Маутхаузен: история создания, побег из «блока смерти» и другие факты о концлагере
Нацисты до и во время войны успели построить десятки концлагерей в Германии и на оккупированных территориях. В Австрии известнейшим стал Маутхаузен. О его истории, устройстве и руководстве, узниках, условиях их содержания и освобождении, а также о значении объекта и памяти о жертвах — в материале 24СМИ.
Маутхаузен — история лагеря смерти в Австрии
Маутхаузен находился неподалеку от австрийского города Линца. В подконтрольной фашистам Европе это был крупнейший концентрационный лагерь. Непосредственно рядом с коммуной Маутхаузен располагался центральный корпус объекта. Помимо него, в комплекс входили десятки корпусов, разбросанных по Австрии, а также на юге Германии.
Гитлеровская Германия прибрала Австрию к рукам в числе первых стран еще до начала Второй мировой войны. По задумке фюрера, столицу собирались перенести из ненавистной ему Вены на новое место. Однако для постройки нового города требовались тонны гранита. Для ускорения его добычи решили построить новое крупное предприятие, чтобы оно занималось разработкой карьера в Беттельберге и Марбахер-Брухе.
Местом для постройки выбрали городок Маутхаузен, заселенный на тот момент мало, зато представлявший собой удобный транспортный узел. Но главное, он стоял в непосредственной близости к гранитному карьеру, где должны были трудиться штрафники. Под конец августа 1938 года в это место перевезли первую партию узников из другого концлагеря, Дахау, которые принялись строить комплекс.
Лагерь просуществовал 7 лет, за этот период через него прошли сотни тысяч человек, представители 40 с лишним национальностей.
Руководство объекта
Место изначально создавали в качестве госпредприятия, использовавшего рабский труд. Объект Маутхаузен основала частная компания. Каменоломнями в этом районе владела организация, руководил которой крупный чиновник СС Освальд Поль. Он же стоял во главе ряда иных нацистских организаций, вдобавок значился директором Красного Креста.
Созданием концлагеря руководил Альберт Зауэр. Этот же эсэсовец стал первым комендантом и оставался на этой должности до начала 1939-го. После обязанности по управлению объектом перешли к Францу Цирайсу — он продержался на этом посту вплоть до освобождения Маутхаузена.
Со временем к заключенным-мужчинам прибавились и женщины с детьми. С их появлением обновился и состав надсмотрщиков лагеря смерти. В их рядах появились женщины — большинство набрали из поселков и городов Австрии.
За охрану лагерного периметра, помимо рабочих отрядов, отвечало подразделение «Мертвая голова», во главе которого стоял капитан СС Георг Бахмайер.
Устройство и планировка
Непосредственно лагерь Маутхаузен представлял собой нечто напоминающее административный центр. На это место свозили новые группы узников, а уже отсюда распределяли по остальным филиалам, действовавшим в округе. Сюда же попадали те, кто из-за болезней и изнеможения уже становился непригодным к каторжным работам.
Лагерь создавали как объект долгосрочной эксплуатации, поэтому к его внутренней организации подошли серьезно. Он выглядел неприступной каменной крепостью, вокруг которой располагались десятки дополнительных помещений, где дислоцировались солдатские гарнизоны и жили нацистские офицеры. Для них постарались создать все необходимые условия, в том числе ванные комнаты и столовые. Заключенные тем временем содержались в бараках, выстроенных по типовым проектам, точно такие же стояли, к примеру, в Дахау.
В 5 км от концлагеря действовал аналогичный объект — Гузен. Он превосходил центральный Маутхаузен по размеру и в свою очередь разделялся на 3 отделения. Как раз в этом месте практиковались наиболее жестокие методы и царили бесчеловечные трудовые условия для пленников.
Помимо прочего, Маутхаузен использовался как тренировочный лагерь для эсэсовцев — под эту задачу им выделили особый «блок смерти».
Условия содержания заключенных
При упоминании любого концлагеря, необязательно Маутхаузена, на ум приходят мысли о поголовном истреблении евреев, о жутких крематориях и тысячах черно-белых фотографий с запечатленными зверствами нацистского режима. Так все и происходило, однако надо понимать, что первоначально подобные объекты открывали вовсе не для уничтожения еврейского народа.
На первых порах в этих местах планировали изолировать неблагонадежных с точки зрения Третьего рейха людей, которых гитлеровская власть считала опасными для общества элементами.
Неугодных режиму загоняли за забор с колючей проволокой, чтобы при помощи жестких мер содержания перевоспитывать. По задумке, недовольные должны были образумиться и превратиться в полезных членов общества.
