Биография
Американский художник Марк Ротко является всемирно признанным мастером абстрактного экспрессионизма, стоявшим у истоков создания техники живописи цветового поля. Его наследие, насчитывающее 836 работ на холсте, сейчас оценивается в десятки миллионов долларов и находится в крупнейших мировых коллекциях, включая картинную галерею Расе в Нью-Йорке и Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, а самыми ценными признаны картины «Оранжевое, красное, желтое», «№ 10», «№ 6» («Фиолетовое, зеленое и красное») и «№1 » («Королевский, красный и голубой»).
Детство и юность
Марк Ротко, ранее именовавшийся Маркус Яковлевич Роткович, родился 25 сентября 1903 года в городе Витебской губернии, на месте которого сейчас находится Даугавпилс, административный и культурный центр Латвии. Мальчик получил всестороннее образование и научился говорить и читать на 3 языках. В среде, где воспитывались представители иудаистского вероисповедания, часто случались обвинения на религиозной и политической почве, поэтому с раннего возраста Марк с братьями и сестрами жил в притеснении и страхе.
Парень смог получить образование в традиционной еврейской школе, а затем, чтобы оградить детей от воинской службы в подразделениях Российской империи, семья иммигрировала в Соединенные Штаты. Едва обосновавшись в Портленде, Ротковичи пережили трагедию, связанную со смертью кормильца, и это событие заставило их отказаться от безбедного существования и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Пока мать и старшие дети добывали средства на пропитание, Маркус в 1921 году окончил среднюю школу Линкольна и, овладев английским языком, стал активным членом еврейской общины и адептом дискуссий по вопросам политики. Увлекаясь проблемами интересов трудящихся и прав женщин на использование контрацептивов, Ротко оказался в центре радикальных рабочих собраний, где выступали известные американские анархисты Билл Хейвуд и Эмма Голдман.
Почувствовав призвание к искусству, молодой человек поступил в школу дизайна и прослушал курс лекций прославленного теоретика абстрактного экспрессионизма Аршила Горки, переехавшего в Америку в годы геноцида армян в городах Османской империи. После этого Маркус перешел в Лигу студентов-искусствоведов и попал под влияние Макса Вебера, ставшего известным благодаря работам в стиле кубизм.
Под руководством этого талантливого педагога Ротко сформировал собственный взгляд на живопись и понял, что картины можно использовать как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.
Живопись
Его полотна, представлявшие мрачные интерьеры и сцены из жизни горожан, были хорошо восприняты критиками. Экспозицию картин Ротко представили в галерее современного искусства в Нью-Йорке, и художник заслужил внимание искусствоведов благодаря использованию богатых цветовых полей в качестве протеста против эквивалентности буквальной американской живописи.
Стиль, характерный для произведения «Купание, или Сцена на пляже», начал меняться в сторону примитивизма, в котором мрачные краски уступили место богатству ярких цветовых полей. В 1936 году этот метод живописи Ротко попытался описать в теоретической работе, но книга, рассказывавшая о формальных и стилистических инновациях, так и не была окончена и опубликована при жизни художника.
Стремясь выйти за рамки предметов, имевших социальное и политическое воздействие, Марк с последователями обратился к пространству человеческого сознания, выходящего за пределы конкретной истории и культуры. И с этого момента целью искусства для художника стало заполнение внутренней духовной пустоты.
Многие картины, написанные под влиянием этой идеи, стали переосмыслением мифологических сюжетов и получили названия «Антигона», «Эдип», «Жертва Ифигении» и «Алтарь Орфея». Впрочем, со временем Ротко перестал именовать собственные работы и ограничился нумерацией или описанием использованных цветов.
Именно в таком формате полотна художника были представлены в знаменитом арт-центре, принадлежавшем Пегги Гуггенхайм, и, несмотря на резкую критику, некоторые из них были проданы по цене $150-750.
Позже многие из разгромленных работ на протяжении 7 лет ежегодно демонстрировались в Музее американского искусства Уитни. Стоимость таких картин, как «Лаванда и шелковица», «Белый центр», «Красный на темно-бордовом» и «Синий, зеленый, коричневый», достигла отметки в сотни тысяч долларов.
Коммерческий успех не радовал художника, и в середине 1960-х годов он задумал новый проект, названный Часовней Ротко. Интересен тот факт, что автор идеи, являвшийся иудеем по рождению, решил оформить помещение в римско-католическом стиле. В итоге работы, созданные в рамках этого проекта, стали кульминацией творчества за последние 10 лет, их можно увидеть на фото в каталогах и художественных альбомах.
Личная жизнь
В компании начинающих художников Ротко познакомился с дизайнером ювелирных изделий Эдит Сахар, и в 1933 году эта милая беззаботная девушка стала его женой. В 1937 году супруги расстались и после примирения так и не смогли полностью наладить личную жизнь. В 1943-м пара окончательно рассталась, художник пребывал в длительной депрессии, болезненно переживая произошедший разрыв.
Спустя 2 года Ротко встретил новую возлюбленную и вскоре женился на Мэри Элис Бейстл, которую общие знакомые по-дружески называли Мелл. Благодаря ее влиянию художник преодолел уныние и написал абстракции, самой знаменитой из которых стала картина «Медленный водоворот на краю моря».
Впоследствии пара много путешествовала. Во время визита в Европу в 1950 году у них родилась дочь, которую назвали Кейт в честь матери Ротко. Но после болезни, вызвавшей импотенцию, художник развелся со второй супругой и последние годы прожил один.
Смерть
В 1968 году Ротко начал страдать приступами физической слабости, и после обследования врачи диагностировали легкую аневризму аорты и сделали ряд предписаний, исключавших перенапряжение и физические нагрузки. Но Марк пренебрег советами и продолжал работать, пить и курить.
В итоге он начал мучиться приступами депрессии и 25 февраля 1970 года покончил с собой. В день, когда последние работы прибыли в Часовню Ротко, тело художника обнаружили на полу мастерской. После вскрытия выяснилось, что причиной смерти стала передозировка барбитуратов, вызвавшая остановку сердца и кровоизлияние в мозг.
Картины
- 1947 – «Желтое, красное и оранжевое»
- 1949 – «Фиолетовое, черное, оранжевое, желтое на белом и красном»
- 1949 – №3/№13 («Magenta, Black, Green on Orange»)
- 1950 – «Белый центр» («Yellow, Pink and Lavender on Rose»)
- 1951 – №2 (№7 и №2)
- 1953 – Без названия
- 1953 – №3
- 1953 – №61 («Rust and Blue»)
- 1954 – №1 («Royal Red and Blue»)
- 1956 – «Orange and Yellow»
- 1959 – «Black on Maroon»
- 1964-1967 – Часовня Ротко
- 1966 – Без названия («Blue Divided by Blue»)