Биография
Виктор Евграфов, тот самый профессор Мориарти из легендарных советских «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», — человек, наделенный невероятным талантом и сильной волей. На долю актера выпало немало тяжелых испытаний, но каждый раз свыше давались силы, чтобы справиться с ними. Трагедия в личной жизни привела его в ГИТИС, а серьезная травма, полученная на съемках в середине 90-х, — к живописи, преподаванию и созданию собственной лечебной методики.
Детство и юность
10 сентября 1948 года в Куйбышеве у Ивана Евграфова родился сын Виктор. В Великую Отечественную войну с городского аэродрома на фронт перегоняли Ил-2 — отец, военный летчик по профессии, продолжил трудиться здесь и в мирное время. Мать занималась воспитанием троих детей.
Мальчик не был отчаянным хулиганом, но однажды, поддавшись уговорам лучшего друга, разбил окна в учебном заведении. Сорванцов не поймали, однако учительница узнала Витю и заставляла подопечного назвать имя «подельника». Тот упорно молчал, за что и остался на осень.
Выпускник не мечтал об актерстве, а, равняясь на главу семейства, грезил об офицерских погонах, поэтому окончил сержантскую школу и ушел в армию. Там солдат впервые испытал серьезное чувство — та, что в одночасье запала в душу, повстречалась в электричке. Подойти парень, не имевший опыта общения с противоположным полом, не осмелился и только подслушал имя прекрасной незнакомки. Наталья нашла его сама на следующий день, придя на волейбольный матч военнослужащих.
Влюбленные решили быть вместе, и эта романтическая история дошла до командира части, который обещал выделить квартиру и вернул подопечного за дамой сердца. Однако все завершилось печально: родители, видимо, испугались пылкости дочери, и пара больше никогда не виделась. Виктор не находил себе места от горя и пристрастился к алкоголю, не распрощавшись с ним и по демобилизации.
Отец и мать, рассудив, что наследнику нужно сменить обстановку, чтобы справиться с потерей, отправили его к тете в Клайпеду. 24-летнему Евграфову предстояла полугодовая работа в море, но до Литвы он не добрался, а поступил в московский ГИТИС, оказавшись под крылом Владимира Андреева. Одному из лучших студентов, охотно игравшему и в спектаклях режиссерского факультета, пророчили после вуза попадание в драмтеатр имени Марии Ермоловой, где на должности главрежа пребывал мастер курса.
«Актером, безусловно, я себя ощущаю больше. Каскадерство — это, скорее, отдушина, хобби. Впрочем, им я тоже занимаюсь серьезно. У меня было желание служить в театре. Более того, я начинал с питерского ТЮЗа. Будучи студентом, мечтал работать у Василия Шукшина. Увы, мастер рано ушел из жизни, а Андреев меня почему-то к себе не взял», — признавался артист в интервью.
Фильмы
В ленинградском ТЮЗе Евграфову доставались не второстепенные, а даже третьестепенные роли. Хотя сам он мечтал сыграть Гамлета и вовсю разучивал его монологи. Все изменилось, когда знакомый каскадер предложил Виктору освоить тайны этой непростой профессии в конноспортивной школе в Пушкине.
Там фактурного конюха приметил Игорь Масленников и доверил перевоплощение в монаха-книжника в фильме «Ярославна, королева Франции». К работе выпускник ГИТИСа подошел серьезно и для того, чтобы почувствовать внутреннее состояние своего персонажа, носил вериги не только «на службе», но и «в миру».
На съемках исторической картины у Евграфова, не позволявшего подшучивать и неуважительно относиться к себе, возникла открытая неприязнь к Василию Ливанову. Впрочем, натянутые личные отношения пары органично вписались в канву «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», и к моменту драки на Рейхенбахском водопаде Виктор Иванович был готов в прямом смысле слова задушить коллегу.
К слову, и профессором Мориарти он стал случайно:
«Роль Мориарти предназначалась Иннокентию Смоктуновскому, а меня пригласили в качестве его дублера. Я размышлял о судьбе героя: ‟Почему он такой негодяй?” И решил, что он должен иметь комплексы. Какие? Скорее всего, порожденные физической ущербностью. Придумал себе небольшой горбик, прямой немигающий взгляд».