Узники
Первые партии заключенных — это вовсе не евреи, цыгане и гомосексуалисты, а этнические немцы. Но со временем состав узников стал интернациональным — бок о бок здесь содержали русских, поляков, украинцев, англичан, французов и пр. По состоянию на 1939 год в Маутхаузене работали до 1,5 тыс. человек, а к концу войны, в 1945-м, уже насчитывалось до 84 тыс. пленников. Для их размещения специально открыли десятки филиалов.
Любопытно, что вначале существования системы концлагерей многие проводили в таких застенках несколько месяцев, а после этого их отпускали по домам. Но уже тогда стали появляться и такие, кого фашистская система клеймила окончательно и бесповоротно, неисправимым обратной дороги не было. Большинство таких заключенных — это уголовники.
Первая транспортировка узниц в Маутхаузен состоялась в 1944 году. Их перевезли сюда из Освенцима. Вместе с ними за каменные стены попали и дети. С этой поры лагерь перестал быть исключительно мужским.
Условия содержания
Фашисты не спешили расправляться с людьми, видя в них ценный трудовой ресурс, расходный материал. Рецидивистов и прочих неугодных переводили в лагерь, где заставляли трудиться на благо своего кровавого режима. Народ работал бесплатно в невыносимых условиях и в буквальном смысле до смерти.
В течение дня узников несколько раз вынуждали переносить тяжелые гранитные камни весом свыше 50 кг по ставшей символом издевательств «лестнице смерти». Обессиленные заключенные часто роняли непосильную ношу и падали без сознания. Это провоцировало цепную реакцию — валуны катились вниз, задевая и увлекая за собой новых поднимающихся по ступеням, а также нанося им непоправимые увечья. В итоге многие погибали прямо на подъеме, а эсэсовские охранники продолжали заставлять их тащить блоки дальше вверх.
Преступления нацистов
Заключенные одного из наиболее суровых концентрационных лагерей страдали не только от невыносимых каторжных работ. Кроме того, их изматывало недоедание, постоянные побои и издевательства со стороны надзора, переполненность бараков, антисанитария.
Тем, кому удавалось преодолеть подъем по лестнице, наверху предстояло пройти новое испытание. Людей ставили над обрывом каменного утеса, прозванного «стеной парашютистов». Под стволами оружия пленники могли выбрать один из двух вариантов развития событий: получить пулю либо столкнуть вниз стоявшего впереди другого узника. Многие психологически не выносили этой пытки и сами бросались со скалы.
Иногда охранники специально толкали людей на забор, по которому проходила колючая проволока под высоким напряжением. Другой вид издевательства заключался в том, чтобы сначала вынудить заключенных выйти за периметр лагеря, а затем расстрелять их якобы за попытку побега. Наконец, излюбленной пыткой нацистских душегубов был ледяной душ на морозном дворе.
В ряде концлагерей немцы проводили нечеловеческие медицинские эксперименты над бесправными пленными. Не остался в стороне и Маутхаузен. В числе организаторов псевдонаучных опытов значился Ариберт Хайм, прозванный Мясником из Маутхаузена и Доктором Смерть. Он орудовал на территории Гузена меньше 2 месяцев, но этого короткого срока хватило для осуществления ряда экспериментов. Например, с подачи нацистского палача людям кололи в сердце разные жидкости и проверяли, какая быстрее приведет к летальному исходу. Также Хайм занимался оперированием без анестезии и иными чудовищными зверствами.
«Мюльфиртельская охота на зайцев» — итоги побега из «блока смерти»
Несмотря на тотальный каждодневный террор, в отличие от других лагерей, массовые бунты здесь не вспыхивали годами. Но ситуация стала меняться в 1944 году, когда в застенках образовался «блок смерти», за которым закрепили барак № 20. Сюда отправляли неудачливых беглецов из остальных мест заключения — преимущественно таковыми становились солдаты и офицеры Красной армии. Они и решились на восстание в начале 1945-го.
Надпись на воротах в лагерь гласила: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Это отражало печальную действительность — выйти из Маутхаузена заключенные могли только через крематорий. Советские узники прекрасно понимали, что здесь их ждет только смерть, и побег — единственная надежда на спасение. В числе лидеров антифашистской подпольной организации и одним из автором плана восстания был попавший в плен летчик, Герой Советского Союза Николай Власов.
В ночь на 2 февраля 570 заключенных прихватили с собой палки, гвозди, мыло и все, что могло сработать как оружие, и убили старосту по бараку — прихвостня нацистов. Затем в 1 час ночи бунтовщики вышли в лагерный двор и устремились к вышке, стоявшей ближе остальных. Советские офицеры рассчитывали, что в это время эсэсовцы уже будут дремать. Удалось многих из них уничтожить, а также захватить пулемет и начать стрельбу по охранникам.
