Алексей Ермолов — от Польши до Кавказа, или жизнь в баталиях: факты о русском генерале
Русский политик и полководец Алексей Ермолов был одним из доверенных лиц Александра I, при этом слыл чуть ли не самым экстравагантным человеком высшего общества той эпохи. Имя генерала на слуху и сегодня, поскольку его жизнь наполнена массой интересных фактов.
Происхождение
Алексей Ермолов — коренной москвич, он родился в 1777 году. Ребенок появился 4 июня в семье дворян, живших в малом по тогдашним меркам достатке.
Мать происходила из знатного дворянского рода — десятки известных персон тех лет приходились Ермоловым родственниками. Среди прочего прославленный гусар Денис Давыдов — это кузен Алексея Петровича.
Суровый отец, не жаловавший детское баловство, воспитывал будущего героя в строгости. Родитель с ранних лет прививал сыну любовь к отчизне, страсть к воинской службе и уважение к родной истории.
Боевое крещение
Уже в 7 лет Алеша понимал, что его ждет военная карьера. Подобно всем дворянским отпрыскам, он отправился в лейб-гвардию Преображенского полка. Юный воспитанник сразу проявил рвение в обучении, показал врожденный солдатский талант.
В 17 лет Алексей Ермолов прошел боевое крещение. Начинающий военный участвовал в подавлении Польского восстания, воюя под командованием знаменитого полководца Александра Суворова. Смельчак за проявленную отвагу удостоился награды в виде ордена Святого Георгия, которую ему на грудь своими руками повесил фельдмаршал.
Итальянский и персидский походы
После завершения Польской кампании Ермолов на короткое время вернулся в Петербург. Но вскоре его командировали на новое место — он отправился сопровождать чиновника в Италию.
Эта командировка выглядела для Алексея Петровича исключительной формальностью, поскольку он ничего не смыслил в коммерческих вопросах и, как следствие, никаких полномочий на него не возлагали. Однако с подачи графа Александра Безбородко способному российскому юноше позволили вступить в состав австрийской армии и отправиться в зону боевых действий на территории Италии против французских войск.
Ермолов примкнул в качестве волонтера к регулярной кавалерии, с которой прошел через ряд боевых столкновений. В период итальянского похода он успел в деталях изучить применяемую австрийцами тактику, тем самым набрался опыта.
Карьерный рост молодого военного продолжался — позже в его биографии случился поход против Персии. В этой кампании он уже дослужился до звания полковника, а также за успешную осаду Дербента получил орден.
Отечественная война
Ермолову довелось поучаствовать во всех кампаниях, направленных против Наполеона. Например, он отметился в боях при Аустерлице, Прейсиш-Эйлау или Амштеттене, раз за разом демонстрируя непревзойденное мастерство военного. Но всенародной славы Алексей Петрович добился уже в период Отечественной войны.
Особенно Алексей Ермолов прославился своими действиями во время Бородинского сражения. В 1812 году он оказал батарее Николая Раевского спасительную помощь. Благодаря его содействию подразделение уцелело и получило возможность возобновить атаки. Также его подвиг состоял в том, что командир сам управлял пехотной контратакой, а потом под его началом удалось выгнать с позиции батареи французские полки.
Ермолов в период дальнейшего заграничного похода возглавлял объединенную гвардию из русских, баденских и прусских частей при сражении за Париж. В финале военной кампании он по распоряжению Александра I стал предводителем штурма Бельвилля, что привело к окончательной капитуляции врага.
Кавказ
С 1816 года по высочайшему повелению Алексей Ермолов стал наместником императора на Кавказе с особыми полномочиями. В его руки попала полная власть, в том числе мог осуществлять международные переговоры. При решении внешнеполитических вопросов опытному военному удалось показать себя еще и как удачливого дипломата — жесткого и способного отстаивать свои интересы.
Александра I настолько впечатлили результаты деятельности уполномоченного, что Алексею Петровичу пожаловали новое звание — теперь он стал генералом.
Ермолов сделал немало для крайне беспокойного в те времена Кавказа. Тогда горцы постоянно восставали, отказываясь покоряться русским порядкам. Приходилось решать острую проблему любой ценой — и Алексей Петрович справился на ура.
Он прибегал к жестким, но эффективным методам усмирения кавказцев — в результате большая часть горцев покорились и поклялись в верности России. В числе заслуг Ермолова — заложение Грозного (ранее Грозная), Нальчика и иных крепостей. Он занимался перестройкой Военно-Грузинской дороги, развивал местную инфраструктуру, возводил новые города. Все эти шаги велись без присущих чиновничьему аппарату злоупотреблений служебным положением и разграбления выделяемого госбюджета.