Гример Ленфильма Людмила Елисеева поняла его замысел с полуслова и преобразила настолько, что режиссеру ничего не оставалось, как назначить Евграфова антагонистом главного героя.
«В двух шагах от ‟Рая”», а затем и в «Не бойся, я с тобой! 1919» ученик Владимира Андреева трудился бок о бок с Мухтарбеком Кантемировым, обучившим товарища трюкам с лошадьми и кнутами, метанию ножей и топоров. Как исполнитель сложных и опасных приемов актер проявил себя больше, чем в 30 лентах.
В 1994-м уроженец Куйбышева получил серьезную травму, когда участвовал в создании российско-немецко-канадско-американского проекта «В империи орлов». Сцена, где пятеро матросов летели на тросе через корабль, закончилась падением, переломанными позвоночником и ребрами, пробитым легким. На реабилитацию и возвращение в профессию потребовались годы — в 2007-м заслуженный артист России появился в «Завещании Ленина».
В последние годы жизни Виктор Иванович продолжал знакомить с авторской лечебной системой упражнений, преподавать в Самарском государственном институте культуры, давать интервью и посещать различные мероприятия.
Что касается фильмографии, то в 2021-м актер снялся в документальной ленте «Шерлок Холмс и доктор Ватсон вместе навсегда».
Личная жизнь
Травма изменила дальнейшую жизнь Евграфова. Актер (рост 182 см) остался не только без любимой профессии, но и без семьи. Жена, знавшая несколько языков, вместе с дочерью (отец изредка созванивался с ней по телефону) иммигрировала в Италию, что впоследствии близкие друзья знаменитости назвали предательством.
Мужчина оказался с болезнью один на один. Виктор Иванович переехал в родную Самару, где рядом находилась только мать, и, несмотря на всю сложность ситуации, нашел в себе силы не опустить руки.
Он руководил тольяттинской студией исторического трюка «Коловрат», самарским театром для детей и юношества «Витражи», готовил каскадеров для съемок, а с 2004-го по 2009-й преподавал в Волжском университете имени Василия Татищева. В 2019-м преподаватель вписал в биографию Vocalista Studio, где вел курсы «Искусство звучащего слова» и «Культура тела как основа пластической выразительности актера».
В 2016-м и 2018-м автор «палочной» системы упражнений для восстановления организма провел выставку собственных художественных работ под названием «Мои несыгранные роли».
Смерть
20 октября 2021 года стало известно, что Виктор Евграфов умер. По предварительной информации, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Фильмография
- 1978 — «Сегодня или никогда»
- 1978 — «Ярославна, королева Франции»
- 1980 — «Лючия ди Ламмермур»
- 1980 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
- 1981 — «Девушка и Гранд»
- 1983 — «Чёрный замок Ольшанский»
- 1984 — «В двух шагах от «Рая»
- 1985 — «Сестра моя Люся»
- 1987 — «Даниил — князь Галицкий»
- 1987 — «Жизнь Клима Самгина»
- 1990 — «Доминус»
- 1996 — «В империи орлов»
- 2000 — «Воспоминания о Шерлоке Холмсе»
- 2007 — «Завещание Ленина»
- 2013 — «Не бойся, я с тобой! 1919»
Интересные факты
- Артист до сих пор хранит отцовский летный шлем, вспоминая, как уже в старости тот надевал его, садился в кресло и имитировал боевые вылеты.
- В «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» профессора Мориарти озвучил Олег Даль, потому что Виктор Евграфов говорил с волжским акцентом.
- Марина Дюжева отмечала в однокурснике удивительную отдачу профессии и самоотверженность. В студенчестве в распоряжении молодого человека имелось единственное пальто, которым он тушил человека, поджегшего себя на Красной площади.
- В 1979-м состоялись премьеры сразу двух фильмов, где актер сыграл главные роли: «Ярославна, королева Франции» с Кириллом Лавровым и Еленой Кореневой и «Сегодня или никогда» с Николаем Волковым – старшим, Валерием Козинцем и Натальей Варлей.
- В 2005-м в честь Евграфова учредили ежегодный Самарский губернский открытый турнир по метанию ножа.