Ушедшие к звездам: «Союз-11» и история трагического полета
Факты
29 июня 2022 г. 14:35
Время чтения: 10 минут

Ушедшие к звездам: «Союз-11» и история трагического полета

Когда американцы выиграли «лунную гонку», в Советском Союзе решили изменить цели, касающиеся освоения космоса. На первый план вышла работа на орбитальном научном комплексе. Козырем советских ученых была космическая станция «Салют-1». К ОКС планировали поочередно отправить две миссии, однако на борту побывала только одна. Судьба экипажа корабля «Союз-11» считается одной из самых трагических в истории советской космонавтики. Подробнее о миссии, которая завершилась гибелью космонавтов, – в материале 24СМИ.

«Салют» на орбите

Идею запуска орбитальной станции озвучивал еще теоретик освоения космического пространства Константин Циолковский. Ученый предлагал построить «эфирные поселения», которые бы состояли либо из одного жилого отделения, либо из нескольких модулей.

Из теории в практическую плоскость проект орбитальной станции перебрался в середине 1960-х годов. Успешнее всех в этом направлении действовало конструкторское бюро Владимира Челомея. Под началом инженера разрабатывали проект ОКС военного назначения. Для вывода станции на орбиту спроектировали тяжелую ракету УР-500, за которой закрепилось название «Протон».

Подопечные Челомея продумали особенности размещения отсеков и их внутреннее наполнение. Но медленно решались вопросы с двигателем и системой жизнеобеспечения. Параллельно конструкторы работали над пилотируемым космическим кораблем, что тормозило развитие проекта ОКС.

В 1960-х годах разгорелась конкуренция между конструкторскими бюро Владимира Челомея (ОКБ-52) и Сергея Королева (ОКБ-1). Перед КБ инженеров стояли одинаковые цели, работу вели над общим делом, но конструкторы стремились превзойти друг друга. Конкуренция усилилась, когда после смерти Королева его место занял Василий Мишин.

Преемник Сергея Павловича пользовался покровительством Дмитрия Устинова, который служил секретарем ЦК КПСС. Благодаря этому Мишин не попал в опалу, когда СССР проиграл США в «лунной гонке». Конструктор дал понять правительству страны, что Советский Союз проиграл битву, но не войну. Мишин указал, что первая орбитальная станция в мире будет советской.

Конструктор предложил использовать наработки КБ Челомея и агрегаты, которые были в распоряжении ОКБ-1. Проект Мишина предполагал доставку космонавтов на станцию с помощью космического корабля «Союз». План вызвал возмущение Челомея. Но благодаря принятому решению советским специалистам удалось опередить американцев, которые строили собственную орбитальную станцию.

Первоначальное название ОКС – «Заря». Наименование нанесли на корпус, но затем вспомнили, что такое же носил первый китайский спутник. Закрашивать изначальное название не стали, но в официальной документации ОКС именовали «Салютом». Его использовали и для последующих станций, но с прибавлением порядкового номера.

Работу над «Салютом» задумывали в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ленина. Запустили станцию накануне 101-й годовщины – 19 апреля 1971-го. На орбиту ОКС вывели с помощью ракеты «Протон». Таким образом, через 10 лет после полета Юрия Гагарина в космос Советский Союз запустил на орбиту первую в мире космическую станцию, опередив США на два года.

Но запуск ОКС был лишь половиной проекта. Вторая часть заключалась в отправке на станцию космонавтов на пилотируемом корабле. Первая экспедиция отправилась к цели через пять дней после вывода «Салюта» на орбиту. Экипаж корабля «Союз-10» состоял из трех человек. Возглавлял миссию Владимир Шаталов. Должность бортинженера занимал Алексей Елисеев, а функции инженера-испытателя выполнял Николай Рукавишников.

