7 фактов из жизни Михаила Ромма
Шоу-Бизнес
24 января 2021 г. 15:31
Время чтения: 4 минуты

7 фактов из жизни Михаила Ромма

Трагичная «Мечта», пропитанные жаждой познания «Девять дней одного года», документальный «Обыкновенный фашизм» — эти и другие фильмы кинематографиста надолго остались в памяти зрителей. А среди его учеников многие добились больших высот в кинорежиссуре: Тарковский, Шукшин, Михалков, Кончаловский и масса других.

24 января 2021 года исполнилось 120 лет со дня, как родился Михаил Ромм. О любопытных деталях личной жизни и биографии режиссера — в материале 24СМИ.

1. Художник-революционер

Талант к искусству Михаил Ромм впервые проявил еще в школьные годы. Правда, речь в ту пору вовсе не шла о кинематографе — будущий сценарист и режиссер в годы учебы в гимназии демонстрировал задатки художника и скульптора, рисуя картины и лепя поделки из глины.

Заметив одаренность мальчика, подруга родителей порекомендовала Мише продолжить развивать уже проклюнувшиеся творческие задатки. Вняв совету, молодой человек поступил после гимназии в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако учебное заведение так и не окончил, примкнув к числу большевиков в ходе Октябрьской революции.

2. Вновь за парту

Только в 1921-м, после окончания революционных бурлений, в годы которых Михаил трудился продовольственным агентом «красных» и занимался конфискацией фуража и продуктов у кулаков, и службы в армии, Ромм продолжил учебу. Теперь на факультете скульптуры Высших художественно-технических мастерских.

По воспоминаниям будущего режиссера, первое время в заведении даже не преподавали общеобразовательных предметов, а каждый учащийся лепил то, что душе было угодно. Только на последних курсах стали появляться проверяющие из числа профессоров, въедливо оценивающие творения студентов. Причем контроль сверху молодежь, воспитанная в духе революционных идей, сначала воспринимала в штыки, считая жутким проявлением бюрократизма, с которым совсем недавно боролись всем народом.

3. Новый взгляд

Собственно, именно в период учебы Михаил Ромм и решил попробовать собственные силы в других направлениях творческого развития. Причиной тому стала неудачная скульптура — автопортрет, сделанный из цельного куска сосны для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которую впервые проводили как раз в 1923 году, пришелся создателю не по душе.

Это недовольство и вылилось в итоге в то, что Ромм принялся больше внимания уделять не лепке, а актерской игре, основам театральной и кинорежиссуры, увлекся музыкой, стал пробовать себя в качестве писателя и занялся переводами зарубежной классики на русский язык.

4. Однофамильцы

Рассказывают, что когда в 30-х годах прошлого столетия Михаил окончательно решил связать собственную судьбу с кино, то познакомился со своим однофамильцем — Абрамом Роммом, бывшим на четверть века старше новоявленного кинематографиста. Опытный режиссер порекомендовал зеленому новичку взять творческий псевдоним, «чтобы не путали». На предложение Михаил ответил, что приложит все силы, чтобы подобного не произошло.

И младшему добиться поставленной цели удалось — даже если забыть о сравнении количества кинематографических наград разных уровней, в памяти зрителей фамилия Ромм в первую очередь ассоциируется именно с более молодым ее обладателем.

Забавно, что гораздо чаще из-за своеобразности родового имени наши современники, если верить истории запросов в поисковиках, путают Ромма с Александром Роу — режиссером, создавшим полтора десятка любимых детьми фильмов-сказок.

5. Тяжело в учении

Искусство написания сценария Михаил Ромм постигал способом сколь трудным, столь и оригинальным. Молодой человек по три раза просматривал доступные картины, старательно запоминая происходящее на экране. После чего повторял процедуру уже на монтажном столе, записывая сценарий с едва ли не посекундной раскадровкой и тщательным разбором каждого отдельного кадра. Только после ряда подобных опытов Ромм взялся за написание первого собственного сценария.

6. Характер

Говоря об отце, Михаил Ромм вспоминал, что Илью Максимовича отличала поразительная для человека, сосланного в Сибирь за революционную деятельность, доброта. Эта черта характера была у Ромма-старшего чрезвычайно выражена. Последний даже мух, прилипших к специальной клейкой бумаге, выпускал тайком от жены, уговаривая отправиться в другое место и больше не возвращаться.

Знакомые Михаила Ильича утверждали, что доброту от родителя кинематографист унаследовал в полной мере. Но, несмотря на кажущийся мягким и податливым характер, молодому режиссеру, к которому поначалу актеры относились с пренебрежением, хватило силы воли, чтобы навести порядок на съемочной площадке и привить подчиненным уважение к своей персоне.

7. Любимая

До самой смерти Ромм прожил с любимой супругой Еленой Кузьминой, встреча с которой состоялась в некотором роде благодаря капризу Климента Ворошилова.

Нарком обороны увидел американский фильм «Потерянный патруль», снятый Джоном Фордом. И загорелся идеей — в СССР обязаны снять нечто подобное, но на свой манер и в более близких советскому человеку декорациях.

Ленту «Тринадцать», рассказывающую о напряженном противостоянии немногочисленного отряда красноармейцев банде басмачей, доверили снимать Ромму. Единственную женскую роль в той картине и исполняла Кузнецова, ставшая впоследствии женой режиссера. Своих детей у пары так и не родилось, но дочь Елены от первого брака — Наталью — кинематографист растил словно родную. Да и сама девочка никогда не сомневалась, что именно Михаил Ромм и есть ее настоящий папа.

Читайте также