятницам в студию приглашали научных сотрудников Гидрометцентра.

Изначально программа выходила трижды в неделю, затем число увеличили до четырех (вторник, среда, четверг и пятница). С 1972 года «Время» стало ежедневной передачей, которая по вечерам собирала у экранов советских граждан. Репортеры праздничных выпусков 1 мая, 7 ноября выходили в эфир в 9:45 и вели трансляцию с Красной площади во время военных парадов и демонстраций трудящихся. Вечером показывали повтор утреннего эфира и салют.

Один выпуск занимал 30 минут эфирного времени. Программа передач Первого и Второго каналов ЦТ в девять часов вечера была одинаковой – зрители смотрели «Время». Главе Гостелерадио Сергею Лапину предложили создать для Второго канала новую информационную программу. Но чиновник, поддерживавший строгую цензуру, ответил отказом: «Нет, две программы сразу я отсматривать не могу». Поэтому на Первой программе, например, показывали выступление народного артиста СССР Юрия Мазурка или шоу «Вокруг смеха», а Второй транслировал мачт национального чемпионата по футболу. Затем оба канала синхронно показывали информационную программу.

После программы «Время» каналы показывали разные передачи. Чаще всего после обзора новостей транслировали фильм. Например, Первая программа демонстрировала польскую картину «Общая комната» (1959), а Вторая показывала детище «Ленфильма» – киноленту «Мистер Икс» (1958). Иногда вместо фильмов – выступления артистов или передачи, посвященные ВОВ («Клуб фронтовых друзей»).

Вехи развития

Советским зрителям программа «Время» пришлась по душе и прочно заняла место в сетке вещания до 1991 года. Но и после сумятицы, последовавшей за распадом СССР, передача обрела вторую жизнь и вернулась на экраны после короткого перерыва.

1968–1977

Первые выпуски транслировались без дикторов, репортеры выходили в прямой эфир с мест событий, а затем передавали слово коллегам. Первые изменения в формат внесли через несколько недель после первого эфира. У дикторов был свой отдел, а редакции программ незадолго до выпуска выбирали голоса для передачи. На доске вывешивали название программы и рядом указывали фамилии ведущих. Вскоре рядом со «Временем» появились имена первых дикторов.

Ведущие рассказывали о достижениях партии, проблемах капиталистического мира, рекордных надоях и борьбе за урожай. Освещали события «Пражской весны», сообщали о переименовании Луганска в Ворошиловград и гибели экипажа «Союз-11». Ставку делали на оперативность: если сюжет снят утром в любой точке страны, то вечером он должен быть в эфире. Для нужд программы использовали самолеты и автомобили, стараясь как можно скорее доставить пленку в монтажную в Москве.

1970 год стал знаковым для «Времени» – вышел первый цветной выпуск. Корреспонденты и редакторы толпились в монтажной, чтобы своими глазами увидеть проявленную пленку. «Набилось человек сорок, хотя туда могло зайти человек восемь», – вспоминала корреспондент Кира Григорьева.

В 1972-м установили точный хронометраж программы – 30 минут. К 21:00 получали последнюю информацию от ТАСС. Озвучивать новости, не одобренные в агентстве, строго запрещалось. Нарушителей ждал штраф. ТАСС был едва ли не единственным и главным источником информации для программы «Время». В этот период передача начиналась с жизнеутверждающей композиции Георгия Свиридова «Время, вперед!».

1978–1987

Одно из самых непростых десятилетий в истории СССР. За новогодним поздравлением Леонида Брежнева, который имел серьезные проблемы со здоровьем, последовала война в Афганистане. Корреспонденты «Времени» посещали зону боевых действий, общались с военными и мирными жителями, помогая советским гражданам от Калининграда до Владивостока понять, что происходит в стране Юго-Западной Азии.

От Афганистана журналисты перевели внимание зрителей на Олимпиаду-80, которая, несмотря на бойкот Запада, состоялась, а ее узнаваемый символ – Олимпийский Мишка – отправился в вечное путешествие. Спортсмены на стадионе ставили новые рекорды, демонстрировали чудеса гибкости и поражали выносливостью. Тем временем генсек доживал последние годы – началась «эпоха пышных похорон» или «гонки на лафетах». Череда смертей первых лиц партии и трех лидеров государств за короткий промежуток времени были в центре внимания журналистов и зрителей.