Первый полет к ОКС оказался неудачным. Корабль достиг станции, но не смог правильно состыковаться с «Салютом», из-за чего космонавты не попали на борт. Трудность заключалась и в том, что при расстыковке аварийным способом ОКС была бы утеряна и другой корабль не смог бы состыковаться с ней. Инженеры с Земли объяснили космонавтам альтернативный вариант, который позволил расстыковаться без потери станции. Полет в сцепке продлился пять с половиной часов, после чего «Союз-10» вернулся на Землю.

Экипаж «Союза-11»

Неудачу с «Союзом-10» не стали афишировать, а сообщили, что полет был экспериментальный, переход космонавтов на станцию не планировался. Параллельно приступили к подготовке второй экспедиции, командиром которой назначили Алексея Леонова, ставшего первым человеком в открытом космосе. Должность бортинженера получил Валерий Кубасов, а инженером-исследователем назначили Петра Колодина.

Перед отправкой на Байконур устроили проводы. Леонов на удачу бросил тарелку на землю, но та не разбилась. Неловкий момент замяли, но нехорошее предчувствие никуда не делось. Опасения начали сбываться за два дня до отправки.

Космонавты проходили медицинский осмотр. Врачи обнаружили на снимке легких Кубасова затемнение, которое приняли за туберкулез. От полета отстранили не только Валерия Николаевича, но и всю команду. Врачи посчитали, что туберкулез мог быть и у других космонавтов, которые собирались лететь с Кубасовым. Однако позже выяснилось, что у бортинженера был не туберкулез, а легкая форма аллергии на цветение растений.

Команду Леонова заменили на отряд под началом Георгия Добровольского. Подполковник был уроженцем Одессы, в годы Великой Отечественной войны был приговорен оккупационным режимом к 25 годам каторги за хранение пистолета.

Экипаж космического корабля «Союз-11»: Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков (https://tass.ru/kosmos/11768779)
Экипаж космического корабля «Союз-11»: Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков

После освобождения города от захватчиков окончил специальную школу в структуре ВВС, затем прошел обучение в военном авиационном училище, став летчиком-истребителем. В 1962-м Добровольскому предложили пройти подготовку для космических полетов. Офицера готовили в рамках лунной программы.

Бортинженером «Союза-11» назначили Владислава Волкова. Ранее Алексей Леонов предлагал заменить отстраненного Кубасова на Волкова, но руководство отказало в просьбе. Уроженец Москвы работал в КБ Королева, участвовал в проектировании кораблей «Восток» и «Восход». Первый полет в космос Волков совершил в 1969-м на «Союзе-7».

Инженером-исследователем экспедиции был Виктор Пацаев, у которого интерес к космосу возник в юности после прочтения книги Константина Циолковского о путешествии на Луну. После учебы уроженец Актюбинска (ныне Актобе) работал в бюро Королева, а в 1968-м был зачислен в отряд космонавтов.

История трагического полета

Экипаж поднялся на борт корабля 6 июня 1971 года. Запуск с Байконура состоялся успешно. В этот раз стыковка прошла без осложнений, экипажу удалось перейти на станцию, которая впервые начала работу в пилотируемом режиме.

Советская пресса сообщила о событии, как о новой вехе в истории отечественной космонавтики. Полет «Союза-11» стал настоящим прорывом, но достижение давалось непросто. Войдя на станцию, космонавты обнаружили, что воздух сильно задымлен. Поэтому команде пришлось провести сутки в спускаемом аппарате в ожидании очистки внутренней атмосферы.

Через 11 дней на «Салюте-1» произошел пожар. Отряд был в одном шаге к тому, чтобы эвакуироваться, но в итоге с возгоранием удалось справиться. Главнокомандующий ВВС по космосу генерал Николай Каманин отмечал в дневнике, что из экипажа выделялся Волков, который стремился принимать важные решения в критические моменты самостоятельно. От имени Василия Мишина бортинженеру передали указание слушать распоряжение командира экспедиции Добровольского.

Миссия проходила с трудностями, но поставленные задачи космонавты выполнили в полном объеме. Команда провела в космосе более 23 суток и установила рекорд полета. 29 июня, когда «Союз-11» расстыковывался с ОКС, появилась новая проблема.

