Иван Крылов — факты о жизни и творчестве знаменитого баснописца
- Родом из Москвы
- По пути самообразования
- Проба пера
- Высмеивание человеческих пороков
- Отражение государственных перегибов
- Глубокий смысл басен
- Заимствованные и оригинальные сюжеты
- Новаторство в жанре басни
- Пьесы и повести
- Из драматургов в издатели
- Обжора и неряха
- Два прототипа
- Увлечения
- Холостяк
- Смерть и похороны
- Наследие и память
Появление русской басни связано с именами Михаила Ломоносова или Ивана Дмитриева. Но именно Иван Крылов, как считал критик Виссарион Белинский, стал великим родоначальником этого жанра в стране. Впрочем, интересные факты из биографии баснописца связаны не только с творчеством.
Родом из Москвы
Иван Крылов родился в Москве — 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера появился первенец. У баснописца был младший брат. Отец мальчиков участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако не получил за это никаких наград и привилегий. Приходилось жить бедно.
Крылов-старший умер, когда будущему литератору исполнилось 9 лет. В это время семейство жило в Твери. Начались особо трудные времена. Ребенку пришлось начать работать.
Иван поступил служить в губернском магистрате подручным. Он бегал по чиновничьим поручениям, а также переписывал документы. Заработок оставался мизерным, но все-таки стал некоторым подспорьем для семьи. Когда Крылову исполнилось 14 лет, вместе с младшим братом и матерью он перебрался в Петербург.
По пути самообразования
По причине малых доходов родители не могли дать детям достойного образования. Но Иван Крылов с детства проявлял повышенную любознательность, без принуждения охотно читал книгу за книгой из обширной отцовской библиотеки — единственного наследства, доставшегося ему от отставного офицера.
Все то образование, что сумел получить баснописец, нельзя назвать системным или последовательным. Благодаря страстному книголюбу-отцу грамоту он освоил дома, а потом повезло выучить французский язык. Дело в том, что в поместье рядом с Крыловыми жили богатые соседи — они разрешили маленькому Ивану бесплатно присутствовать на соответствующих занятиях.
Всю дальнейшую жизнь Иван Андреевич свободно изъяснялся по-французски и не только. Также со временем он выучил итальянский, а уже в зрелости заключил пари, что постигнет древнегреческий, с чем благополучно справился.
Что касается родного русского языка, литератор до конца дней писал с ошибками. Но никогда не бросал самообразование. В итоге уже взрослым он освоил ряд наук, особенно полюбил математику. А еще самостоятельно выучился играть на скрипке и иных музыкальных инструментах.
Проба пера
Начав работать с малых лет, Иван Крылов вскоре понял, что его совершенно не прельщает перспектива чиновничьей службы. В результате при первой возможности он подал в отставку, бросив едва начавшуюся карьеру в петербургской казенной палате.
В это время юноша уже успел написать первые литературные труды. Он решил целиком посвятить себя творчеству. Тогда его тянуло к театру и драматургии. Молодой автор пробовал силы в создании трагедий, а также сочинял стихи. Впрочем, критики отнеслись к его опусам весьма прохладно — несмотря на то, что отмечали задатки таланта в произведениях, указывали на явный недостаток мастерства.
В 1786 году впервые опубликовали произведение Ивана Андреевича, таковым оказалась эпиграмма. А с его баснями читатель познакомился двумя годами позже, после чего они стали все чаще появляться в журналах и других изданиях.
Высмеивание человеческих пороков
Иван Крылов — имя, которое ассоциируется с короткими рифмованными произведениями. Речь о баснях, традиционно высмеивающих пороки людей. В сочинениях русского автора встречаются привычные персонажи для такой литературной формы — как правило, это представители фауны, наделенные человеческими чертами. В таких героях каждый читатель узнает кого-либо из знакомых и близких, в отдельных случаях — самих себя.
Крыловские басни высмеивают наиболее распространенные пороки, присущие людям. Например, «Мартышка и очки» — это емкое произведение, посвященное непроходимой глупости и несогласию с научным прогрессом. «Ворона и лисица» представляет портрет пернатого, которое быстро лишается желаемого, поддавшись банальной лести.
Отражение государственных перегибов
Не только прямые человеческие недостатки находили отклик в литературных работах Ивана Андреевича. Так, в 1811-м вышла его знаменитая басня «Квартет». Принято считать, что на создание произведения автора вдохновило годом ранее принятое решение разбить Госсовет на четыре департамента.
Вышло так, что назначили четырех чиновников, но никак не могли решить, как их распределить между вновь созданными подразделениями. Ровно такую же ситуацию описал и Крылов, только перенес ее на животных-музыкантов.
О том, что происходило в высших правительственных кругах начала XIX века, многие не вспомнят, а басня жива по сей день. Причина в том, что при наличии конкретного исторического события в основе она посвящена вечной теме. Строки не теряют актуальности, потому что в простой стихотворной форме повествуют о глупости человека, присущей как рядовым гражданам, так и высокопоставленным чиновникам.