На тему кончины чиновников и генсеков народ не стеснялся придумывать анекдоты, но события в апреле 1986 года в Чернобыле заставили понервничать жителей Европейской части СССР. Трагедия словно предвещала, что страну ждут серьезные потрясения. Корреспонденты «Времени» рассказывали о происшествии на АЭС и ликвидации последствий.

1988–1997

В небе витало смутная надежда на перспективные перемены. Народ еще ожидал успехов политики перестройки. Журналисты рассказывали о сближении СССР и США, разоружении и финальном этапе холодной войны, который ознаменовался поездками Михаила Горбачева в США.

Непростым для «Времени» выдался 1991 год. Новая власть посчитала программу пережитком эпохи застоя, поэтому велела убрать с эфира. Параллельно с этим на телеканале РТР запустили передачу «Вести». Но зрители не забыли о программе, которая была с ними почти четверть века, поэтому телевизионным боссам пришлось реанимировать закрытый проект в 1994 году.

Вторая половина десятилетия готовила для России и редакции передачи новые вызовы и трагедии. Выпуски «Времени» освещали боевые действия в Чечне. Людям досаждали не только террористы, но и преступные группировки, которые занимались рэкетом, похищали людей, торговали оружием и запрещенными веществами.

1998–2007

Исход второго тысячелетия воспринимался россиянами с оптимизмом. Многие верили, что положительные перемены вот-вот наступят, если верить известной фразе: «Самый темный час перед рассветом». Но в 1998 году внезапно грянул дефолт, хотя до этого власти убеждали народ, что национальная валюта крепнет, а экономика постепенно восстанавливается после событий первой половины 1990-х.

В фокус журналистов «Времени» снова попала ситуация в Чечне, где продолжились боестолкновения армии РФ и боевиков. Последовала череда терактов: взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске и станций метро, захват зрителей мюзикла «Норд-Ост» и школы в Беслане. Репортеры с операторами стремились осветить каждое событие, проявляя выдержку и спокойствие, когда звуки выстрелов раздавались в нескольких десятках метров.

2008–2017

В начале нового десятилетия команда «Времени» перебрались на новое место, которое оборудовали в концертной студии телецентра «Останкино». К тому моменту Первый канал уже 12 лет занимался производством программы. Еще через три года передача перешла на новый формат транслирования, отказавшись от 4:3 в пользу 16:9.

Для программы знаковым стал 2014 год, когда от Олимпиады в Сочи корреспонденты перешли к конфликту в Донбассе. На несколько лет командировки в ДНР и ЛНР стали привычным делом не только для военкоров, но и обычных журналистов, которые стремились понять и осмыслить происходящее в Новороссии. Отдельный 75-минутный спецвыпуск «Время» посвятило событиям в Крыму.

С 2018 года

Юбилейное десятилетие для журналистов программы началось с президентских выборов, которые завершились переизбранием Владимира Путина. Через несколько месяцев после этого события внимание спортивных журналистов «Времени» было приковано к чемпионату мира по футболу, который проводила Россия.

В 2020-м фокус сместился на освещение борьбы с коронавирусной инфекцией. Журналисты рассказывали о больницах для зараженных, разработке вакцины и особенностях COVID-19. Ситуация с пандемией не разрешилась до конца и в 2022 году, как в Донбассе вновь обострился конфликт. «Время» освещало начало и ход СВО, заявления российских и зарубежных политиков о происходящем, отдельное внимание уделяли сюжетам о санкциях и контрмерах.

Читайте также«Союз — Аполлон»: история космического рукопожатия СССР и США

Ведущие

Первые несколько недель после начала работы у «Времени» не было ведущих. Для телевидения дикторы не были новинкой. Юрий Летунов считал, что они вызывают больше доверия у зрителей. Кроме того, у дикторов была поставлена грамотная речь и произношение, красивый голос. «Какие тембры были. Они мгновенно ложились на ухо, и сразу понимаешь, кто это говорит», – делился воспоминаниями Николай Расторгуев. Корреспонденты не могли конкурировать с дикторами в этом плане.

Самым узнаваемым считается Игорь Кириллов, который работал с 1968-го до конца 1989-го. В 1980-х про диктора появился анекдот, который связан с «эпохой пышных похорон». «Товарищи! Вы будете смеяться, но нас опять постигла тяжелая утрата», – пародировали зрители Кириллова. Появилась даже примета: если Игорь Леонидович пересаживался с левого угла в центр, то ждали некролог.

