Василий Шукшин

Vasiliy Shukshin
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
45 лет
Дата смерти
2 октября 1974 г.
Место рождения
Семейное положение
Соцсети
    4,3 / 5 (85 голосов)

    Биография

    Василий Макарович Шукшин — выдающаяся личность советской эпохи, актер, режиссер и писатель. Уроженец Алтая и почитатель творчества Сергея Есенина, он тоже стал «певцом деревни». Шукшин остался в истории страны как самобытная натура. Его дарование выросло на стыке нескольких видов искусств, в каждом из которых он оставил свой неповторимый и значимый след.

    Детство и юность

    Василий Шукшин родился в деревне Сростки Бийского района Алтайского края. Выходец из семьи крестьян-единоличников, или середняков, Василий в детстве потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян.

    Все заботы о семье взяла на себя мать. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Шукшин с теплотой вспоминал отчима как человека большой доброты. Мужчина тоже ушел из жизни рано: он погиб на войне.

    Окончив семилетку в родной деревне, Василий Макарович переехал в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там 2,5 года, но так и не получив диплома, будущий писатель и режиссер вынужден был бросить учебу, вернуться домой и начать трудиться.

    Василий Шукшин в детстве
    Василий Шукшин в детстве / «ВКонтакте»

    Проработав в колхозе родной деревни, Шукшин снова поменял род деятельности и устроился слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента призыва в Военно-морской флот в 1949-м молодой человек успел объездить ряд городов и предприятий. Он строил турбинный завод в Калуге, трудился на тракторном во Владимире, работал на подмосковных стройках.

    Во время армейской службы на Черноморском флоте Василий Макарович впервые заинтересовался литературным творчеством. В молодости в часы досуга он написал первые рассказы, которые читал сослуживцам. Но отдать долг родине до конца ему так и не пришлось — впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжелым, что медицинская комиссия сразу же признала его негодным для дальнейшей службы.

    По возвращении домой Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены за курс средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашен на должность директора школы трудовой молодежи в родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Василия Макаровича, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссер чувствовал желание покорить столицу.

    ВГИК

    В 1954 году Василий Шукшин поехал в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссер вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвел на приемную комиссию, ему предложили поступать на актерский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Макарович выбрал для себя режиссерский факультет.

    На этот же период пришелся писательский дебют — по совету наставника, Михаила Ильича Ромма, Шукшин разослал свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом «Смена» его рассказа «Двое на телеге».

    Василий Шукшин в молодости
    Василий Шукшин в молодости / «ВКонтакте»

    В то же время начались съемки в кино. Первая работа Василия Макаровича была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась роль матроса. Но это послужило началом актерской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль — в фильме «Два Федора» — была главной.

    Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актер был гораздо успешнее Шукшина-режиссера. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

    Фильмы Василия Шукшина

    Первая его самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора — Василий Макарович выступил здесь как сценарист, режиссер и актер. Эта картина осталась без должного внимания критиков, посчитавших ее несколько скучной, но фундамент собственных проектов Шукшина был заложен.

    Следующий полнометражный фильм Василия Макаровича «Живет такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашен однокурсник Шукшина по ВГИКу Леонид Куравлев. Эта работа получила успех, режиссера заметила публика и критики. Тем не менее полученные на Всесоюзном и Венецианском фестивалях премии в категориях «Комедия» и «Детский фильм» расстроили его. По замыслу постановщика, это было совсем другое кино. Но картина осталась в памяти публики.

    В этот период сложилась творческая манера Шукшина. Герои, которых он изображал в своих работах, являются тружениками с непростыми характерами. Тема простого человека была очень близка режиссеру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствовавшему тех людей, о жизни которых он писал.

    Шукшин-актер, по отзывам критиков, обладал способностью смотреть на мир глазами героя, вживаясь во все сложности его характера. Режиссерский стиль Василия Макаровича запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

    В 1974 году на экраны вышел знаменитый фильм «Калина красная», последняя авторская работа Шукшина. Это единственная из картин режиссера, снятая на цветную пленку. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и бурно аплодировали. Кинолента получила престижные награды и положительные отзывы критиков.