Вдобавок генерал наладил стабильные отношения с казачеством, расселив представителей этого своенравного сословия по линии черноморского побережья. При этом им предоставили льготы при оплате выданных во владение земель.
Вызволение майора
Как только Ермолова поставили руководить Кавказом, произошло событие, приведшее к усмирению чеченцев. Цитаты генерала, называвшего последних главными возмутителями Кавказа и проклятым племенем, обрели немалую известность. В очередной раз в их руках оказался майор по фамилии Швецов, которого захватили на дороге в Кизляр.
Чеченцы не отличались осведомленностью касательно офицерских знаков отличия. Они посчитали, что пойманный майор — особо важная государственная фигура. Воодушевленные удачей горцы затребовали у родственников громадный по тем временам выкуп — 10 повозок с серебряными монетами. Цена выглядела настолько запредельной, что заставила замешкаться российское правительство.
Зная, что властям негде взять такие деньги, сослуживцы пленника пустились собирать пожертвования. Тем временем на Кавказ приехал Алексей Ермолов. Узнав о произошедшем, он категорически запретил платить выкуп за Швецова. Он разбирался в тонкостях местного менталитета и знал, что такой шаг будет выглядеть в глазах горцев признаком слабости. Генерал приказал заточить в крепость всех князей-кумыков, а также хозяев земель, по которым вывезли заложника. Также Алексей Петрович объявил, что, если майора не освободят, задержанных ждет виселица.
Арестованные старосты тут же поспособствовали тому, что сумму выкупа снизили на 10 тыс. рублей. Но Ермолов и на это не пошел. Правда, по его секретному распоряжению объявился некий аварский хан, который и вызволил пленника.
Прозвища
За успешные мероприятия по усмирению кавказцев Ермолов заработал в России прозвище «проконсул Кавказа», а также его нарекли «львом Кавказа». Но это не единственные прозвища командира.
Солдаты ценили стремление генерала отстаивать насмерть интересы подчиненных. За это его между собой называли «Петровичем» или просто «батюшкой». А горцы прозвали его «грозным Ярмулом» за жесткие и грубые методы усмирения.
Опала
В 1798 году Ермолов оказался под арестом — вслед за старшим братом. Дальше случилось увольнение со службы и отправка в ссылку. Обвинение заключалось в том, что он участвовал в подготовке заговора против Павла I. Члены политического кружка, в который якобы входил молодой военный, были предшественниками декабристов.
Но доказано, что Ермолов немного знал о деятельности подпольщиков и об их планах по свержению царя. Впрочем, это не помешало властям взять его под стражу и даже продержать в течение месяца в застенках Петропавловской крепости.
Военный суд постановил отправиться ему в Кострому на постоянное проживание. В ссылке он оказался вместе с Матвеем Платовым — с этого времени они всю жизнь дружили. Здесь Алексей Петрович просидел вплоть до смерти Павла, и только новый император Александр I помиловал его.
Ермолов и декабристы
Исследователи биографии Ермолова приходят к выводу, что он прекрасно знал о существовании декабристских нелегальных организаций и близко общался с рядом из их участников. Он был осведомлен о настроениях и взглядах заговорщиков, сочувствовал им, правда, революционные методы борьбы не разделял.
Алексей Петрович дружил с тесно связанным с декабристами Александром Грибоедовым. После начала массовых арестов за писателем приехали на Кавказ, чтобы забрать его под стражу в Петербург. Но тот при помощи Ермолова успел уничтожить компрометирующие его документы, поэтому избежал кары.
Отставка
Историки считают: если бы Алексей Ермолов оставался главой Кавказа и дальше, вероятно, не случилось бы ряда последующих местных войн и бунтов. Однако в 1827-м он ушел в отставку — так распорядился недавно взошедший на престол государь Николай I, не жаловавший генерала и подозревавший его в причастности к декабристскому заговору.
Впрочем, отозванный в Россию, он еще продолжал служить на благо Отечества. Например, в Крымской войне занимал почетную должность руководителя ополчения. В Русско-персидской войне номинально управлял Кавказским корпусом, хотя по факту его главой являлся фаворит Николая I Иван Паскевич.
«Временные жены»
О Ермолове вспоминают в первую очередь как о покорителе Кавказа, герое ряда войн. А по поводу личной жизни в биографиях раньше писали только то, что он никогда не женился и даже избегал женского общества. Однако в период пребывания на Кавказе генерал все-таки три раза сожительствовал со «временными женами».
