"Ангел Донбасса". Кто, если не я
Война на Донбассе потрясла и затронула каждого жителя Украины. Многие из мирных регионов хотят помочь людям, оказавшимся в непростой ситуации. В каждом городе жителей Донбасса принимают и помогают «выживать» на новом месте. Но что же делать тем, кто остался в зоне военных действий, кто поможет им?
Рядовые соотечественники - единственный реальный источник помощи, которые несмотря на пролетающие мимо пули, протягивают руку отрезанным от всего мира украинцам. Редакция 24smi.org пообщалась с девушкой из Одессы по имени Юлия, которая неоднократно ездила в зону военных действий, передавая людям необходимые вещи для жизни.
Редакция: Юлия, нам стало известно, что вы уже не один раз за время военной операции ездили в Луганск. Скажите, как вы решились поехать в самый центр боевых действий?
Юлия: Я вообще социально активный человек. Однажды я сидела на лавочке во дворе и услышала, как соседская бабушка Нина Ивановна расплакалась, рассказывая своим подругам о судьбе своей сестры в Луганске. Она рассказала, что сестра больна диабетом и ей необходим инсулин, но в аптеках Луганска его уже почти не осталось. Нина Ивановна жаловалась, что сестра живет одна, далеко ходить не в силах, а попросить сходить в дальние аптеки у нее возможности нет. Меня растрогала эта история. Я подошла к ней и сказала, что отвезу в Луганск ее сестре инсулин. Пришла на следующий день на то же место, нашла Нину Ивановну, показала ей лекарство и попросила адрес ее сестры.
Пенсионерка расплакалась и предложила мне деньги за лекарство и на дорогу. Это было 600 гривен. Я взяла у нее только 200 гривен (прим. - 550 рублей) на дорогу, так как у меня больше не оставалось денег. О моем намерении поехать в Луганск по «сарафанному радио» узнали остальные жители Одессы. За день мне принесли множество лекарств, продуктов и денег с просьбой отвести их родственникам и знакомым. Некоторые просто просили навестить кого то, узнать как дела. Вот так я впервые поехала в Луганск.
Редакция: Юлия, ведь вы хрупкая девушка, а там настоящая война. Неужели не было страшно?
Юлия: А кто, если не я? Парни боятся туда ездить, так как их напугали: «забирают в армию». Меня никто не заберет. Война войной, но людям помогать ведь нужно.
Редакция: Вы затронули тему, почему парни боятся ездить на Донбасс. Были слухи, что военные снимают их с поезда и отправляют в зону АТО. Об этом говорят уже не первый день. Это действительно так?
Юлия: За три моих поездки никого не сняли. Я ездила и поездом напрямую в Луганск, и с пересадками на автобусе. Никого негде не снимали.
Редакция: Что в основном передают на Донбасс?
Юлия: Продукты я не беру, так как сама не довезу их. В основном лекарства, так как в городе практически не осталось аптек, а те, что остались, не блещут ассортиментом. Деньги передают, в Луганске люди не работают, зарплаты соответственно не платят. Пенсии и прочие социальные выплаты тоже прекратились. В последнее время начали давать стартовые пакеты мобильного оператора «Киевстар». В городе ловит только он, а цены на него в Луганске подскочили до заоблачных высот.
Редакция: Кроме вас есть еще волонтерские организации, которые занимаются подобным делом?
Юлия: Я не волонтер и не отношусь ни к какой волонтерской организации. Насколько мне известно, волонтерские организации занимаются в основном помощью армии, в город ехать боятся. Есть такие люди как я, которые в частном порядке самостоятельно отправляются в зону боевых действий. Но их очень мало. Много развелось мошенников, которые собирают у людей деньги и скрываются.
Редакция: А как вы доказываете людям, что вы не мошенница?
Юлия: Никак. Когда у меня спрашивают, какие гарантии я могу предоставить, я отвечаю, что я не организация и не банк. Я просто помогаю людям, они вправе мне верить или нет. Я не обижаюсь на такие заявления, так как наш народ уже неоднократно обманывался.
Редакция: Вы просите у людей оплату своих услуг? За дорогу вы платите со своего кармана?
Юлия: Нет, за услуги денег не беру. Что касается дороги, во время первых двух поездок ходили прямые поезда в Луганск. Дорога выходила около 200 гривен. Признаюсь честно, что лишними финансами я не обладаю. Люди сами предлагали мне деньги на дорогу, я брала. Кто сколько может. Кто 20 гривен даст, кто 50, а кто вообще 100. Как только наберется 200 гривен, я прекращала сбор. А вот когда я ездила последний раз, в начале августа, мне пришлось добавлять самой. Поезда в Луганск уже не ходили, пришлось ехать с пересадками. А это только в одну сторону необходимо 700 гривен (прим. - 1925 руб.). Люди собрали мне 900 гривен, остальное вложила я.
Редакция: В Луганске вы сколько времени проводите, где останавливаетесь?
Юлия: В Луганске я провожу не больше суток. Ночевать остаюсь у людей, которым привожу провиант.
Редакция: Что сейчас происходит в Луганске?
Юлия: Я была там в последний раз 7 августа. В городе нет света, воды и газа. Люди готовили еду на кострах во дворах. Многие объединились в маленькие общины и выживают группками. Сейчас мало кто уже выражает поддержку какой-либо из сторон. Все хотят мирного неба над головой. Война их измучила.
Редакция: Вы собираетесь еще раз поехать в Луганск?
Юлия: Сейчас у меня закончились деньги, больше совершить такой маршрут самостоятельно не могу. Если люди соберут на дорогу, то я на следующий же день поеду, не задумываясь. Кто, если не я, как говорится.
«Ангел Донбасса» - так называют скульптуру в донецком парке отдыха имени Щербакова. Золотой ангел с голубем в руках дает надежду жителям региона на светлое будущее. Именно с такими надеждами и помыслами ездит в мятежный регион обычная девочка Юля.