    Полностью отдаваясь съемочному процессу, режиссер не щадил себя, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график. В то же время состояние здоровья ухудшалось.

    Василий Шукшин и Нонна Мордюкова
    Василий Шукшин и Нонна Мордюкова / кадр из фильма «Простая история»

    Многим замыслам режиссера так и не сужено было сбыться. Так, не дождалась разрешения на съемку двухсерийная картина, посвященная жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был увлечен этой темой — конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съемок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав ставку на «Степана Разина».

    На тот момент руководство Государственного комитета кинематографии сочло биографический фильм несвоевременным и затратным, дав понять, что съемки откладываются на неопределенный срок. Вместо этого Шукшину в начале 70-х поручили выпустить картину «Печки-лавочки».

    Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Василию Макаровичу сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была исполнена филигранно.

    Следующий фильм, в котором Шукшин выступил в центральном образе, стал для него последним. Режиссер скоропостижно скончался во время завершающей стадии съемок всеми любимой картины «Они сражались за Родину».

    Литература

    Василий Шукшин сочетал кинематографическую работу с литературной. Его сборник рассказов «Сельские жители» был выпущен в 1963 году издательством «Молодая гвардия». В творческом наследии прозаика насчитываются два полноценных романа, при этом проблематика творчества раскрыта в многочисленных произведениях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.

    Василий Шукшин и Мария Шукшина
    Василий Шукшин и Мария Шукшина / «ВКонтакте»

    Сюжеты для литературных сочинений писатель черпал из собственной биографии. Так, рассказ «Срезал», вошедший в сборники «Характеры» и «Беседы при ясной луне», был создан по воспоминаниям общения с земляками. Односельчане вместо доброжелательности проявляли ехидство к успехам Василия Макаровича. Ситуация, когда сельский житель приемами демагогии приводит ученого в растерянность, была известна автору изнутри.

    Главными героями произведений писателя становились люди с неординарным мышлением и нестандартным поведением, при этом выходцы из народа. Таким персонажам посвящены рассказы «Чудик», «Микроскоп».

    Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная его сказка «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке русского человека.

    Личная жизнь

    Первой официальной женой режиссера была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий Макарович познакомился еще в юном возрасте. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии ехать с супругом покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию Ивановну в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развода, так как его личная жизнь претерпела изменения: он полюбил другую.

    На тот момент он уже жил с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. Но Мария Ивановна так и не дала мужу развод. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт.

    В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь, Екатерина Шукшина. Позднее она окончила МГУ, получив профессию филолога и переводчика. Вышла замуж за немца, с которым осталась жить в Москве. Внуков своему отцу Екатерина не оставила.

    В 1964 году Василий Макарович женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живет такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи режиссера и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мордюковой, однако Нонна Викторовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло. В число возлюбленных писателя поклонники его творчества включили и Беллу Ахмадулину.

    Василий Шукшин и Лидия Федосеева-Шукшина
    Василий Шукшин и Лидия Федосеева-Шукшина / «ВКонтакте»

    На съемках картины «Какое оно, море?» Шукшин познакомился с актрисой Лидией Федосеевой. Долгое время он не мог отдать предпочтение одной женщине и поддерживал отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила мужу двух дочерей — Марию и Ольгу, оставаясь рядом с ним до самых последних дней его жизни. Позже дочери писателя и режиссера стали актрисами, а Мария Шукшина вела популярную программу «Жди меня».

    Пять внуков Василия Макаровича появились на свет спустя много лет после его смерти. Четверо из них — дети Марии. Старшая Анна окончила продюсерский факультет ВГИКа, средний Макар получил юридическое образование. Младшие, Фома и Фока, воспитывались в строгости, каждое лето проводили в военно-патриотическом лагере. Ольга назвала единственного сына в честь отца — Василием. Он стал экономистом, одно время жил с матерью в монастыре.

    Смерть Василия Шукшина

    Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием — «Они сражались за Родину» — у Василия Макаровича наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный как смерть.

