Биография
Антон Брукнер — австрийский композитор 19-го столетия, творческое наследие которого составляют симфонии и мотеты. Критики характеризуют произведения автора как композиции с гармоничными переходами и многогранностью полифонии. Имя Брукнера сегодня известно далеко не всем поклонникам классической музыки, но он оказал влияние на последующее поколение композиторов и музыкантов, в числе которых и Густав Малер.
Детство и юность
Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в Ансфельдене. Сын крестьянского учителя с детства питал интерес к музыке и получил от родителя первые уроки. В 6 лет Антона отдали в школу. Любопытно, что мальчик, будучи учеником, помогал отцу в педагогической деятельности и объяснял одноклассникам непонятные им нюансы.
В 1833-м Антона перевели в школу в Хершинге, где он учился под началом Иоганна Баптиста Вайса. Тот оказался большим поклонником музыки, а также талантливым органистом и способствовал развитию творческих наклонностей подопечного.
Первые произведения мальчик создал в 10 лет. «Vier Präludien in Es-Dur für Orgel» было разработано для исполнения на органе. В этот период отец Антона заболел, и юноше пришлось вернуться домой. После смерти родителя в 1837-м он поступил в обучение в капеллу певчих в монастыре святого Флориана.
Парень обучался игре на скрипке, органе и фортепиано. Некоторое время получал образование в Линце, а затем приступил к работе помощника учителя в деревенской школе. Брукнер также не чурался обычных сельских трудов и выступал на местных вечерах танцев.
Музыкант продолжал учиться игре на органе и постигал теорию композиции. С 1845 года он преподавал музыку и работал органистом в монастыре. Затем Брукнер перебрался в Линц, где продолжил работу органистом в местном соборе. К этому периоду времени относится завершение обучения композиторскому ремеслу. Парень начинает путешествовать, посещает Вену, где знакомится с Рихардом Вагнером, Ференцем Листом и Гектором Берлиозом.
Музыка
Популярность пришла к Брукнеру не сразу. Творческая биография автора полна интересных событий, предшествовавших росту популярности. С 1845 года он мечтал о построении карьеры органиста. С 1861-го по 1863-й, изучая творчество Вагнера, продолжал пополнять запасы знаний и учился до 40 лет. Слава и признание настигли его лишь к 60 годам.
В 1868-м скончался Симон Зехтер, преподаватель, у которого учился Антон Брукнер. Ему предложили занять позицию педагога по теории музыки в Венской консерватории и сделали придворным органистом. Композитор переехал в Вену. С этого момента он посвятил себя сочинению симфоний. Критики не считали их цельными и усматривали в произведениях автора отсутствие смысла.
Антон Брукнер писал и мессы. Произведения крупного формата композитор считал недоступными для себя, так как принижал собственный талант. Он был строг к собственному творчеству, поэтому продолжительное время писал короткие сочинения. При этом Брукнер становился все популярнее как придворный органист и органный импровизатор.
Музыкант реализовался как композитор только в 1884 году благодаря Артуру Никишу, когда дирижер исполнил Седьмую симфонию. О Брукнере заговорили. Он играл на органе на похоронах Листа.
Творчество композитора не было оценено за границей, но в Австрии его музыка нашла горячих поклонников. Слава, пришедшая к Брукнеру, омрачалась тем, что в преклонном возрасте он часто болел. Последние годы автор работал над созданием Девятой симфонии. По выходу на пенсию композитор жил в квартире во дворце Бельведер, любезно предоставленной ему императором Францем Иосифом.
Творческое наследие Антона Брукнера составляют 11 симфоний, 3 мессы, струнный квинтет, произведение «Те Deum», а также пьесы для органа и хора. Из числа его творений особенной любовью публики пользовались Четвертая и Седьмая симфонии, а впоследствии востребованными оказались Третья, Восьмая и Девятая. Последние ассоциировали с произведениями Бетховена.
Когда издатели выпустили собрание сочинений композитора, его работы разделили на периоды. Среди них к раннему этапу отнесли первые 4 симфонии. Произведения, написанные до Шестой симфонии, представляли собой центральный этап, на протяжении которого в творениях автора просматривался пантеистический оптимизм. Седьмая, Восьмая и Девятая отличаются тем, что в них присутствуют черты ранее созданных партитур, но они имеют более протяженное и неспешное развитие.
На стиль Антона Брукнера оказало большое влияние музыкальное наследие периода барокко. В нем, как и в сочинениях композитора, присутствовали антифоны в виде музыкальных перекличек голосов и инструментов. Автор превосходно знал особенности клавишных, а симфонизм его произведений корнями уходил в традиции работ Бетховена, Шуберта, Вагнера и Гайдна. Основами крупноформатных сочинений композитора служила четырехчастная форма, созвучная симфониям Листа и Берлиоза, но масштабы его произведений более грандиозны и дополнены использованием медных духовых инструментов.
Недостатком работ композитора была их однообразность. Маньеризм и расплывчатость форм способствовали появлению критических отзывов и не давали возможность оценить произведения по достоинству.
Интересный факт заключается в том, что после смерти композитора были выпущены сборники с анекдотическими рассказами о нем. Брукнер был очень наивным человеком с некоторыми психическими особенностями, развивавшимися на почве критики его произведений.
В своих дневниках он описывал прочитанные молитвы. Партитуру «Те Deum» адресовал Богу. Католик верил в божественное провидение и увлекался мистицизмом, что также находило отражение в его творчестве.
Личная жизнь
Как и профессиональная реализация, личная жизнь оказалась для Антона Брукнера сложным вопросом. Композитор обладал специфичными предпочтениями в отношении представительниц прекрасного пола. Его привлекали юные барышни.
Несколько раз музыкант делал предложение о замужестве девушкам-подросткам, но получал отказ. В числе потенциальных невест оказалась даже дочь близкого друга. Влюблялся Брукнер и в безвестную крестьянку 17 лет, но и она не стала женой композитора. Мужчина коротал век в одиночестве и не обзавелся детьми и семьей.
Увлечение юными девушками было спровоцировано страхом композитора перед грехом. Музыкант был убежден, что, выбрав в жены подростка, будет уверен в девственности супруги . Собственных убеждений он не изменил до последних дней жизни. Молоденькие девушки привлекали его внимание, даже когда знаменитому органисту исполнилось 70 лет. Единственный раз, когда Брукнер чуть не сменил статус холостяка, был омрачен отказом избранницы в принятии католицизма.
Смерть
Антон Брукнер скончался в возрасте 72 лет в 1896 году в Вене. Причина смерти оказалась вполне естественной для его возраста. Мужчина противился традиционному захоронению, поэтому тело было забальзамировано и погребено возле его любимого органа в склепе церкви святого Флориана.
После смерти композитора, в 1989 году, в Линце учредили фонд, который в течение 25 лет спонсировал фестивали музыки Брукнера. Они проводились каждые 2 года. В 1932-м университет музыки, драмы и танца в Линце был назван в честь знаменитого композитора.
Музыкальные произведения
- 1849 – Реквием
- 1863 – Симфония № 00 фа минор
- 1866 – Симфония № 1 до минор
- 1869 – Симфония си-бемоль мажор
- 1872 – Симфония № 2 до минор
- 1873 – Симфония № 3 ре минор
- 1874 – Симфония № 4 ми-бемоль мажор
- 1876 – Симфония № 5 си-бемоль мажор
- 1881 – Симфония № 6 ля мажор
- 1883 – Симфония № 7 ми мажор
- 1884 – Te Deum
- 1887 – Симфония № 8 до минор
- 1896 – Симфония № 9 ре минор