Стрельба в школе Москвы. Американская проблема в России
3 февраля в Отрадном произошла трагедия. Старшеклассник Сергей Гордеев в разгар урока постучал в дверь класса и застрелил учителя географии Андрея Кириллова. Преподаватель упал на пол, а Сергей проследовал в кабинет, где находились ученики 10-го класса. Замерших в шоке подростков Сергей оповестил, что у него сто патронов, и он пришёл сюда "умереть, так как смерть ему интересна".
Далее старшеклассник, вооружённый двумя винтовками, продержал класс в заложниках, рассказывая свою биографию и попутно постреливая в коридор и в окно. Всего подросток убил двоих взрослых и тяжело ранил одного полицейского. Сверстников он не трогал, всё больше рассуждал о смысле жизни, потом начал звонить маме, отцу и бабушке. В конечном итоге, он позволил отцу зайти в класс. Через час после нападения родитель убийцы появился в бронежилете и уговорил сына отпустить заложников. Отец Сергея – бывший сотрудник ФСБ, именно его оружие школьник принёс с собой.
Детский терроризм
Захват школы в Москве – ситуация для России нетипичная и больше напоминает американскую тенденцию детского терроризма. В США это стало чем-то вроде прискорбной нормы. Сообщения о новых перестрелках и бойнях в стенах учебных заведений появляются настолько часто, что уже перестали вызывать шок и ощущение нереальности происходящего. В 2007 году в университете Вирджинии погибло 32 человека. В 2012 году в школе Коннектикута молодой парень застрелил 26 человек и покончил с собой. И это лишь самые нашумевшие истории, есть и такие, в которых было меньшее количество жертв, или преступника удалось нейтрализовать. Такие события меньше освещаются прессой, но не становятся от этого менее страшными. После последних происшествий американские власти всерьёз решили пересмотреть лояльный закон об обороте оружия.
В Германии после трагедии 2009 года власти посчитали нужным пойти дальше, и помимо ограничения оборота оружия стали контролировать продажи видеоигр с элементами насилия. Тогда трагедия произошла в школе города Винненден - бывший ученик пришёл в свою школу и убил 15 человек.
Большинства развитых стран коснулась проблема насилия и убийств среди детей. Но всё же Америка лидирует в этом скорбном рейтинге. Как правило, всё развивается по одному сценарию: подросток убивает нескольких человек, а потом и себя. К слову, у московских заложников возникли те же ассоциации. И это неудивительно, хоть Россия и не была готова к трагедии, хоть и не наблюдалось в стране прецедентов, однако, сценарий нам знаком – из американских новостных хроник и художественных фильмов.
Но Гордеев, к счастью, не пытался убивать учеников, хотя и периодически наводил дуло на их головы. Какую цель преследовал подросток, тоже неясно. Выдвигается множество версий, но подкрепить доказательствами пока ничего не удаётся, ибо прошло совсем немного времени. Преступнику назначена психологическая экспертиза, на которую может уйти до трёх месяцев.
Охрана в российских школах
Власти отреагировали однозначно. Мэр Москвы усиливает меры охраны школ города. Ученики школы №263 освобождены от занятий на следующий день после трагедии, с пострадавшими учениками работают психологи. Помощь будет оказана семьям погибших – полицейского и учителя. У последнего остались жена и ребёнок. Владимир Путин видит причину трагедии в недостаточном эстетическом развитии поколения, в отсутствии стремления к искусству и прекрасному.
Захват в школе Москвы стал неожиданностью для всех. В России не было подобных инцидентов, и готов к ним не был никто. Теперь власти в спешке стараются предупредить возможное продолжение. Предполагается установка видеокамер в учебных заведениях. Все надеются, что это был разовый несчастный случай, и у Сергея Гордеева не будет последователей.