Ученик Юрия Левитана освещал траурные мероприятия по телевизору. Многие, кто застал 1980-е, будучи ребенком, испытывали непонятный страх, когда слышали холодный голос диктора, рассказывающего о смерти очередного видного деятеля партии.

Кириллов придерживался мнения, что диктор не должен беспристрастно давать факты зрителем с посылом: «Реагируйте как хотите». Игорь Леонидович считал, что ведущий должен пропускать через себя каждое событие и давать ненавязчивую оценку голосом, заставляя зрителей проникнуться новостью, проанализировать ее. И речь идет не только о противостоянии с Западом или успехах военно-промышленного комплекса. Кириллов с веселой интонацией говорил о солнечной погоде, но мгновенно переключался на грустную, когда на следующий день обещали дожди и холод.

В 2021 году умер легендарный диктор Виктор Балашов, который в 1975-м подменял заболевшего Брежнева. Ведущий напутствовал космонавтов советско-американской станции «Союз – Аполлон». Его голос сообщал советским гражданам о событиях в стране и за рубежом.

Вера Шебеко работала диктором «Времени» с начала 1970-х. Непростой и странный выпуск в карьере ведущей был 19 августа 1991-го. Тогда Шебеко сообщила, что Михаил Горбачев слагает с себя президентские обязанности.

Анна Шатилова – диктор с собственным стилем. Ведущая появлялась перед зрителями в белой блузке и красном пиджаке с платочком в кармане, в очках в красивой оправе. Диктор шокировала советских граждан новостью о денежной реформе в 1991-м, когда из оборота изъяли купюры номиналом 50 и 100 руб.

Конфузы и казусы

Выпуски «Времени» шли в прямом эфире, поэтому без забавных и неординарных случаев обойтись было невозможно. Но дикторы и корреспонденты проявляли находчивость, выдержку, а иногда и чувство юмора.

Нет «ТАССовки»

Игорь Кириллов рассказывал, как готовился к эфиру, в котором освещали последствия «Пражской весны». Диктору принесли четыре части материала, а пятую и шестую пообещали донести в ближайшее время. Несмотря на это, Кириллову предложили начать на две минуты раньше, и ведущий согласился. Игорь Леонидович прочел 90% выданного текста, но новый материал, который журналисты называли «ТАССовками», не несли.

Лоб диктора покрылся испариной, звезда эфира занервничала. Кириллов решил замедлиться, стал читать едва ли не по слогам. Когда диктор почти извел все уловки, ползком под камерами принесли новый материал, который ведущий взял с вожделением и смог немного расслабиться.

Партия не одобрила

Кириллов вспоминал, как 1 сентября 1983 года должен был сообщить зрителям подробности катастрофы над Сахалином, где по ошибке сбили южнокорейский пассажирский лайнер. Игорь Леонидович рассказывал, что лист с правдивой информацией у него забрали и дали бумажку, в которой была фраза: «Нарушитель исчез с экранов радара».

В монтажной велась своя борьба, о которой знают далеко не все. Например, Брежнев во время выступления иногда пропускал слово или предложение. Монтажеры находили старые записи и вырезали из них нужные фразы. Работа проходила в авральном режиме, но успевали выполнить задачу за 10–15 минут.

Рюмка коньяка

Спортивный комментатор Вадим Синявский в честь юбилея выпил рюмку коньяка незадолго до вечернего эфира. Диктор любил крепкие напитки, но считал, что небольшая порция не повредит. Но во время эфира случился конфуз. «От большого количества света, от волнения, он [Синявский] просто потерял дар речи», – делился мнением Кириллов.

С легендарным комментатором ничего подобного до этого не случалось. Синявский не терял дар речи, когда упал с дерева в прямом эфире. Вадим Святославович вел репортаж, сидя на ветке, потому что на стадионе не оказалось комментаторской кабинки. Сук надломился, и диктор оказался на земле. Но Синявский быстро встал и продолжил репортаж словами: «Друзья, все нормально, мы с вами упали с ели».

Но рюмка коньяка выбила Синявского из колеи. Спас ситуацию Николай Озеров, который говорил вместо Вадима Святославовича.