Космонавты пытались закрыть переходной люк в спускаемом аппарате. Но датчик показывал, что люк открыт. Космонавты несколько раз закрывали и открывали его, но проблема не решалась. Руководители полета предложили вариант, который помогал во время испытаний. Летчики подложили кусок изоляции под концевой выключатель датчика, который наконец-то показал, что люк закрыт.

Далее команда сбросила давление в бытовом отсеке и убедилась в герметичности спускаемого аппарата. Корабль отсоединился от станции, напряжение в команде спало. Волков считался шутником и балагуром, поэтому последней фразой бортинженера, адресованной работникам ЦУПа, было: «Завтра встретимся, готовьте коньяк».

Читайте такжеПервый исскуственный спутник Земли: история создания и значение

Первый этап возвращения на Землю проходил в штатном режиме, команда не сообщала о неполадках, а в плотных слоях атмосферы связь с космонавтами отсутствовала. К месту, где было запланировано приземление аппарата, отправили самолет Ил-14 и вертолет Ми-8.

Тревожным знаком для руководителей полета стало то, что космонавты так и не вышли на связь, преодолев плотные слои атмосферы. Укрепила опасения гробовая тишина после того, как члены группы поиска открыли люк капсулы. Экипаж не подавал признаков жизни, поэтому спасатели вытащили космонавтов на свежий воздух и начали реанимировать.

Лица космонавтов не выражали эмоций ужаса или паники, наоборот, демонстрировали спокойствие. Ученый-конструктор Борис Черток вспоминал, что у членов экипажа были потеки крови из носа и ушей. Тела были еще теплыми, поэтому реанимационные мероприятия проводили до тех пор, «пока не появились абсолютные признаки смерти».

Причины аварии

Власти СССР потребовали разобраться в причинах трагедии. Для установления причин случившегося сформировали правительственную комиссию. Основным «свидетелем», который пролил свет на случившееся, стал регистратор бортовых измерений «Мир». Запись аппарата показала, что на высоте 150 км давление в капсуле внезапно снизилось. За 2 минуты показатель упал до 50 мм ртутного столба.

Падение давления указало на разгерметизацию вентиляционных клапанов. Они предусматривались на случай форс-мажоров: приземление на воду или люком вниз. В капсуле запас ресурсов жизнеобеспечения ограничен, поэтому задача клапана заключалась в «соединении» корабля с внешним миром, подаче кислорода. Клапан срабатывал в условиях штатной посадки на высоте 4 км.

Врачи проводили экспертизу. Специалисты зафиксировали следы кровоизлияния в мозг и повреждения барабанных перепонок. В легких медики обнаружили кровь и выявили выделение азота из крови.

Дополнительно проводили эксперимент, который показал, что причина гибели «Союза-11» заключается в резком снижении давления, которое было вызвано разгерметизацией. Эксперты заключили, что у экипажа практически не было шансов выжить в подобных условиях. Избежать гибели космонавтов удалось бы в том случае, если бы в спускаемом аппарате были скафандры. От них отказались, чтобы у экипажа было больше свободного места.

Положение тел космонавтов указывало на то, что те предпринимали попытки заглушить клапан. Но условия, в которых они оказались, были критическими. Экипаж испытывал сильную боль, которая была вызвана декомпрессионной болезнью. Отсутствовала согласованность из-за отсутствия слуха – лопнули барабанные перепонки. В итоге клапан перекрыли, но не тот, который требовалось. Когда Добровольский либо, по другой теории, Пацаев понял ошибку, сил на ликвидацию причины уже не было.

Определить точную причину, почему произошла разгерметизация клапана, не удалось. Рассматривали даже вероятность диверсии, которую могло устроить конкурирующее государство – США.

Последствия для советской космонавтики

После возвращения команды Добровольского планировали отправить миссию «Союз-12». Полет должен был возглавить Алексей Леонов. На должность бортинженера назначили Николая Рукавишникова, а место инженера-исследователя приготовили для Петра Колодина. Но погибший экипаж «Союза-11» показал ряд проблем, которые предстояло решить перед отправкой очередной команды.

