Биография
Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, живший в конце XIX – начале XX веков, стал признанным мастером живописи, рисунка, гравюры, карикатуры и иллюстрации, создавшим коллекцию из 737 картин, 275 акварелей, 5084 набросков и 359 литографий. Работая в стиле постимпрессионизма и раннего модернизма, творец, вдохновленный образами обитателей Монмартра, стал одним из родоначальников прикладной графики и основателем широко распространенного искусства плаката.
Детство и юность
Художник, полное имя которого звучало как Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, родился 24 ноября 1864 года в старинном замке, расположенном на юге Франции, в городке Альби. Его предки принадлежали к древнему аристократическому роду, ведущему начало от короля франков и лангобардов Карла Великого, но к началу XIX века утратившему общественную и политическую активность.
Традиции кровосмешения пагубно отразились на следующих поколениях, и Анри с 6-месячного возраста страдал из-за редкого дефекта суставов и костей, а его брат Роберт и вовсе умер, не дожив до 1-го года. Другим физическим изъяном мальчика была деформация лица, которой не наблюдалось ни у кого из родственников, поэтому исследователи предположили, что она возникла вследствие врожденного сифилиса, унаследованного от матери, зараженной этой болезнью.
Отец, увлеченный лошадьми и охотой, тяготился компанией сына и на месяцы исчезал из замка, оставляя детей на попечение жены. Правда, изредка Анри удавалось добиться внимание родителя и вместе с ним посещать скачки и мастерскую знакомого художника, писавшего восхитительные портреты животных. Кроме того, мужчина и мальчик посещали места для увеселений, самыми любимыми из которых в то время были городская ярмарка и бродячий цирк.
Это общение, благотворно влиявшее на воображение ребенка, закончилось после развода в аристократическом семействе, и де Тулуз-Лотрек был вынужден подружиться с матерью, оставшейся единственным близким и родным человеком. Но, несмотря на заботу со стороны графини, мальчик постоянно испытывал чувство одиночества, особенно усилившееся после случайного перелома обоих ног, замедлившего, а затем остановившего рост конечностей.
В итоге прикованный к кровати подросток увлекся рисованием и начал брать уроки у родственников, достаточно сносно владевших кистью. Вскоре работа над картинами превратилась в пристрастие, и в 1881 году Анри стал целенаправленно заниматься искусством, получая советы от знакомого живописца Рене Пренсто.
Наблюдая за прогрессом подопечного, Пренсто обсудил с графиней возможности для дальнейшего обучения, и молодого человека, после восстановления ставшего инвалидом, отправили в Париж к популярному живописцу Леону Бонна.
Познакомившись с азами классицизма, Анри поселился на Монмартре и продолжил образование в мастерской реалиста Фернана Кормона. И именно там он свел дружбу с такими выдающимися художниками, как Эмиль Бернар и Винсент Ван Гог, и в их компании бродил по живописным улицам в поисках вдохновения и натуры. Однажды приятели устроили молодому провинциалу встречу с проституткой, в результате которой была написана тематическая картина, определившая дальнейшую жанровую принадлежность большинства его зрелых и талантливых работ.
Творчество
Образы, постоянно мелькавшие перед глазами в кабаре «Мулен Руж», бесконечно увлекали Анри, и помимо плакатов, рекламировавших предстоящие выступления, он написал насколько портретов певицы Иветты Гильбер и танцовщиц Ла Гулю (Луиза Вебер) и Жанны Авриль. Произведение «Танец в “Мулен Руж”» показалось ценителям привлекательным, несмотря на то, что из-за нехватки места до зрителя дошли лишь урезанные фрагменты.
В 1895 году, создав последнюю картину, олицетворявшую славу кабаре, Анри перебрался в центральные районы Парижа и обосновался в квартале, изобиловавшем публичными домами и проститутками. Проводя много времени в их обществе, де Тулуз-Лотрек создал портреты «Одна» и «Женщина с зонтиком», а также остальные картины серии, отражавшей внутреннее падение, безысходность и боль.
Став «гением уродства и деформации», художник вслед за натурщицами катился в пропасть и предпочитал творчеству разнузданные оргии, где все чаще и чаще употреблял алкоголь. Количество написанных картин в это время резко снизилось.
Анри начал испытывать приступы депрессии и параноидального бреда. Мать, снявшая квартиру неподалеку от жилища художника, была обеспокоена пьянством и агрессией по отношению к окружающим. И в 1899 году Анри прошел курс реабилитации в специализированной больнице, завершившийся написанием серии цирковых картин и выдающейся работы «Канатная плясунья».
В итоге врачи выпустили художника из лечебницы, но полностью не смогли его восстановить. После нескольких недель воздержания де Тулуз-Лотрек взялся за старое, копируя поведение низшего класса и проводя недели в компании проституток. Почти перестав рисовать картины, он чувствовал приближение смерти, и это обреченное состояние отразилось в его последних работах, отличавшихся меланхоличным настроением, нетвердыми мазками и мрачностью цветов.
Личная жизнь
Из-за физических увечий художник не был способен обустроить личную жизнь и до последних дней оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Не имея ни жены, ни детей, Анри проводил дни в компании друзей-живописцев, а ночи — в борделях и постелях проституток.
В последние годы жизни де Тулуз-Лотрек искал общества близких и часто приезжал в имение матери, но агрессия, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя, помешала развитию этих отношений и больно ударила по преданным художнику членам семьи.
Смерть
В начале 1901 года де Тулуз-Лотрек продолжал заниматься живописью и рисовал портреты окружавших его людей. Тогда же, находясь под присмотром родственника Поля Вио, он подписал ранее созданные картины и, насколько это было возможным, навел порядок в собственной мастерской.
Испытывая физические боли, художник едва мог водить по холсту кистью, а к лету состояние настолько ухудшилось, что он с трудом передвигался по комнате и большую часть времени оставался в постели.
После инсульта, случившегося в конце августа 1901 года, Анри оказался парализованным в нижней части тела, и мать забрала его на юг Франции, где он в полном сознании скончался 9 сентября, не дожив 2 месяца до 37 лет.
Родственники старались не афишировать истинную причину смерти художника, но в газетном некрологе, размещенном в изданиях под траурным фото, журналисты раскрыли тайну, сообщив, что де Тулуз-Лотрек пал жертвой сифилиса и алкоголизма.
Картины
- 1883 – «Портрет матери в саду»
- 1883 – «Автопортрет перед зеркалом»
- 1885 – «Гладильщица»
- 1885 – «Портрет Сюзанны Валадон»
- 1887 – «Портрет Винсента Ван Гога»
- 1888 – «Прачка»
- 1888 – «Наездница в цирке Фернандо»
- 1890 – «Танец в «Мулен Руж»
- 1893 – «Две девушки в кровати»
- 1894 – «Салон на улице Мулен»
- 1895 – «Портрет Оскара Уайльда»
- 1896 – «Женщина за туалетом»
- 1899 – «Канатная плясунья»