Биография
Великий советский сказочник Александр Роу — пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию у родителей.
Детство и юность
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в Москве, по другим данным, в городе Юрьевце, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика — иммигранты, но всю свою жизнь режиссер, несмотря на зарубежные корни, считал себя русским по национальности.
Дед Томас Говард Роу был владельцем мукомольного предприятия в Уэксфорде, Ирландия. У него было два сына — Чарльз и Артур. Последний в 1904 году отправился в Россию для налаживания мукомольного производства. Там он встретил будущую жену — гречанку Юлию Карагеоргий.
В семье родились двое детей, но Георгий, брат Александра, умер еще в младенчестве. На родине предков отца в Ирландии Роу был всего раз — в 1909 году. В этой стране у кинорежиссера остались многочисленные родственники, которые уже в новом веке взялись за популяризацию его творчества среди соотечественников.
Примерно в 1918 году глава семейства неожиданно оставил тяжело болеющую избранницу и сына в России, а сам покинул страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся. Известно, что вскоре у Артура появилась новая семья. Жизнь его складывалась не очень удачно — он злоупотреблял алкоголем, жил в долг.
Оставшемуся без отца Александру тоже пришлось несладко. Мальчик вынужден был зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. Семья перебрались в Сергиев Посад, где будущий режиссер окончил школу.
После семилетки Александр поступил в экономический техникум, а в свободное время занимался в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже юный Роу оказался в театре «Синяя блуза» и влюбился в сцену и эстраду.
Вскоре Александр поступил в киношколу Бориса Чайковского, а после ее окончания — в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжалась до 1934 года. Однако уже с начала 30-х Роу трудился на студии «Межрабпомфильм». В молодости кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.
По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу стал режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Фильмы Александра Роу
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические моменты волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослых кинолюбителей.
Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Александр Артурович перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые актеры. Задействовали в работе и животных, даже щуку для своего первого фильма режиссер взял настоящую и ухитрился заставить ее «говорить».
Кинематографист слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в следующей сказке Роу «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
Коллеги вспоминают, что Александр Артурович с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.
Георгий Милляр мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы». Но главная и самая яркая роль — Баба-яга. Актер делился в интервью, что сам предложил свою кандидатуру для воплощения сказочной злодейки. Он отмечал, что ни одна женщина не позволила бы себя так изуродовать.
Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, она, не морщась, сжевала луковицу.
«Морозко» 1964 года, несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.
Но и до этого в фильмографии Роу хватало киношедевров. В 1941 году на суд зрителей был представлен «Конек-Горбунок» по мотивам произведения Петра Ершова. Это первая советская сказка, снятая в цвете, еще и по отечественной технологии. Далее вышел «Кащей Бессмертный».
В биографии Александра Артуровича случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства и тем более не до сказок. Финансирование отсутствовало. Почти 10 лет новых волшебных картин от режиссера не выходило.
В этот период Роу пробовал силы в документалистике, снял фильм о лагере «Артек». Он же создал стереофильм, идеей съемки которого вдохновился Иосиф Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.
Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография Роу пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. Представленная в 1952 году «Майская ночь, или Утопленница» считается первой в СССР стереоскопической лентой.
После этого Александр Артурович порадовал зрителей и другими фильмами, снятыми на основе русских сказок и произведений классиков, таких как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Марья-искусница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие которой происходит в Армении.
Последняя из вышедших при жизни мастера лент — киносказка «Золотые рога». В ней в кадре снова появился Милляр, повторивший две свои заметные роли — Бабы-яги и Кащея. Снялась в проекте и Анастасия Зуева, которую зрители запомнили как обаятельную рассказчицу из сказок Роу.
Личная жизнь
Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги прожили вместе недолго. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческие личности не смогли ужиться.
Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу — Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна Роу. Больше детей у четы не было. Известно, что у Александра Артуровича есть внук Алексей Рыбников.
Смерть Александра Роу
На закате жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист — Ясный сокол». Но, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года Александр Артурович скончался в больнице, причина смерти — ослабленное здоровье. Могила расположена в Москве, на Бабушкинском кладбище.
Уже после ухода мастера Геннадий Васильев на основании набросков поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.
Фильмография
- 1938 — «По щучьему веленью»
- 1939 — «Василиса Прекрасная»
- 1941 — «Конёк-Горбунок»
- 1945 — «Кащей Бессмертный»
- 1952 — «Майская ночь, или Утопленница»
- 1954 — «Тайна горного озера»
- 1958 — «Новые похождения Кота в сапогах»
- 1959 — «Марья-искусница»
- 1960 — «Хрустальный башмачок»
- 1961 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- 1963 — «Королевство Кривых Зеркал»
- 1964 — «Морозко»
- 1968 — «Огонь, вода и медные трубы»
- 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 — «Золотые рога»
- 1975 — «Финист — Ясный Сокол»
Интересные факты
- Режиссер обожал путешествовать. Кроме того что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в него влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой. Александр Артурович в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.
- Среди зарубежных кинематографистов, высоко оценивших творчество Роу, Джордж Лукас и Стивен Спилберг.
- В 2016 году в Юрьевце был открыт музей — Дом сказки имени великого кинематографиста. В нем представлены как памятные фото, так и игрушки по мотивам фильмов.