Орущая кошка

Диктор Анна Шилова оказалась в необычной ситуации, когда знакомила зрителей с новостями в прямом эфире. Летом в студии окна были распахнуты, поэтому кошка не преминула забраться в студию. Животное издавало истошный вой, когда Шилова была в эфире. Телеведущая сохраняла спокойствие, когда ее коллеги метались по студии, пытаясь поймать заблудившуюся «гостью».

Форс-мажоры, беды и трагедии

Неудобства, опасности и риск для журналиста – часть профессии. Отправляясь в «горячую точку» или на место катастрофы техногенного или природного характера, корреспонденты осознавали, что могут не вернуться домой.

Съемки в Афганистане

У редакции «Времени» нет фото, на которых корреспондент Александр Шкирандо запечатлен в бронежилете и каске. Журналист отлично знал местные языки – пушту и дари, поэтому ладил с мирными афганцами. Однажды Шкирандо пришлось снимать происходящее на любительскую камеру, потому что в профессиональную попало семь пуль. «Сантиметр-два туда и сюда – элементарно позвоночник был бы пробит», – вспоминал корреспондент.

Землетрясение в Армении

Александр Тихомиров передавал из Армении в Москву ужасные кадры – последствия Спитакского землетрясения. Руководство заявило, что в эфир такое пускать нельзя. До этого программа не показывала кровь и прочее, что могло шокировать зрителей.

Но Тихомиров был уверен, что граждане СССР должны осознать масштаб катастрофы, поэтому взял инициативу в свои руки. Корреспондент соврал, что добро на пуск в эфир дал сам Николай Рыжков. Только после кадров Тихомирова в Армению рекой потекла помощь, а добровольцы дружным строем отправились в Спитак помогать спасателям и военным.

Гражданская война в Таджикистане

Виктор Никулин освещал события в Душанбе вместе со своим отцом Михаилом. Последний получал угрозы от радикалов. Предупреждали о расправе, если журналисты не покинут Таджикистан. Михаилу пообещали, что его не тронут, но его 27-летний сын Виктор будет убит.

В марте 1996 года Никулин зашел в корреспондентский пункт в Душанбе. За ним проследовали двое неизвестных, которые застрелили молодого журналиста. Убийц нашли через 5 лет после совершенного преступления.

Зарубежные гости студии

Вскоре после запуска программы «Время» в студию стали приглашать гостей – от политиков до рабочих и военных. Как отмечал Виктор Балашов, на участников выпуска камера действовала магическим образом. Одни теряли дар речи, а другие пускались безудержно делиться историями. Постепенно ТВ эволюционировало, но традиция с приглашением гостей сохранилась.

В современной России студию посетило немало зарубежных звезд. Например, в 2009 году приглашали голливудского хулигана Микки Рурка, который с трудом продержался четверть часа без сигареты, сделал Юлии Панкратовой комплимент и предложил налить ей водку. Несколькими месяцами ранее в студии «Времени» побывал Том Круз, который рассказывал о премьере фильма «Операция “Валькирия”».

В 2013-м Джонни Депп признался Дмитрию Борисову, что хотел бы сыграть Григория Распутина или Владимира Маяковского, но не прочь перевоплотиться в персонажа Федора Достоевского Родиона Раскольникова. «Хотя я уже староват для Раскольникова», – констатировал тогда 50-летний Депп.

Читайте такжеОбразование СССР — история рождения советской империи: причины, этапы, итоги

Значение

История «Времени» начиналась с энтузиастов, которые хотели создать уникальный проект. Начав с малого, авторы построили передачу, которая ассоциируется с поздним СССР. Взрослые жители страны возвращались домой к 18 часам, занимались домашними делами, но никогда не пропускали «Время». Новогодние поздравления, День труда, 9 мая, 7 ноября, спортивные или космические победы, прорыв в науке или технологиях – обо всем этом дикторы четким и красивым голосом рассказывали в эфире ЦТ.

В 1990-х программа пережила ограничения и изменения в стране, но сохранила большую часть того, что в нее заложили в конце 1960-х. Сегодня программа «Время» продолжает освещать актуальные события, рассказывает о судьбах народов и конкретных людей, деревень и городов. Возможно, она еще сообщит о высадке российских космонавтов на Марсе, как об этом мечтал гений и романтик Юрий Летунов.

Читайте также