История персонажа
Хорс — солярный бог, культ поклонения которому в Древней Руси был распространен наравне с Даждьбогом и Ярилом. День почитания этого языческого персонажа совпадал с зимним солнцестоянием. А сам герой олицетворял надежду, борьбу с Чернобогом и защиту от диких животных.
История создания персонажа
Бог солнца в славянской мифологии отвечал за управление дневным светилом. Несмотря на то что в пантеоне имелось еще 3 небожителя со схожими задачами, между ними прослеживаются отличия.
В понимании предков Хорс был символом холодного зимнего солнца. Ему приходилось бороться с действиями Чернобога, чтобы Земля не стала замерзшей безжизненной планетой. В связи с этим в культуре персонаж отождествлялся с надеждой на скорое тепло, наступление весны и хороший урожай.
Другие имена божества — Хоре, Хорос — имеют один корень. Ученые утверждают, что он произошел из иранских языков и переводится как «сияющее солнце». Доказательством такой гипотезы служит то, что до заселения берегов Днепра русами об этой мифологической личности не знали. И только князь Владимир поместил изображение зимнего покровителя рядом с Перуном.
Зато культ небожителя был распространен среди арийских народов. Там он именовался Хорсетом. Как видно, все имена героя легенд так или иначе созвучны. Отсылки к ним прослеживаются в словах: хоровод, хорошо, хоромы и хорохориться. И все они отражают определенные характеристики древнеславянского персонажа.
Так, понятие «хоровод» означает движение по кругу. Хороший — значит, радостный, светлый. Хорохориться — здесь сразу два корня «хор», значение — вести себя чересчур ярко, возбужденно. Интересно, что в древности даже название города Корсунь звучало как Хорсунь.
По аналогии понятие «хорошо» символизирует нечто приятное. Кроме того, что суть имени героя объясняют эмоциональным подтекстом, можно увидеть связь и с земледелием. Так, при солнечном свете всходы превращаются в колосья, а плоды созревают. Поэтому мифологический персонаж также считали помощником в сельскохозяйственной сфере.
Образ и биография бога Хорса
Ключевой солярный бог у восточных славян считался сыном Рода, а вот информация о том, что он брат Велеса, не нашла официального подтверждения в источниках. Предпочтительнее считать его творением Рода, как и сестру Дивию, мать всего живого.
Жена языческого персонажа — Заря-Заряница. У этой пары родились сын Денница и дочь Радуница.
Узнаваемой чертой внешности небожителя стали румяные щеки. Он предстает мужчиной средних лет с неизменной улыбкой. Одет легко — в рубашку и штаны светлого оттенка. У него есть лазурный, как цвет неба, плащ.
Изо всех сил Хорс старается уберечь жителей Земли от ярых морозов, но ему сложно справиться в одиночку, поэтому люди возносили хвалу защитнику. Повелитель зимнего солнца способен успокоить снежный буран. Если бы не он, то Чернобог установил бы на планете вечную темноту и холод.
Еще одной ипостасью героя считалась защита от диких животных. Несмотря на то что это функция Велеса, именно Хорса звали, чтобы спастись от медведей-шатунов и голодных волков. Ему было нетрудно отогнать зверя от человека и утихомирить его.
Покровителя почитали те, чья работа была связана с землей. И это не удивляет, ведь в его ведении находились озимые культуры.
До наступления утра Хорс отдыхает. Его будит Утренник — конь белого цвета. После подъема бог запрягал свое транспортное средство, колесницу, и выезжал в небо, принимаясь отогревать замерзшую планету. К вечеру же «будильником» становился Вечерник, и Солнце ложилось спать.
Один славянский миф описывает историю, как Денница попросил у отца разрешения управлять вместо него колесницей (схожий сюжет прослеживается в древнегреческих легендах). Хорс пытался отговорить сына, однако впоследствии уступил ему.
Бог зимнего солнца предупреждал, что небесная дорога не так легка, как кажется. Денница смело сел в колесницу, запряженную огненными конями. Мифические животные сразу почувствовали неумелость возницы.
Отсутствие крепкой руки привело к тому, что огонь стал сжигать землю. Денница не смог вернуть колесницу на тропу и рухнул вниз.
Еще одна легенда гласит, что Хорс участвовал в освобождении Перуна. Верховного бога похитил Скипер-Зверь и заточил в темницу под землей. Громовержца нашли, а герой, олицетворяющий зимнее солнце, его воскресил, напоив живой водой. Когда Майя-Златогорка перешла в царство Нави, Заря-Заряница с супругом взяли под опеку Коляду и Авсеню.
Так, покровитель земледельцев в холодное время года дарил тепло и свет славянам, боролся с последствиями влияния Чернобога и всячески препятствовал морозу и вьюгам.
При таком положительном образе героя упоминают и его темную сторону. В мифологии есть еще один персонаж — Черный Хорс, родом из царства Нави. Согласно преданиям, он посылает людям лютые метели, сильные холода и лавины. Однако повелитель солнца всегда выходит победителем из борьбы с этой божественной сущностью.
Славяне подносили ему требы: мед, кутью, кашу, блины. На столах обязательно присутствовал курник — пирог с курицей. В день зимнего солнцестояния устраивались большие празднества. Славяне водили хороводы, поскольку этот танец нес в себе сакральный смысл, символизируя небесное светило.
В этот праздник считалось правильным искупаться в проруби. Такой обряд в представлении народа обладал очистительной силой. Он наделял человека бодростью, избавлял от негатива, даже от порчи.
Существовали символы, которые ассоциировались с зимним покровителем. Среди них выделяют Огнивец, Солнцеворот и Колард. Они ложились в основу амулетов и оберегов, призванных защищать и помогать. Кроме того, эти знаки вышивались на одежде и вырезались на деревянных предметах быта.
Хорс в культуре
Описание изображения бога солнца прослеживается в «Повести временных лет». Нестор указывал, что идол, олицетворявший небожителя, стоял на холме в Киеве — подле Перуна и рядом с Даждьбогом. Мифологический персонаж также упоминается в «Слове о полку Игореве»: Всеслав Полоцкий обращался в дикого волка, перебегая путь великому Хорсу.
Культ божества был настолько популярен в Древней Руси, что не угас даже с упразднением язычества. В апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» исследователи выявляют отсылки к великому Велесу, Перуну и зимнему покровителю.
Имя героя часто упоминалось в русских летописях. В этот список входят работы: «Об идолах Владимировых», «Слово некоего Христолюбца», «Беседа трех святителей».
Заинтересовались личностью защитника от вьюг и холодов и за границей. Исследователь из Германии, Виндерер, под Псковом встретил идол Хорса и позже описал скульптуру в путевых заметках. По словам немца, в руках Хорса был меч и «огненный луч».
На картинах персонаж появлялся традиционно в светлой рубахе и штанах и в синем плаще. Однако популярны были изображения отдельно головы героя — в окружении яркого огня.
Интересные факты
- Священным животным этого мифологического защитника считали коня светлой масти.
- Предмет быта, который ассоциировался с повелителем зимнего солнца, — подкова.
- Амулеты и обереги покровителя следовало изготавливать из черненого серебра.
- Религиовед Андрей Бесков считал, что Даждьбог и Хорс — братья-близнецы.
Библиография
- 980 — «Повесть временных лет»
- XII век — «Хождение Богородицы по мукам»
- XII век — «Слово об идолах»
- XV век — «Беседы трех святителей»