    По расхожей версии, несмотря на то что после рождения детей режиссер завязал с алкоголем, пагубное пристрастие его и убило. Причиной смерти стал инфаркт миокарда: сердце оказалось изношено неправильным образом жизни в молодости.

    Однако известна и другая версия, по которой писателя могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга, Лидия Федосеева-Шукшина, вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

    Однажды великий режиссер Сергей Бондарчук проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок тот обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело писателя, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз и был признан сердечный приступ.

    Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины.

    Память

    Владимир Высоцкий специально написал песню «Памяти Василия Шукшина». Появившаяся позднее композиция «Посвящение» попала в репертуар Ольги Воронец, Людмилы Зыкиной, Софии Ротару.

    Уход режиссера вызвал отклик у народа. В советские издательства пришло порядка 160 тыс. писем, в которых зрители приносили соболезнования. В память о Шукшине было создано более сотни поэтических произведений.

    На малой родине писателя были организованы Шукшинские чтения, которые сегодня проводятся в основанном там же Всероссийском мемориальном музее-заповеднике В. М. Шукшина. Здесь же хранятся фото из личного архива семьи режиссера.

    Василий Макарович умер в каюте теплохода, который позднее планировалось превратить в музей. Но судно продолжило выходить в речные круизы, а затем было куплено московскими предпринимателями и сегодня представляет собой ресторан на реке «Александр Блок».

    Коллективный памятник трем выпускникам ВГИКа — Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову — появился перед вузом в 2009 году.

    В июле 2024 года в России широко отметили 95-летний юбилей подлинно народного писателя, режиссера и актера. К этой дате памятник писателю установили и в Бийске, на площади у университета, который назван в его честь.

    А Первый канал подготовил по случаю юбилея документальную ленту «Душе нужен праздник», в которой воспоминаниями о Василии Макаровиче поделились его дочь Ольга и внук Василий. Съемочная группа побывала на родине Шукшина, пообщалась с людьми, которые хранят его память, и осветила подробности его переезда в Москву, учебы и первых шагов в кино.

    Большая часть повествования была посвящена женщинам Василия Шукшина, каждая из которых его по-своему любила и сыграла заметную роль в его жизни. Посетили кинематографисты и место смерти артиста, уделили внимание деталям его кончины и мифам вокруг нее.

    Участники картины — а в их числе были такие знаменитости, как Сергей Никоненко и Нонна Гришаева, Леонид Куравлев и Гарик Сукачев, — также обсудили значение наследия режиссера в современном мире.

    Фильмография

    • 1958 — «Тихий Дон»
    • 1959 — «Золотой эшелон»
    • 1960 — «Из Лебяжьего сообщают»
    • 1961 — «Алёнка»
    • 1962 — «Мы, двое мужчин»
    • 1964 — «Какое оно, море?»
    • 1968 — «Мужской разговор»
    • 1971 — «Держись за облака»
    • 1972 — «Печки-лавочки»
    • 1973 — «Калина красная»
    • 1974 — «Если хочешь быть счастливым»
    • 1975 — «Они сражались за Родину»

    Библиография

    • 1962 — «Воскресная тоска»
    • 1967 — «В воскресенье мать-старушка»
    • 1967 — «Вянет, пропадает»
    • 1970 — «Бессовестные»
    • 1971 — «Билетик на второй сеанс»
    • 1973 — «Боря»
    • 1972 — «Беспалый»
    • 1972 — «Беседы при ясной луне»
    • 1973 — «Выбираю деревню на жительство»
    • 1973 — «Гена Пройдисвет»

    Интересные факты

    1. Исследования выявили, что предки писателя происходили из Мордовии.
    2. В юности Василий Макарович был гармонистом и блистал на вечерках в деревне.
    3. До совершеннолетия будущий артист носил фамилию матери — Попов.
    4. Однокурсником Шукшина был Андрей Тарковский. Оба режиссера недолюбливали друг друга, тем не менее вместе снялись в короткометражке «Убийцы», ставшей вторым появлением Василия на экране. На одном курсе с ними учился и Александр Митта.