История персонажа
Главный герой автобиографической повести Максима Горького «Детство». Мальчик со сложной судьбой, на долю которого выпала масса несчастий, бедности и насилия после смерти отца.
История создания
Очерк, из которого впоследствии выросла повесть «Детство», назывался «Бабушка Акулина» и был опубликован в «Самарской газете» в 1895 году. Работа над повестью, тем не менее, затянулась, и закончил Горький этот текст только в декабре 1913 года в Италии.
Повесть «Детство» в 1938 году легла в основу биографического фильма «Детство Горького», который вышел на студии «Союздетфильм». Режиссером ленты стал Марк Донской, а роль Алеши Пешкова исполнил актер Алексей Лярский.
Литературоведы считают, что «автобиографическую» трилогию Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты» считать достоверным описанием жизни писателя в ранние годы нельзя. Это не художественные тексты, и реальные события здесь в значительной мере искажены воображением Горького. Повлиял на эти повести также и контекст, то, что тексты создавались в революционную эпоху с учетом новых обстоятельств и запросов общества.
Горький мифологизировал истории семейств Пешковых и Кашириных, и главный герой – Алеша Пешков – не всегда отождествляется собственно с Горьким. Кроме персонажей и событий, которые имеют под собой реальную основу и базируются на воспоминаниях Горького о детстве, в тексте много вымышленных эпизодов и героев. Считать повесть в буквальном смысле биографией писателя нельзя.
В Нижнем Новгороде во дворе Музея детства Максима Горького в 1957 году поставлен памятник «Алеше Пешкову», который изображает самого писателя в детстве с книгой в руках.
Повесть «Детство»
Имя главного героя повести «Детство» совпадает с настоящим именем самого Максима Горького — Алексей Максимович Пешков. У Алеши хрупкая внешность — длинный рост при тонкой и легкой фигуре, курносый нос, заметные скулы. При этом герой ловок и силен для собственных лет.
Алеша Пешков легко учится, быстро осваивает чтение и арифметику, но терпеть не может письмо и скверно понимает грамматику. У героя цепкая память и упрямый характер.
Родители Алеши первоначально живут в Нижнем Новгороде, во флигеле, окруженном садом. Там и рождается герой. Затем маленький Алеша вместе с семьей переезжает в Астрахань. Ранняя жизнь героя наполнена беззаботностью и счастьем. Мальчику редко случается плакать, к Алеше не применяют физических наказаний. Жизнь с родителями остается ярким пятном в памяти героя.
Отец героя — один из немногих положительных образов в повести, человек веселый и добрый. Однако он рано умирает, заболев холерой. Вслед за отцом умирает и новорожденный брат Алеши. После этого мать и бабушка героя вместе с мальчиком возвращаются в Нижний Новгород.
Там Алеша Пешков живет в семье матери – в доме Кашириных, где царит враждебная атмосфера, а люди ненавидят друг друга. Родственники постоянно ссорятся и даже дерутся. Непривычный к такой обстановке Алеша страдает, но пытается скрыть это состояние, ввязываясь в драки с мальчишками на улице и озорничая. Герой часто возвращается домой с расквашенным носом.
Дед Алеши — сухой старик, агрессивный человек, склонный к домашнему насилию, владелец красильной мастерской. Дед избивает героя розгами и однажды забивает мальчика до бессознательного состояния, так что герой некоторое количество дней проводит, болея. Насилие сделало Алешу необыкновенно обидчивым и чувствительным к боли. По мере того, как герой взрослеет и становится сильнее, дед все реже поднимает на него руку, обходясь руганью. Сам герой начинает часто нарушать запреты деда.
Мать Алеши бросает сына на произвол деда и совершенно не интересуется воспитанием героя. В доме также живут дядья Алеши – взрослые мужики с семьями. Те не слишком рады появлению сестры с ребенком. Дядья Алеши — никудышные хозяева, и при этом давно мечтают разделить семейное имущество и разъехаться. Однако дед, предвидя, что это не закончится ничем хорошим, не отдает тем наследство. Единственным «положительным» человеком в доме оказывается бабушка, которая балует и защищает Алешу.