Глубокий смысл басен
Великий баснописец умел в коротких и якобы сказочных сочинениях выставить напоказ сразу ряд пороков. Очевидный на первый взгляд посыл на поверку оказывается не единственным. Выясняется, что Крылов часто доносил до читателя куда более глубокий заложенный смысл.
Например, привычно думать, что «Стрекоза и муравей» рассказывает о том, как хорошо быть трудолюбивым и плохо — легкомысленной плясуньей. Если не вникать, кажется, что автор принимает сторону героя, который старательно делает заготовки провизии на зиму. Но это не так.
Стрекоза в басне Крылова — это символ красоты и искусства, которые сами по себе представляют ценность. Выходит, что и муравей тоже не лишен пороков — ему бы стоило оценить прелесть соседки и помочь ей, но он беспокоится только о собственном благополучии.
Заимствованные и оригинальные сюжеты
Известно, что Иван Андреевич нередко заимствовал идеи для произведений, например, у Эзопа. Так, басню «Волк и журавль» автор отнес к категории сочинений под общим названием «Переводы и подражания», поскольку воспользовался замыслом Лафонтена. Но так происходило не всегда.
«Лебедь, рак и щука» — оригинальный крыловский сюжет. В этой басне литератор рассказывает о тройке незадачливых персонажей, которые безрезультатно пытаются сдвинуть с места повозку.
Иван Крылов не мог спокойно смотреть, как люди в попытке преобразить окружающий мир, терпят поражение, поскольку двигаются в противоположных направлениях. При этом цели добиться не удается, потому что ни у кого не возникает ни малейшего желания объединить усилия.
Это произведение, как и десятки иных сатирических сочинений Крылова, резко критиковали чиновники и представители власти. Но басня давно превратилась в шедевр русской литературы, потому что посвящена очередной нестареющей теме.
Новаторство в жанре басни
Благодаря стараниям Ивана Андреевича жанр басни не только закрепился в русской литературе, но и претерпел серьезные изменения. С его подачи в такого рода произведениях появилось философское, социальное, этическое содержание. За счет этого они сближались с романами или комедиями.
Писатель обращался к проблемам общенационального масштаба, решая задачи, имевшие важное значение. В итоге басни стали восприниматься публикой и иными писателями, как важные литературные формы.
Суть жанра такова, что перечень его внутренних возможностей ограничен. Но Иван Андреевич умел пользоваться доступными инструментами для достижения цели, не нарушая законы и принципы построения басен. Благодаря мастерству ему не приходилось делать выбор между рассказом и моралью, вместо этого он филигранно создавал живое повествование, не лишенное нравоучительности и комедийности.
За счет новаторского подхода Иван Крылов создал в жанре басни большие предпосылки к движению в сторону реализма. Во многом он способствовал развитию национального русского литературного языка с его многосторонними характерами.
Пьесы и повести
Иван Андреевич вошел в историю как баснописец. Но ведь в его литературном наследии присутствуют и произведения иных форм. Например, пьесы.
К числу наиболее выдающихся драматических сочинений автора относятся «Трумф», «Модная лавка», «Бесстрашная семья». При написании этих творений Крылов, как и в баснях, изобличал современные ему нравы и пороки людей.
В трагедии «Филомена», содержание которой базируется на античном сюжете, он вплотную приблизился к принятым в классицизме законам драматургии.
За Крыловым числятся и повести. Их только две — восточная «Каиб», на страницах которой верный себе автор вновь в иносказательной форме высмеял пороки современного общества, а также неоконченное сатирическое произведение «Ночи».
Из драматургов в издатели
Когда в молодости Крылов вошел в театральный круг, он оказался весьма плодовитым автором. Но продержался недолго. Дело в том, что он не смог совладать со своей сутью — не удержался и сатирически набросился на Якова Княжнина, главного тогдашнего драматурга. В итоге произошла ссора, после которой Иван Андреевич больше не возвращался к такого рода деятельности.
Новым занятием для него стало издательское дело. 20-летний Крылов выпустил первый журнал под названием «Почта духов». В открытой с товарищами частной типографии он принялся одним из первых в России печатать периодику, в которой публиковал сатирические произведения, обличающие царскую власть.
Поскольку подписчиков набралось слишком мало, журнал вскоре закрыли. Но позже Иван Крылов создал новый — «Зритель», впоследствии переименованный в «Санкт-Петербургский Меркурий».
Обжора и неряха
Известно, что Крылов любил поесть, при этом мог дать фору видным обжорам современности. Его не беспокоило качество пищи, он мог употребить несвежую выпечку, уже подернутую плесенью. А потом по сложившейся традиции отправлялся на двухчасовой послеобеденный сон.
