Война в Сирии. Мир становится биполярным
Мир возвращается к биполярности, пусть медленно, но зато верно. Если раньше парадом командовали США, то сейчас ситуация начала меняться, и прошедший в Санкт-Петербурге саммит G20 это доказал.
«Америка слаба и только болтает, Россия богата и возрождается – и ее лидера не волнует, что о нем думают. Мир по правилам Владимира Путина», - именно с таким заголовком и с российским президентом на обложке вышел в свет сентябрьский номер ни какого-нибудь малоизвестного российского издания, а авторитетного журнала Time.
Формально главной повесткой дня на саммите G20 в Санкт-Петербурге была экономическая обстановка в мире, и опять-таки формально, лидеры 20 крупнейших экономик мира пообещали к следующей «сходке» подготовить меры, которые бы отчасти помогли решить эти проблемы. Но куда большее внимание общественности, журналистов, да и, пожалуй, самих стран «большой двадцатки» было приковано к сирийскому вопросу.
По умолчанию, США обвинили в применении химического оружия под Дамаском официальные власти Сирии во главе с Башаром Асадом и сейчас добиваются военного вмешательства в войну. На деле же доподлинно неизвестно, кто мог применить химическое оружие, да и предположения о том, что это сделали сирийские власти, кажутся, мягко говоря, бредовыми.
До событий тех дней повстанцы, если и не терпели поражение, то уж точно говорить о своей победе не могли. Было очевидно, что Асад начинает брать вверх. Поэтому для мятежников химическая атака под Дамаском, дающая повод третьим странам вмешаться в конфликт, стала эдаким рождественским подарком под конец лета. Ну а после информации о желании США нанести воздушные удары по силам Асада, они и вовсе оживились, как муравьи в потревоженном муравейнике. Кому была выгодна химическая атака под Дамаском и последующая мировая реакция, я думаю, очевидно.
Но вернемся к саммиту G20. В Санкт-Петербурге Барак Обама заявил, что будет любыми путями защищать международные нормы, запрещающие применение химического оружия, включая и те, что помогут избежать военного вмешательства, но мирных и одновременно действенных путей, которые помогли бы «донести сигнал» до Башара Асада он так и не нашел. В этом его поддержали десять других стран-участников G20, включая Францию, Великобританию, Турцию, Японию, Италию и Испанию, позднее к ним присоединилась Германия.
Да, Обама заручился поддержкой дюжины стран, но большинство из них лишь призвали мировое сообщество к жесткой реакции на применение химического оружия, а что касается военной операции, то в ее пользу выразились исключительно Турция, Саудовская Аравия и Франция.
Другие страны категорически отказались участвовать в военной операции против Сирии. Некоторые лидеры, например, премьер Италии Энрико Летта и вовсе умудрился одновременно поддержать и Обаму, и Путина.
Кроме того, на прошедшей в минувшие выходные встрече в Вильнюсе ЕС попросил США повременит с атакой на США вплоть до публикации доклада ООН. Последний, как ожидается, будет опубликован до конца этой недели. При этом эксперты смогут лишь подтвердить или опровергнуть факт применения химического оружия, а вынесение обвинительного приговора повстанцами или официальным войскам в их компетенцию не входит.
Таким образом, очевидно, что США изначально рассчитывали получить куда более существенную поддержку и оставить Россию в изоляции, но получилось все в точности наоборот. Большинство стран, даже обвинивших в применение химического оружия Башара Асада, поддержали позиции Владимира Путина и призвали США не начинать военных действий против Сирии без соответствующего решения Совбеза ООН.
Как бы то ни было, если США решат начать военную операцию против Сирии, то даже Совбез ООН не сможет противостоять этому решению. Однако прежде Бараку Обаме предстоит убедить в необходимости предстоящего конфликта как собственных политиков, так и собственных избирателей. Так, по данным компании Gallup, военное вмешательство в сирийский конфликт поддерживают лишь 36% американцев, а более половины граждан США выступают против очередной войны. Кроме того, даже представители Белого дома, среди которых десятки демократов, как пишет The Washington Post, не разделяют планы Барака Обамы.
Изменить взгляды рядовых американцев и конгрессменов Обама собирается 10 сентября во время своего публичного обращения к американским гражданам. Даст ли публичное обращение нужный результат, станет известно уже на следующий день, 11 сентября, когда в верхней палате Конгресса состоится голосование по вопросу проведения военной операции в Сирии.
Существует масса причин, по которым не следует наносить удар по Сирии. Проигнорировав их, США попытаются в очередной раз показать, кто в доме хозяин, но такое решение может стать фатальным и привести к абсолютно противоположенному результату.