В доме также живет приемный сын Иван Цыганок, которому дед постоянно грозит отписать хозяйство целиком, чем раздражает сыновей. Цыганок — надежный молодой работник с самостоятельным характером, мастер в своем дела, и этим нравится деду героя. Алеша знакомится с Цыганком и быстро с тем сходится, однако вскоре Цыганок погибает, придавленный громадным тяжелым крестом, который переносил вместе с дядьями героя. Дядья этой смерти необыкновенно радовались.
Жизнь в дедовой семье, в доме Кашириных, мрачна, тяжела и тосклива, из-за чего героя время от времени мучают приступы депрессии, когда Алеша «жил, как в глубокой яме... слепой и полумертвый». Справиться с обстановкой герою помогают размышления о Боге. Религиозное чувство было единственным светлым и вдохновляющим чувством в жизни героя, в то время как реальная жизнь с жестокостью и грязью только возбуждала в Алеше отвращение и обиду.
С возрастом Алеша совсем перестает опасаться деда и «отбивается от рук». Мать отдает героя в школу, где тот учится сносно, но все равно оказывается под угрозой отчисления из-за хулиганского поведения. Несмотря на равнодушие к учебе, герой любит книги. Однажды на украденные у матери деньги Алеша покупает сказки Андерсена, которые с удовольствием читает. Однако мать избивает героя и отнимает книги.
В конце концов красильная мастерская деда все-таки отходит дядьям, а Алеша с дедом и бабушкой переезжает в новый дом. На новом месте у героя появляются новые приятели, среди которых – парализованный мальчик Ленька. Парни вывозят того из дома на тележке, которую специально для этого соорудили.
Мать тем временем выходит замуж второй раз, и Алеша становится свидетелем того, как отчим бьет женщину ногами. Позже герой вместе с бабушкой ютится в кухне, в то время как мать с новым мужем живут в двух комнатах.
Жизнь Алеши и бабушки финансово обеспечивает дед, однако дела у того идут скверно. После раздела мастерской и банковского краха старик лишается средств. Дед распродает добро, нажитое за долгие годы, но этих денег не хватает на жизнь. В конце концов дед Алеши впадает в нужду и превращается в попрошайку, который перебивается случайной милостыней.
После того как дед разоряется, и самому герою, и бабушке приходится подыскивать работу, чтобы выжить. По утрам мальчик с мешком обходит дворы, собирая бумагу, тряпки, гвозди и говяжьи кости, а затем продает собранную макулатуру и тряпки ветошникам по двугривенному за пуд. Деньги эта «подработка» приносила крошечные, поэтому Алеша начал воровать дрова на лесных складах.
Герой становится уличным мальчишкой и заводит приятелей среди других таких же оборванцев. Такая жизнь куда больше по душе Алеше, чем жизнь в семье. На улице герой ощущал себя независимым и испытывал симпатию к товарищам, которым постоянно хотел «сделать что-нибудь хорошее». Мальчишки жили дружно и не дрались друг с другом. В семье же герой чувствует одиночество, недовольство, злость и называет происходящее дома «безжизненной чепухой».
Закончив второй класс, герой бросает школу и возвращается к уличной жизни и работе. Тем временем мать Алеши умерла из-за чахотки, и уже через пару дней после похорон дед выгнал героя из дома. Так Алеша отправился «в люди» — стал жить самостоятельно.
Единственным значимым человеком в семье для Алеши Пешкова стала бабушка — добрая и неугомонная старуха по имени Акулина, которая оставалась лучшим другом героя на протяжении жизни. В детстве герой узнал горе, но во многом благодаря бабушке смог сохранить доброе сердце.
Цитаты
«Правил у нас много, а правды нет».
«Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, все чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на все, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе».
«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».
«- Маленьких всегда бьют? — спрашивал я.
Бабушка спокойно отвечала:
- Всегда».
«Было приятно, что она ни на кого не похожа, но грустно, что говорит она мало, а если не спрашивать ее, так она и совсем молчит».
«Долго спустя я понял, что русские люди по нищете и скудности жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными»