История персонажа
Каждый уважающий себя герой обладает нужными знакомствами и связями. У смелых рыцарей, низкорослых человечков и студентов Хогвартса лидирующее место в качестве помощника занимают волшебники. Одним из могущественных колдунов, приходящих на ум в первую очередь, является седовласый старик из трилогии «Властелин колец».
История
В сентябре 1937 года на полках книжных магазинов появилась фантастическая сказка «Хоббит, или Туда и обратно», написанная преподавателем Оксфорда. Приключенческий роман повествует о путешествии хоббита по имени Бильбо Бэггинс и его соратников, отправившихся за похищенным золотом гномов.
Рассказ о приключениях волшебных существ создавался Толкином исключительно для собственных детей. Однажды старший сын писателя заметил, что детали сказки не совпадают, и педантичному профессору пришлось записать роман на бумаге. Так появилась первая часть эпопеи о хоббитах, эльфах и всемогущих магах.
Первое издание фэнтези получило положительные отзывы. В издательство приходили кипы писем с просьбой напечатать продолжение приключений маленького человечка и великого чародея. Под давлением издателя Джон Р. Р. Толкин написал новые романы о Средиземье и его жителях. Только в этот раз книги не относились к разделу детской литературы. Трилогия получила название «Властелин колец».
В период подготовки рукописей к публикации Толкин часто присылал редактору подробные письма, в которых расшифровал характеры героев. В очередном пояснении (письме №107) писатель упоминает, что представлял себе Гэндальфа «в духе Одина». Неудивительно, ведь профессор преподавал литературу, в том числе и скандинавскую мифологию. В фантастической эпопее много завуалированных отсылок к мифам и сказаниям.
Образ
Биография великого мага начинается в 1000 году Третьей эпохи. Высшие силы направляют старца в Средиземье для борьбы с Сауроном — колдуном, несущим страх и разрушения. Добрый волшебник олицетворяет собой стихию огня: посох Гэндальфа источает пламя, жители Шира помнят фейерверки старика, а орел, на котором маг изредка передвигается по Средиземью, считается символом солнца.
На территории вымышленного мира Гендальф Серый известен под несколькими именами:
«У меня много имён в разных странах. Митрандир среди эльфов, Таркун среди гномов; в юности на давно забытом Западе я был Олорином, на юге — Инканус, на севере — Гэндальф, а на востоке я не бываю».
Волшебник путешествует среди жителей королевства, знакомясь с традициями и привычками народов. Часто такие исследовательские миссии чародей совершает в образе бестелесного духа.
В отличие от классических магов Гэндальф использует заклинания, когда спастись иным способом не представляется возможным. В каждой запутанной ситуации старик оставляет право выбора за действующими лицами. Для заплутавших путников Гэндальф является лучом надежды, который направляет героев на верный путь.
На подступах к конечной цели путешествия великий чародей погибает в схватке с демоном. Гибель мага, как и большинство событий, также имеет религиозный и мифический подтекст. Пожертвовав собой, волшебник подарил соратникам шанс спасти Средиземье.
О смерти и возрождении могущественного старца писатель высказывался весьма резко:
«Я полагаю, возвращение Гэндальфа и в самом деле представлено не лучшим образом ... Отчасти причиной тому — вездесущие требования повествовательной техники. Гэндальфу полагается вернуться в такой-то момент, и здесь же следует объяснить, каким образом он выжил, во всех допустимых подробностях, — но сюжет развивается стремительно, невозможно тормозить повествование ради пространных рассуждений...»
После возрождения и победы над силами зла волшебник меняет имя на Гэндальф Белый, подчеркивая свое назначение на должность главного мага ордена Истари. Путешествие великого чародея в стране хоббитов, гномов и орков заканчивается. Собрав близких, старик отправляется на родину — в место под названием Валинор.
Друзья и враги
Ключевыми антагонистами для великого мага стали Саурон и Саруман. И если первый несет разрушение с момента появления на земле, второй предает добрую натуру и сторонников добровольно. Саруман возглавляет орден Истари, но не получает признания и славы. Одержимый завистью и желанием власти, маг предает волшебное общество и переходит в услужение силам зла.