Наступила пауза, продлившаяся более двух лет. Инженеры доработали конструкцию вентиляционных клапанов. Экипаж сократили до двух человек, которых выводили на орбиту и спускали на Землю в скафандрах. В корабле разместили автономную установку жизнеобеспечения легких скафандров. Пересмотрели компоновку узлов управления спускаемым аппаратом, сделав ее более удобной на случай критических ситуаций.

ОКС «Салют-1» работала в беспилотном режиме до 11 октября 1971-го. Затем станцию свели с орбиты. Обломки, которые не сгорели при падении, рухнули в Тихий океан. «Союз-12» отправился в полет в сентябре 1973-го.

Похороны экипажа «Союза-11» (https://www.gazeta.ru/science/photo/45_let_so_dnya_gibeli_ekipazha_soyuz-11.shtml?p=main&photo_num=6)
Похороны экипажа «Союза-11» / Фото: ТАСС

И снова «Союз» — история катастроф

Авария с «Союзом-11» не стала первой в истории советской космонавтики. Дебютный полет корабля серии «Союз» состоялся 23 апреля 1967-го. Задача заключалась в стыковке пилотируемого судна с беспилотным «Союзом-2», который планировалось запустить следом. Управлял кораблем Владимир Комаров. Трудности начались на орбите, когда не раскрылась одна из солнечных батарей. Запуск «Союза-2» отменили, а Комарову приказали возвращаться на Землю.

24 апреля при спуске «Союза-1» не раскрылся основной парашют. Капсула сильно вращалась, из-за чего запутались стропы запасного парашюта. Спускаемый аппарат на высокой скорости врезался в Землю. В результате падения Комаров погиб. С этой катастрофы началась серия аварий, в которых фигурировало название кораблей «Союз».

Еще один инцидент случился также в апреле, но в 1975-м. Произошло аварийное отсоединение корабля «Союз-18-1» от станции «Салют-4». Внештатная ситуация привела к тому, что космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров перенесли тяжелейшую нагрузку и временную остановку сердца. Капсула приземлилась в горах Алтая и едва не упала в пропасть. Не случилось это благодаря парашюту, который зацепился за деревья. Космонавты выжили, но Лазарев больше не летал, а Макаров совершил после еще два полета.

Корабль «Союз-Т-10-1» должен был отправиться в космос с Байконура 26 сентября 1983-го. Но за полторы минуты до старта случился пожар, который привел к детонации ракеты. Спасательная капсула взметнулась вверх за 2 секунды до взрыва. На высоте 1 км открылся парашют, и аппарат приземлился в 4 км от места запуска. Пожар тушили 20 часов, но обошлось без жертв.

Читайте такжеЧто такое черные дыры? Прошлое и будущее звезд

11 октября 2018 года, ровно через 47 лет после того, как с орбиты была сведена ОКС «Салют-1», произошла еще одна авария. Ракета-носитель «Союз-ФГ» не смогла вывести на орбиту космическое судно «Союз МС-10». На борту находились российский космонавт Алексей Овчинин и американец Ник Хейг, которых планировали доставить на МКС.

Полет считается космическим, потому что корабль пересек условную линию Кармана. Но добраться до МКС не удалось. В ситуации сработали спасательные системы, судно отсоединилось от аварийного носителя. В дальнейшем отделился спускаемый аппарат с экипажем. Приземление на парашютах прошло в 25 км от города Жезказган (Казахстан) – в 400 км от места старта.

Полет корабля «Союз-11» стал одновременно и прорывом в советской космонавтике, и ее трагедией. Команда Добровольского стала первой в мире, пристыковавшейся к ОКС и побывавшей на борту. Космонавты выполнили поставленные задачи и установили рекорд по продолжительности полета. Но подвел вентиляционный клапан, который превратил последние минуты жизни героев в настоящую пытку.

Читайте также