История персонажа
Су анасы — водяной дух, мифологический персонаж тюркских народов. Изображается женщиной, расчесывающей свои длинные волосы. Образ популяризирован в сказочной поэме татарского поэта Габдуллы Тукая, а в 2019 использован в полнометражном фильме «Водяная».
История создания персонажа
В начале XX века Габдулла Тукай занимался воплощением мифов и легенд народа в детской художественной литературе. Татарский поэт отметил, что писал сказки, пользуясь примером таких деятелей искусства, как Михаил Лермонтов и Александр Пушкин, т.е. обрабатывал сюжеты народного фольклора.
Источником для прорисовки водяной стала легенда об Амине Гаушаркад — дочери Казанского хана. Это было необыкновенно мудрая и столь же красивая девушка, которая изначально предрекала падение войска отца. А после того, как враги напали на ее народ, решила утопиться в озере Кабан. Теперь же в образе духа бродит по берегу, запугивая местных жителей.
Но и эта легенда имеет более древний источник. Описание Су анасы связано с космогоническими представлениями в тюркской мифологии. Дух символизирует стихию воды, в том числе начала всего живого. Интересно то, как изменяется внешний вид водяницы: она то старая, то молодая, то жертвенная, то зловещая. Иногда выступает мстительной ведьмой, но зачастую — спасителем народа.
У болгар (булгар) и их потомков в лице казанских татар предстает в образе хозяйки или матери воды, выходящей, согласно легенде, из уха гигантской рыбы.
В некоторых интерпретациях женщина получает портрет краснощекой черноволосой девы. У Тукая в основе произведения лежит пугающий образ духа. Персонаж сказки — демон, злая старуха. Любопытно, что она выполняет определенный ритуал — расчесывает золотым гребнем волосы (седые, черные или сине-зеленые).
Исследователи нашли в этом сакральный смысл — гребень олицетворяет душу ведьмы, а расчесывание волос традиционно перед погребением. Кроме того, этот предмет несет в себе противоречивые смыслы — отождествляется и со смертью, и с зарождающейся жизнью.
Работа Тукая во многом определяется религиозными факторами и ознаменовывает переход от язычества к монотеизму. Переоценка представлений обусловливает то, что мифологические персонажи стали выступать в другой ипостаси. Так, Су анасы ранее описывалась спасительницей деревни, которая уберегла мирных жителей от Дива.
Традиционный сюжет в сказке народного татарского поэта выполняет другие функции. А роль водяницы стал отождествляться с воспитательной целью. В книге главная героиня научила мальчика, который украл ее гребень, что брать чужое — плохо.
Образ и биография Су анасы
Водяница в татарских преданиях чем-то напоминает русалку. Но если последняя страдает от тоски, разочарованности, неразделенной любви - т.е. обладает эмоциями, то героиня татарской мифологии представляет собой призрачный и холодный персонаж.
В народных сказках она изображается женой Су бабасы — водяного деда. Чаще всего ее можно встретить на берегах водоемов. Изображение героини сходится в одном — это женщина с длинными, почти до пола, волосами и большими глазами.
Су анасы ревностно относится к гребню. И если кто-то из увидевших ее решит прихватить забытый водяницей артефакт, она обязательно придет за ним.
Излюбленные места духа — реки, в которые она утаскивает незадачливых пловцов. В некоторых легендах даже питается людьми — этим грозят родители маленьким детям, чтобы они не ходили в одиночку купаться.
Однако есть ряд преданий, в которых водяная предстала «добрым» персонажем. Например, однажды она пришла к мельнику и стала просить, чтобы тот привел ей мальчика. Мельник долго не соглашался, но Су анасы пригрозила ему тем, что сломает плотину.
В итоге мужчина согласился и обманом привел мальчика из деревни. Водяница утянула несчастного, а позже позвала мельника к себе в гости, чтобы отблагодарить. Она накормила его и отпустила живым из своего стеклянного царства под водой.
Су анасы в фильмах
В 2010 году в Казани была создана киностудия — «Татармультфильм». Группа аниматоров занялась экранизацией сказок Габдуллы Тукая, которые вошли в сборник «Волшебные странички». Удостоилась вниманием и знаменитое произведение «Су анасы».
Сюжет мультфильма в точности повторяет историю, рассказанную татарским поэтом. В картине водяная предстает стройной женщиной с сероватым цветом лица и изумрудными волосами. Мальчик украл у духа золотой гребень и отдал матери. А ночью его хозяйка пришла к ним в дом, требуя обратно свою вещь.
Весной 2019 года на большие экраны вышел фильм-хоррор «Водяная» режиссера Алексея Барыкина. В этот раз источником вдохновения для написания сценария киноленты стало произведение Каюма Насыри — татарского ученого, исследовавшего мифологию своего народа.
В картине водяная предстала злобной ведьмой, которой пугали детей. Она прославилась тем, что заманивала людей в воду, и они никогда больше не возвращались на землю. В сюжете Су анасы украла Алсу — бизнесвумен из Москвы, которая решила с детьми погостить на малой родине. Роль хозяйки воды сыграла российская актриса Юлия Захарова.
Су анасы в культуре
Незримый образ водяницы, который жил в татарской культуре, не сразу нашел визуальное воплощение. Облик духа существовал только в воображении, поэтому не имел канона. Хотя как отрицательный персонаж, олицетворяющий зло, он уже отождествлялся с чем-то малопривлекательным.
Поэтому появление иллюстраций в книге Тукая художника Байназара Альменова не вызвало недоумений. Су анасы на картинках к сказке — чудовище с перепончатыми лапами, внешне напоминающее жабу.
Позднее образ мифологического персонажа стал трансформироваться. Так, например, народный художник Тавиль Хазиахметов изобразил водяную привлекательной девушкой со струящимися волосами.
В последние годы героиня только набирает популярность в качестве самостоятельного сюжета в изобразительном искусстве. В 1998 году в Казани установили скульптуру-фонтан, изображающую водяного духа. Мастер Игорь Башмаков показал женщину с хрупким силуэтом и задумчивым выражением на лице. Ее руки возведены вверх в немой мольбе, словно призыв о помощи жителям города.
В современном искусстве преобладает языческая интерпретация образа. В работе Марии Кильдибековой, водяная — идол, повелительница стихии. На гобелене героиня поддерживает небосвод, выступая одним из основополагающих символов природы.
Главная мысль, которая сохраняется и в картинах, и в сказках, и в кинематографе, заключается в том, что дух требует уважения к себе. Пренебрежение к природе ведет к печальным последствиям для народа. В этом аспекте Су анасы стоит рассматривать как хозяйку, правительницу водной стихии, требующей не столько почитания, сколько бережливого отношения к рекам и озерам.
Цитаты
«Не беги! Погоди, воришка, стой!»
«Ты зачем украл мой гребень, чудный гребень золотой?»
«Кто я? Ведьма водяная! Где мой гребень золотой?»
Интересные факты
- В 2016 году в Казани студия Mardesign выпустила первые комиксы с Су анасы в главной роли. Описание сюжета основано на народном фольклоре.
- Дети водяницы носят имена Су иясе.
- Су анасы выступала главой злых духов, которые утаскивали пловцов на дно у тобольских татар.
- В татарском языке имя персонажа имеет значение «мать воды».
Библиография
- «Книга степенного царского родословия»
- 1868 — «Поверья и приметы казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства»
- 1907 — «Су анасы»
Фильмография
- 2010 — «Су анасы»
- 2019 — «Водяная»