Какие меры помогут предотвратить детское насилие - вот над чем думают сейчас первые люди государства. В США, к примеру, снижается оборот оружия, но нам эта мера не подходит. Во-первых, у нас и так нет оружия в свободной продаже. Во-вторых, прошёл бы 15-летний убийца в школу, если бы охранник был вооружён? Ведь сотрудник охраны заблокировал турникет и пытался препятствовать проникновению террориста. Но против винтовки человек, призванный охранять здание с детьми, оказался бессилен. Да и кто сторожит в России учебные заведения - как правило, это мужчины предпенсионного возраста, реже молодые люди, чаще всего не вооружённые. Если оснастить школы камерами, металлодетекторами и усилить охрану, это снизит вероятность будущих террористических инцидентов. Но чтобы свести такую вероятность к нулю и не уподобляться печальному примеру Америки, нужны глубокие меры.
Человек-тень Сергей Гордеев
Рассмотрим конкретный случай. Если откинуть версии, основанные на предположениях, и обратиться к фактам, складывается впечатление, что парень пришёл именно разговаривать со школьниками, которые не имели иного выбора, кроме как слушать его в течение часа. Полицейский предпринял попытку обезвредить подростка, за что был застрелен - Сергей заявлял, что ищет смерти, но на деле не стремился к ней. Совершив два убийства, подросток засел в классе, будто это и было его целью. Его последующие звонки родственникам тоже похожи на попытки обратить на себя внимание.
Все одноклассники и учителя в один голос говорят, что у преступника не было ни одного конфликта и к нему никогда не было никаких претензий. Как правило, такие отзывы заслуживают или очень душевные, или очень незаметные люди. Но о прекрасных личных качествах Сергея никто не говорит ни слова. Стало быть, остаётся второй вариант. И ему есть и подтверждения – несколько одноклассников назвали подростка человеком-тенью.
Выходит, отличник, претендующий на золотую медаль, неконфликтный и незамеченный ранее в криминальных наклонностях, ни с того ни с сего совершает два преднамеренных убийства. Тому может быть два объяснения – психическое расстройство или некое сильное эмоциональное переживание. Впрочем, эти варианты не исключают друг друга. Расстройство, его наличие или отсутствие, покажет экспертиза. Сейчас точно можно сказать одно – если и есть у школьника психические проблемы, они никак прежде не выражались и никем замечены не были.
Отец преступника, оказывающий активную помощь полиции при задержании, разводит руками. Он не знает, что могло подтолкнуть сына к преступлению. По сути, Сергей действительно всегда оставался в тени, несмотря на отличную учёбу. Его заметили лишь после того, как он начал творить ужасные вещи. Возможно, преступные наклонности назревали в нём уже давно, но ждали своего часа. В любом случае, чертей в тихом омуте не заметили ни родные, ни педагоги, ни сверстники – никто.
Кто виноват и что делать
Причина не в компьютерных играх, не в американских фильмах, а, возможно, в халатности взрослых, ответственных за ребёнка. Не секрет, что в переходном возрасте подросткам свойственно идеализировать пороки. С возрастом максимализм проходит, но в переломный период рядом должен быть мудрый советчик – родитель или книга. На деле же выходит, что подростки остаются наедине с собой, интернетом и модой на социопатию.
Вспоминается высказывание Путина о недостаточном культурном развитии. Это истина, 15-летний, злой на весь мир, замкнутый человек, будучи предоставленным самому себе, видит окружающее сквозь призму своего воспалённого, отягощённого гормональными перепадами сознания. Ему даже не придёт в голову приобщаться к прекрасному, когда есть более популярные занятия.
Для того, чтобы обезопасить школы от насилия, требуется глобальное просвещение, ликвидация культурной безграмотности молодёжи. В школьную программу стоит ввести основы безопасности, с уклоном на защиту от терроризма. В Америке практикуется техника оценки потенциальной опасности – педагоги и ученики учатся распознавать на начальных порах признаки агрессивной социопатии. Эту информацию можно подавать на уроках ОБЖ или темой отдельных семинаров. В школах должны быть психологи – сотрудники полиции, которые смогут не только контролировать возникшую чрезвычайную ситуацию, но и работать на снятие общего напряжения, налаживать доброжелательную атмосферу.
Стрельба в школе Москвы произошла впервые, поэтому проблему ещё не поздно подавить в зародыше, если взяться за неё вовремя.