Тема природы в лирике Афанасия Фета
Афанасия Фета по праву называют одним из замечательных поэтов-пейзажистов и главой эстетического направления в русской поэзии XIX века, которое получило название «поэзия чистого искусства». Отличительной особенностью творчества литератора оказалось умение проникать в тайны человеческой души, находить прекрасное в обыкновенных и повседневных предметах. Тема природы в лирике поэта играет немаловажную роль и привлекает внимание читателей.
Подробнее об образах природы в стихах Фета – в материале 24СМИ
Роль описаний природы в стихах Афанасия Фета
Любовь к окружающей природе чувствуется как в раннем творчестве поэта, так и в более поздних его произведениях. Однако особенность состоит в том, что темы пейзажей здесь появляются не сразу, изначально они описываются в общих чертах, не детализируются, а основной упор делается на эмоциональную экспрессию, возбуждаемую природой.
Вместе с тем погодные явления, пейзажи и природу в лирике Афанасий Афанасьевич описывает детальнее и конкретнее, чем его предшественники. Например, описания птиц включают не только традиционных представителей (лебедей, соловьев, жаворонков), но и сычей, куликов, стрижей. Кроме того, особенностью этих произведений становится своеобразие каждого пернатого персонажа: читатель узнает о том, где он находится, поет ли в полную силу, и какое значение услышанные звуки имеют для наблюдателя: «... и слышу я в изложине росистой, вполголоса скрипят коростели...»
Образы природы в поэзии Фета различны, но среди них встречаются устойчивые и повторяющиеся символы: утро, заря, цветы, деревья. Анализируя эту тему в творчестве Афанасия Фета, можно со всей уверенностью назвать ее центральной и имеющей ключевое значение: красоту, силу и мощь родных просторов поэт часто во всех подробностях описывал в большинстве своих произведений. Литератор считал окружающий мир источником вдохновения и утешения, поэтому относился к нему с особым вниманием, описывал в мельчайших деталях. В родной природе он также видел не только внешнюю красоту, но и глубокую суть, которую человек находит и в недрах собственной души.
Описания гор, рек, русских лесов и бескрайних полей Фет использовал для того, чтобы создать о внешнем и внутреннем мире живое и подробное представление, а также чтобы передать в поэзии свои мысли, чувства, эмоции и настроение. Темы и картины природы в творчестве поэта наделены и символическим значением: через них он говорит о человеческой душе, о том, что тревожит и волнует каждого из нас. Сам поэт в полуиронической форме определил свое отношение к этой теме и назвал себя «природы праздный соглядатай».
Природа и любовь к Родине в стихах Фета
Тема природы в стихах Фета тесно переплетается и с любовью к Родине, которая также стоит далеко не на последнем месте и становится важным мотивом стихотворных произведений. В них описываются не только красоты родной земли и прелесть русской природы, но и выражены скрытые смыслы, которые связаны с национальными и духовными традициями, с историей нашего народа. В качестве примера стоит привести произведение «Отчий дом», в котором поэт рисует яркие образы, связанные с родным домом, говорит о милых сердцу местах. Афанасий Афанасьевич тревожится и волнуется за судьбу России, восхищается ее красотой и говорит о желании видеть родину великой и свободной страной.
Образ весны в лирике Фета
Важным аспектом и одним из основных мотивов в природной лирике поэта становится образ весны, который представляется читателям невинным, чистым, нежным и трогательным. На эту тему автор создал десятки произведений, стремясь сопоставить образы природы и ее красоту с психологическим настроем и душевными переживаниями своего лирического героя. В качестве яркого примера приведем стихотворение «Первый ландыш», в котором весенняя пора описывается при помощи таких выражений и эпитетов: «девственная нега», «душистая чистота», «воспламеняющей весны», «робкий», «молодой».
В это волшебное время года происходят самые заметные, яркие и резкие перемены в окружающем мире: природа и человек будто просыпаются после продолжительного и изнуряющего сна: все вокруг оживает, обновляется, расцветает, сбрасывает тяжелые и холодные зимние оковы и движется навстречу солнцу и теплу. Подобные изменения происходят и с лирическим героем литератора, душу и образ которого он раскрывает и изображает через описание природных и погодных явлений.
Весна становится причиной душевного подъема, вызывает у человека состояние восторженности и чувство влюбленности в жизнь. Вместе с тем у читателя возникает желание остановить прекрасное мгновение, выразить чувства, которые трудно описать словами и во всеуслышание поделиться этим ощущением с окружающим миром. Но вместе с положительными эмоциями в настроении автора чувствуются также неясная душевная тоска, смятение и грусть. При помощи центрального образа в поэзии Фета лучше всего раскрывается тонкая и неразрывная связь человека и природы, эти понятия тесно переплетаются друг с другом.
Для современников поэта и для творческих людей, живущих в XXI веке, весенняя пора является прежде всего временем, связанным с мечтами и любовными переживаниями. В циклах Фета на эту тему преобладающее внимание уделяется светлым картинам, мотивам чистой и непорочной юношеской любви. Две составляющие, человеческая и природная, в этих картинах либо сливаются в единое целое, либо существуют и развиваются параллельно друг другу и стремятся в итоге соединиться.
Природа и любовь
Воспевая красоту природы, поэт говорит и о красоте души человеческой, а также о самом прекрасном, великом и сильном чувстве, на которое способны люди. Поэт описывает любовь как соединение печалей, тревог и волнений. В его понимании это чувство связано с трагическими мотивами: это связано с переживаниями из-за гибели любимой женщины, Марии Лазич, которой он посвящал большую часть произведений. Говоря о женской красоте, литератор часто использует эпитет «небесный». Поэтому любовь и природа в стихах Фета тесно переплетаются и становятся неотделимыми друг от друга.
Выбор выразительных средств в описаниях природы в творчестве Фета
С помощью описания цветов, которое также часто встречается в стихах Афанасия Афанасьевича, автор говорит о красоте, нежности, радости и передает другие положительные эмоции. Однако цветы также порой символизируют и противоположные по смыслу понятия: увядание, горечь утраты и грусть. Еще одним часто используемым символом и центральным образом в поэзии Фета становится дождь.
Его изображение поэт использует для того, чтобы передать чувство печали или грусти, но также это природное явление символизирует обновление, очищение и возрождение. Также стоит сказать и о море, которое в творчестве Фета становится символом свободы, неразгаданной тайны и манящей бесконечности. Но вместе с тем этот образ природы олицетворяет опасность и неизвестность, становится метафорой волнений и противоречий, неразрывно связанных с человеческим существованием.
В теме природы в стихах Афанасия Фета раскрываются и другие особенности его творчества: ассоциативность и музыкальность. При помощи описаний погодных явлений автор в ярких красках передает настроение и ощущение зимнего вечера или летнего дня, а воображение читателя тут же рисует соответствующую картину, которая представляется ярко и четко, до мельчайших деталей. В лирике нет логической цепочки и последовательности действий, а ассоциативность проявляется в хороводе образов, сменяющих друг друга.