«Голубой огонек» на советском ТВ: история главного новогоднего шоу СССР — звезды, традиции и перемены
«Голубой огонек» — главное новогоднее шоу Советского Союза.
Бывший министр культуры России Михаил Швыдкой говорил, что телепередача «Голубой огонек» превращала СССР в гигантскую коммуналку, объединяя людей у экранов. Как минимум эта программа стала синонимом Нового года, как те же мандарины и салат оливье. Символом торжества, вкусного ужина, встреч и поздравлений. Подробнее о шоу, которое собирало у экранов зрителей от мала до велика, – в материале 24СМИ.
60-е годы XX века стали периодом расцвета советского телевидения. Эфир в те времена наполняли формальными и серьезными программами. Зрители отчаянно нуждались в более легкой и дружеской атмосфере на экране. Идею для такой передачи нашли в московском кафе на улице Горького. Здесь собирались поэты, писатели, артисты и читали стихи, общались, спорили, обсуждали. Телевизионщики взглянули на происходящее через объектив телекамеры, и им это очень понравилось.
Так появилась передача «Телевизионное кафе», но снимали ее в отдельной студии, хотя изначально хотели делать это прямо в заведении. Она выходила с апреля 1962-го по субботам. Участниками становились как артисты и другие деятели искусства, так и передовики труда, военнослужащие и рядовые граждане, которые делились любопытными историями. Представители разных сфер и статусов собирались в одном месте и общались непринужденно. Формат оказался чрезвычайно удачным и полюбился зрителям с первого выпуска.
В последующем шоу меняло название: «На огонек», «На голубой огонек», «Голубой огонек». Его придумали неслучайно. В 1960-х закончилась эпоха деревянных телевизоров «КВН». Они уступили место «Рекордам» с большим кинескопом, имевшим голубоватое свечение. С помощью названия и решили подчеркнуть технический прогресс. Но проект быстро лишился статуса еженедельной программы. Было решено приурочивать выпуски к празднованию 8 Марта, 7 ноября и Нового года.
31 декабря 1962 года и вышел первый новогодний «Огонек», главной звездой которого стал Юрий Гагарин. Все 1960-е были плотно связаны с космической эйфорией, поэтому покорители новых горизонтов были ключевыми участниками передачи, а не звезды эстрады. Еще выпуски того десятилетия уникальны тем, что они снимались в прямом эфире. От этого было еще интереснее смотреть шоу, ведь звезды будто заходили к каждому домой и встречали Новый год вместе со зрителями.
В 1970-х «Огонек» стали снимать заранее. Появились заученные речи, наигранность, фрукты из папье-маше на столах, а ключевыми участниками стали звезды эстрады, хотя по-прежнему в эфире появлялись передовики труда и представители разных профессий. Первая половина восьмидесятых окончательно сделала артистов главными участникам. Но не ограничивался цветной эфир только Аллой Пугачевой, Софией Ротару, Валерием Леонтьевым и другими звездами СССР. Приглашали исполнителей из стран соцлагеря.
Формат стал погибать в перестроечные времена. «Огонек» стал площадкой для экспериментов. Например, в 1986-м выпуск сняли в ресторане «Арбат» и заповеднике «Коломенское», а через год вышла солянка из старых номеров. Передача исчезла на несколько лет и возродилась в конце 1990-х и по сути стала продолжением того формата, который был заложен в 1970-х.
Полезно знать: цензура «Голубых огоньков» в 1970-х ужесточилась. Это было связано с политикой председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Он ввел ряд запретов, в том числе мужчинам не разрешали появляться в кадре в кожаных пиджаках, джинсах и с растительностью на лице.