Саурон — великий разрушительный дух — намерен поглотить Средиземье и заселить страну послушными безвольными рабами. Поэтому для Гэндальфа важно, чтобы герои вступили в схватку со злом на добровольных началах. Злобное Око, которое следит за миром неусыпно, необходимо разрушить, чтобы жители Средиземья не утратили свободу.
В борьбе с надвигающейся опасностью Гэндальфу помогает весьма разношерстная компания: группа хоббитов во главе с Фродо, эльф Леголас, гном Гимли и будущий король Арагорн.
С момента появления в Средиземье Гэндальф испытывает к хоббитам особое расположение. Поэтому маг прощает малышам шалости и необдуманные поступки. Волшебник встает на защиту невысокого народа, осознавая, что только хоббиты способны преодолеть все испытания и избавить страну от врага.
Последний вождь следопытов по имени Арагорн — близкий соратник волшебника. После гибели мага мужчина возглавляет армию и вдохновляет соратников на борьбу. Именно Гэндальф возлагает на голову Арагорна белую корону, подчеркивая законность его власти.
Друзья Гэндальфа, как и сам волшебник, подвергаются в походе тяжелым испытаниям и не всегда выходят из сражений победителями. Толкин показал читателю в эпопее, что даже сильные мира сего совершают ошибки и не контролируют ситуацию.
Рассуждая в письме о других вариантах развития сюжета, писатель утверждает:
«Гэндальф как Владыка Кольца оказался бы куда хуже Саурона. Он остался бы «праведным», да только чересчур уверенным в своей праведности... Гэндальф выставил бы добро в отталкивающем виде, уподобил бы злу».
Фильмы
Сэр Иэн МакКеллен перенес образ великого мага со страниц книги на широкий экран. За роль эксцентричного борца со злом артист награжден премией Гильдии актеров США. Современные технологии позволили создать эффектную картинку, но творческий процесс разочаровал актера. Большинство сцен мужчине пришлось играть в одиночестве на фоне зеленого полотна:
«Да, я на самом деле плакал. Я сказал вслух: «Не для этого я пришёл в кино». К сожалению, мой микрофон в тот момент не был выключен, и мои слова слышали все в студии».
Несмотря на разногласия со съемочной командой, созданный актером образ вошел в 100 величайших персонажей по версии журнала «Empire». На роль всемогущего старца приглашали Шона Коннери и Тома Бейкера, но оба актера отказались — артистов не заинтересовал предложенный сценарий.
Кристофер Ли, будущий Саруман — единственный из членов съемочной команды, кто имел честь познакомится с создателем легендариума о Средиземье. Толкин высказал мнение, что актер идеально впишется в роль Гэндальфа, но режиссер трилогии предложил сэру Ли сыграть отрицательного персонажа.
После выхода в прокат «Властелина колец» сын писателя осудил съемочную команду, заявив, что в погоне за красивой картинкой создатели фильма плохо проработали сюжетную линию.
Цитаты
«Маг не приходит поздно, Фродо Бэггинс, и рано он тоже не приходит. Он появляется тогда, когда нужно».
«Придется проявить такт, уважение и немалую долю очарования! Именно поэтому говорить буду я».
«Храбр тот, кто найдёт в себе силы не отнять чью-то жизнь, а пощадить её».
«Трудно поверить, что огонь обжигает, пока не прикоснешься к нему. Зато потом все, что тебе скажут об огне, западет в самое сердце».
Интересные факты
- По задумке автора трилогии, главная задача Гэндальфа в Средиземье – разжигать души людей в стынущем мире.
- Имя старца в переводе с западного языка Средиземья означает «Эльф с посохом».
- Внешность Гэндальфа позаимствована Толкином с почтовой открытки. На картинке под названием «Горный дух» изображен пожилой бородатый мужчина с деревянным посохом. Дух одет в остроконечную шляпу и кормит с руки олененка.
- Фотограф из Новой Зеландии запустил проект, который позволил туристам почувствовать себя Гэндальфом, — молодой человек снимает людей в костюме старца на фоне дикой природы.
- В фильме «Братство кольца» волшебник навещает дом Бильбо. Актер, сыгравший Гэндальфа, не рассчитал размеры и больно ударился о перекладину. Артист не стал портить дубль и продолжил игру. Эта сцена вошла в финальную версию картины.