Иван Андреевич отличался исключительной полнотой. За счет своеобразной внешности он производил на окружающих впечатление лишенного эмоций толстокожего человека, заплывшего жиром. В действительности в тучном теле ютилась тонкая натура, способная внимательно относиться к окружающему миру, что отражалось в его многочисленных баснях.
Вместе с тем Крылов всю жизнь слыл медлительным флегматичным мужчиной, которого не волновал его собственный внешний вид. Современники не раз отмечали, что публицист редко менял одежду, выглядел неопрятным, не любил расчесываться, а мылся только в исключительных случаях. Однажды его представили императрице, но он и во дворец явился в несвежем одеянии и дырявых сапогах.
Два прототипа
В зрелости Иван Андреевич стал еще ленивее, днями не выходил из собственного дома. Там он пребывал в раздумьях, часы напролет проводя на диване. Даже сочинительством басен литератор занимался в положении лежа.
Отдельные исследователи высказывали мысль, что Иван Гончаров списал своего Обломова как раз с Крылова. Но, если это остается лишь предположением, то по поводу мужества отца баснописца таких сомнений нет.
Крылов-старший в годы воинской службы отличался неординарностью и смелостью. В Яицкой крепости он неоднократно демонстрировал редкое мужество во время борьбы с бунтующими казаками под предводительством Пугачева. Емельян даже распорядился лично расправиться с Андреем Прохоровичем, как и со всеми членами его семьи.
Александр Пушкин, выросший на баснях Крылова, дружил с ним. В процессе работы над «Историей Пугачева» он расспросил Ивана Андреевича о подробностях осады Оренбурга мятежными казаками. Несмотря на то, что в ту неспокойную пору баснописец был еще ребенком, он все, что помнил, поведал младшему товарищу. Среди прочего рассказал о бездарности командования, о дефиците муки, об отваге собственного батюшки.
Смелость Крылова-старшего поразила Александра Сергеевича. Помимо того, что Пушкин получил ценные сведения для монографии о Пугачеве, он вывел образ Андрея Прохоровича в персонаже «Капитанской дочки» Иване Миронове, коменданте крепости.
Увлечения
У Крылова была масса увлечений. В молодости он интересовался кулачными боями, в которых часто выходил победителем за счет природной силы. Помимо физического развития, это занятие давало ему шанс вблизи изучать народные нравы и быт, что позже пригодилось в литературной деятельности.
За Крыловым замечали болезненную страсть к огню. Неизвестно, откуда взялась его пиромания, но баснописец любил смотреть на пламя и старался не пропускать ни одного пожара в городе.
Еще одна страсть литератора — карточные игры. В этом деле он стал профессионалом и даже умел показывать десятки фокусов. Более того, в течение 10 лет после увольнения со службы выигрыши оставались для него главным источником дохода.
Холостяк
Иван Крылов впервые влюбился в дочь брянского священника. Испытывавший в ту пору нужду молодой литератор не понравился родителям девушки, но Анна сильно переживала из-за этого, поэтому отец с матерью пошли на уступки. Они отправили ухажеру в Петербург телеграмму с приглашением приехать и посвататься.
Денег на поездку не нашлось, поэтому в ответ он попросил привезти возлюбленную к нему в столицу. В итоге брак так и не состоялся, о чем Крылов сокрушался десятилетиями.
Став популярным, Иван Андреевич уже не испытывал дефицита женского внимания, если верить воспоминаниям современников. Но писатель так и не женился. Впрочем, согласно слухам, у него родилась внебрачная дочь от служанки.
Девочку звали Александрой, она благополучно вышла замуж и стала матерью двоих детей. Дедушка Крылов любил внуков, обожал с ними нянчиться, а все имущество перед смертью переписал на супруга дочери. С этими людьми он и провел последние минуты жизни.
Смерть и похороны
Прежде считалось, что Крылова сгубило обжорство. Рассказывали, якобы он переел рябчиков или блинов, отчего занемог и умер. Но выяснилось, что это только легенда. В действительности причиной смерти литератора 21 ноября 1844 года стала двусторонняя пневмония.
Прощание прошло пышно при массовом скоплении людей. Писателя отпевали в Исаакиевском соборе, после чего гроб донесли до Александро-Невской лавры на руках через весь исторический центр Петербурга. В 1845-м над могилой на Тихвинском кладбище появилось надгробие, которое сохранилось до нынешних времен.
Наследие и память
Памятники баснописцу установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Троицке. По России и странам бывшего СССР в его честь названы улицы и переулки, а также многочисленные библиотеки.
Творческое наследие автора включает 236 басен. Еще в XIX столетии большинство из них перевели с русского на итальянский, грузинский, армянский и иные языки. Часть творений положены на музыку, отдельные — экранизированы.
Басни литератора с детства известны каждому русскоговорящему человеку, поскольку входят в школьную программу. Иван Крылов создал их в начале позапрошлого века, но сюжеты не забываются, так как остаются актуальными по сей день.