419 человек сумели выбраться за пределы Маутхаузена. По заранее согласованному плану они тут же разделились на небольшие группы и разошлись в разные стороны. Так советским пленным удалось осуществить крупнейший за всю историю войны побег из концлагеря. Правда, нацисты тут же организовали погоню. Операция по поимке беглецов известна под названием «Мюльфиртельская охота на зайцев». В течение следующих нескольких дней нацисты выловили и уничтожили большинство сбежавших, в том числе пал и Власов. Спаслось лишь 17 человек.
Освобождение концлагеря
Концлагерь Маутхаузен освободили американцы. Союзнические войска успели захватить значительную часть эсэсовцев и выпустить на волю узников.
За пару дней до этого охрана лагеря на фоне уже состоявшегося проигрыша в войне начала готовить эвакуацию. В лагерных филиалах приостановили карьерные и прочие работы. Заключенные сидели по баракам и ожидали скорейшего освобождения. Первыми на территорию проникли американские разведгруппы, обезоружившие полицейских, которым к тому моменту пытавшиеся спастись эсэсовцы передали свои обязанности по контролю за концлагерем, и ушли обратно к своим. А 5 мая 1945-го сюда прибыли основные подразделения.
К этому моменту большинство эсэсовских надзирателей уже сбежали, осталось до 30 человек, которых убили уже сами заключенные. На следующий день американцы освободили все остальные филиалы Маутхаузена, за исключением пары объектов.
Пойманных служащих лагеря арестовали, в 1946 году их судил американский военный трибунал. Набрался 61 подсудимый — всех признали виновными, 58 человек приговорили к смертной казни, троим дали пожизненное заключение. Еще 9 осужденных на высшую меру добились снисхождения в виде замены наказания на пожизненный срок.
Известные узники
Большинство лагерных документов и прочих улик оказались уничтожены немцами. Вдобавок у них водилась практика присваивать вновь прибывшим пленникам номера уже умерщвленных заключенных. По этой причине до сих пор невозможно точно назвать количество жертв Маутхаузена, как и остальных нацистских лагерей.
Положение осложняется путаницей, вызванной тем, что сотни заключенных Гузена нашли смерть в самом Маутхаузене. Других перевозили в замок Хартхайм, за 40 км от объекта, и убивали там. Так или иначе, считается, что через лагерь смерти прошло до 335 тыс. человек, а казнили здесь более 122 тыс. узников, 32 тыс. из которых советские граждане.
Когда в феврале 1945-го стал близиться очевидный конец Третьего рейха, в концлагерях участились убийства. Однажды охрана Маутхаузена вывела сотни обнаженных заключенных на мороз и принялась обливать их из брандспойтов ледяной водой. Многие сразу падали замертво, а с теми, кто уворачивался от водяной струи, расправлялись при помощи дубинок. В числе казненных таким путем оказался советский генерал-лейтенант, военный инженер Дмитрий Карбышев.
Среди погибших пленников лагеря также числится советский педагог и историк родом из Сталинграда Дмитрий Основин, который объявлен национальным чехословацким героем.
Йозеф Яблонски, выживший заключенный, вспоминал, как сами немцы переиначивали название концлагеря и именовали его не Маутхаузеном, а Мордхаузеном — от слова Mord, что означает в переводе «убийство». Другой бывший узник по имени Эдвард Мосберг рассказывал, как нельзя было останавливаться в процессе работы, даже на мгновение. Эсэсовцы немедленно расстреливали либо сталкивали со скалы.
В воспоминаниях участника французского Сопротивления Кристиана Бернадека, на долю которого тоже выпали тяготы заключения, встречается рассказ о «лестнице смерти». Автор книги «186 шагов» писал, что сегодняшний экскурсионный маршрут выглядит не так, как в период действия лагеря. Подъем отреставрировали специально для туристов, выложили каменными плитами — теперь по нему легко ходить в обе стороны. А заключенным приходилось шагать по вырезанным в глиняном грунте ступеням, кривым и скользким, по факту непригодным для ходьбы.
Память о жертвах Маутхаузена
Когда война закончилась, на месте бывшего лагеря смерти организовали музей. На территории мемориального объекта установили больше 20 памятников — один из монументов представлен на фото выше. Другой, возведенный рядом с главными воротами, посвящен советскому военачальнику Дмитрию Карбышеву.
Память о лагере отражена в кинематографе. Например, в 1994 году австрийцы сняли картину «Охота на зайцев», а в 2018-м на экраны вышел испанский художественный фильм «Фотограф из Маутхаузена». Также не остались в стороне писатели. Юрий Пиляр опубликовал роман «Люди остаются людьми», а Сергей Смирнов выпустил повесть, основанную на реальных событиях, «Последний бой смертников».
Сегодня Маутхаузен — это территория, преимущественно застроенная жилыми районами. Гранитный карьер давно порос деревьями. Но память о бесчеловечности нацистского режима, как и прежде, не стерта.