20 лет со дня штурма Белого дома
Общество
3 октября 2013 г. 16:36
Время чтения: 5 минут

20 лет со дня штурма Белого дома

20 лет назад в России началась пусть и маленькая, но самая, что ни наесть, настоящая война между президентом Борисом Ельциным и депутатами Верховного Совета РФ во главе с председателем Русланом Хасбулатовым. Но когда на шахматной доске воюют короли, гибнут пешки. События тех дней получили разные названия: «Расстрел Белого дома», «Октябрьский путч» и «Ельцинский переворот».

Объявление войны

«Война» началась утром, когда Хасбулатов получил от Ельцина письмо, в котором тот сообщал о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации,а всего через несколько минут Борис Николаевич заявил по телевидению о том, что издал соответствующий указ. В это же время Дом Советов отключили от всех коммуникаций, включая воду, электричество и канализацию. Кроме того, вокруг него было выставлено милицейское оцепление. 

В ответ депутаты приравняли действия Ельцина к попытке государственного переворота и издали собственный указ о немедленном прекращении его полномочий. И заняли глухую оборону в стенах Белого дома. Они назначили врио президента России, которым стал Александр Руцкой. Война началась.

Если день 21 сентября прошел относительно спокойно, то к вечеру ситуация стала напряженной. Так, поддержать депутатов решил Конституционный суд России, освободивший Бориса Ельцина от должности, а у стен Белого дома начался митинг представителей различных общественных объединений, включая чернобыльцев, «Союза офицеров», шахтеров и прочих.

Борис Николаевич так же не сидел, сложа руки. Он начал собирать собственных сторонников, в числе которых оказались теперь уже бывший мэр Москвы Юрий Лужков, председатель Совета Министров Виктор Черномырдин и гендиректор ВГТРК Анатолий Лысенко.

Первые жертвы переворота

Первое вооруженное столкновение  произошло вечером 23 сентября, когда было совершенно нападение на штаб объединенного командования СНГ. Как позже признался в своих мемуарах глава общественно-политического движения «Трудовая Россия» и сторонник депутатов Верховного Совета Виктор Анпилов, именно он стал организатором нападения, в результате которого погибли пенсионерка и милиционер. Что интересно, сами депутаты к этой провокации были непричастны. 

Следующие четыре дня стали затишьем перед бурей. Белый дом, оцепленный милиционерами, фактически находился в осаде. Депутаты остались без продовольствия и медикаментов. Решив помочь своим избранникам, 28 сентября их сторонники попытались прорвать оцепление, но безрезультатно. Вечером того же дня у станции метро «Баррикадная» около 3 тысяч человек, вооруженных чем попало, напали на милиционеров. Эта битва продолжалась около 5 часов.

Затишье перед бурей

Ненадолго ситуацию удалось стабилизировать лишь 30 сентября, когда в Белый дом начали запускать журналистов, но вечером того же дня сторонники депутатов начали возводить баррикады по всему центру Москвы. В ход пошли мусор, троллейбусы и бетонные блоки. На следующий день глава ГУВД Москвы Владимир Панкратов заявил, что в Белом доме находится огромный арсенал с оружием, включающий 1,6 тысяч автоматов, 2 тысячи пистолетов, а также гранатометы и пулеметы. Оружие в здании действительно было, но гораздо меньше, чем заявлял Панкратов: 163 автомата, 430 пистолетов, 5 пулеметов и 2 СВД.

Очень многообещающим должен был стать следующий день, 2 октября, когда конфликтующие стороны подписали подобие мирного договора, предусматривающее поэтапное снятие оцепления Белого дома, куда вновь возобновили подачу тепла и электричества. Ситуация, казалось бы, стабилизировалась, но уже в 11 часов дня коммуникации в Доме Советов вновь отключили, а Виктор Анпилов вновь организовал столкновения милиции и демонстрантов, которые произошли недалеко от Смоленской площади. 

На следующий день на Октябрьской площади начался митинг, собравший несколько тысяч человек. Внутренние войска попытались заблокировать площадь, но протестующих было настолько много, что они захватили 10 спецмашин и прорвали оцепление на Крымском мосту. В результате столкновения пострадали два сотрудника ОМОНа. Затем началась бойня: по демонстрантам открыли огонь. В результате чего погибли 7 митингующих и два милиционера, включая полковника, попытавшегося помешать расстрелу.

После трагедии Александр Руцкой призвал своих сторонников к штурму мэрии Москвы и телецентра «Останкино». Мэрию захватили всего за 30 минут. После чего демонстранты во главе с Анпиловым отправились к зданию телецентра, где потребовали предоставления прямого эфира, а получив отказ, начали штурм «Останкино». В это же время у телецентра раздался взрыв, в результате которого  погиб один человек – рядовой Николай Ситников, позже получивший звание Героя России посмертно. Так же внутри «Останкино» был убит видеоинженер Сергей Красильников.

Защитникам «Останкино» удалось отбить атаку, но слишком дорогой ценной: по штурмующим был открыт огонь. Погибли 46 человек, в том числе и оператор немецкой телекомапнии ARD Рори Пек, освещавший события тех дней.

Обстановка в Москве накалялась с каждой минутой. Так, в прямом эфире министр финансов Егор Гайдар призвал сторонников Бориса Ельцина собраться у здания Моссовета, чтобы организовать охрану и здания столичных райсоветов. При этом Гайдар, как оказалось, заручился поддержкой Сергея Шойгу, который пообещал в случае необходимости вооружить «народное ополчение».

Штурм Белого дома

В ночь 3 на 4 октября Борис Ельцин принимает решение о штурме Белого дома, которое началось в 4 часа утра. В штурме принимали участие 1,7 тысяч солдат, 20 БТР и 10 танков Таманской дивизии. В 8 часов утра боевые машины начали стрелять по Дому Советов, прикрывая действия десантников. Днем того же дня с крыши Белого дома неизвестные открывают ответный огонь, причем по всем подряд. В результате инцидента погибли двое журналистов и одна женщина. Всего же в этот день, по официальным данным, погибли 74 человека. 

К вечеру державшие осаду депутаты начали покидать Белый дом. В их числе оказались Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой, которых тут же арестовали. Как рассказал позднее Александр Коржаков, возглавлявший одну из штурмующих групп, он получил приказ ликвидировать Руцкого и Хасбулатова.

Несмотря на то, что члены Верховного Совета фактически сдались, а Ельцин праздновал свою победу, бои ОМОНа и демонстрантов продолжились и на следующий день. 

В ходе силового разгона Верховного Совета России погибли не меньше 157 человек, еще 384 получили ранения.  7 октября 1993 года был объявлен траур по погибшим. 

Читайте также