В культуре местного мусульманского населения тогда ходил обычай временных союзов — «кебинных браков». Их суть сводилась к тому, что мужчина и женщина заключали своеобразный договор о совместной жизни: муж обязался выплатить калым, а жена в течение оговоренного срока вела себя как законная супруга.
У Ермолова в таких браках рождались дети. По традиции они считались законнорожденными, но не имели прав на отцовское наследство. Тем не менее генерал позаботился, чтобы все рожденные сыновья получили образование в военных училищах. А также добился, чтобы их официально признали его отпрысками, дворянами по фамилии Ермоловы.
Неординарный характер
Современники отмечали, что Ермолов — личность крайне противоречивая. Им вторят и биографы. По характеру он был жестким, не приемлющим компромиссы. Всегда настаивал на своем, не гнушаясь подавлением оппонентов. При этом ему было присуще отменное чувство юмора и острый язык.
Часто генерал шел против течения, что отражено даже на картине «Совет в Филях». Если приглядеться, из всех персонажей стоят только двое — адъютант Михаила Кутузова, которому это полагалось по должности, и Ермолов. Последний вскочил и пылко доказывает, что нельзя отдавать французам Москву.
Характеру Алексея Петровича были свойственны некоторые причуды, которым трудно дать логическое объяснение. Например, однажды он повелел, чтобы 2 полка поменялись названиями.
Предсказание судьбы
За генералом никогда не замечалась страсть к мистике, но после его смерти в прессе опубликовали странную историю, рассказанную неким неизвестным другом Ермолова.
Когда его карьерный путь только начинался, он оказался в одной губернии с инспекцией. На городской окраине поселился с денщиком в маленьком деревянном доме. Как-то вечером Алексей Петрович засиделся за бумагами и задремал, опустив голову на стол. Вдруг он проснулся от ощущения, что в комнате кто-то есть.
Ермолов поднял глаза и увидел перед собой «черного человека», лица которого невозможно было разглядеть. Странный незнакомец повелел военному записать все, что он сейчас скажет. И принялся перечислять события и даты. Вскоре темная фигура растворилась в воздухе, а на бумаге оказались записаны ключевые эпизоды из жизни Алексея Петровича, включая смерть.
Смерть, прощание, погребение
Ермолов умер в 1861-м. Причиной смерти генерала 23 апреля стало ослабевшее здоровье, ведь его не стало в 83 года, что даже по сегодняшним меркам считается солидным возрастом.
Алексей Петрович завещал похоронить его без лишней помпы, пышных отпеваний, в простом солдатском гробу и в присутствии только одного священника. Но генерала провожали 2 дня. Сначала в Москве, а затем в Орле — в этом городе он хотел быть погребенным рядом с отцом. Параллельно в столице по витринам и окнам развесили изображения любимого всей страной почившего генерала.
Раньше никто не сомневался, что местом упокоения Ермолова является могила в семейной усыпальнице на территории Свято-Троицкого храма, что в Орле. Но в 2012 году здесь вели реставрацию и обнаружили, что в склепе отсутствует прах генерала. По завершении археологических поисков на этом месте среди мусора удалось отыскать только отдельные фрагменты — теперь в малом гробике лежит до 40% тела военачальника. Да и те останки неизвестно чьи, ведь никто не провел генетическую экспертизу.
Память
Ермолова чаще представляют по знаменитому портрету — полотну художника из Англии Джорджа Доу, что представлено на фото выше. Но также известны и другие изображения генерала. Вдобавок его воспели авторы мемуаров, прозаики, поэты, историки.
В честь Алексея Петровича названы десятки объектов на Кавказе. Например, станица Ермоловская, расположенная в Терской области. В Абхазии есть город Ермоловск, а в Грозном установлен бюст генералу. Кроме того, на этой территории найдутся десятки скверов и парков его имени.
Семейный пантеон Ермоловых расположен в Орле — его построили по распоряжению Александра II через 6 лет после смерти генерала. В этом же городе названа улица в его честь и установлен конный памятник. Кстати, монумент собирались ставить еще до революции, но бурные перемены помешали. До открытия дело дошло только в 2012-м.
В течение 10 лет Алексей Ермолов оставался проконсулом неспокойного Кавказа — этот отрезок его жизни историки разбирают и анализируют до сих пор. Мнения исследователей разделяются: одни считают, что он виновен в разжигании межнациональной розни в данном регионе, другие уверены, что благодаря его действиям Россия сумела наладить с горцами добрые отношения.