Биография
Камиль Коро — ключевая фигура в пейзажной живописи эпохи романтизма. В его творчестве сочетаются неоклассические традиции и элементы, которые позже в полной мере воплотились в импрессионизме. Коро еще и портретист, маслом он искусно передавал характер не только натурщиков, но и себя самого.
Детство и юность
Жан-Батист Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в Париже. В отличие от многих современников он жил в обеспеченной семье. Родители художника владели магазином женских головных уборов, который пользовался огромной популярностью у французских модниц. Заработок у четы Коро был настолько высок, что они могли себе позволить вкладывать деньги в недвижимость.
Несколько лет Коро учился в лицее Пьера Корнеля в Руане по стипендии. Он не проявлял тяги к знаниям, даже к урокам рисования, так что родителям пришлось перевести сына в заведение попроще.
В 19 лет Коро, по замечаниям биографов, был «большим ребенком, застенчивым и неловким». Он краснел, когда к нему обращались, убегал в другую комнату от девушек, которые заглядывали в магазин примерить шляпку, в матери души не чаял и боялся грубости отца.
Личная жизнь
Последнее, что интересовало исследователей в биографии Камиля Коро, — это его личная жизнь. Во всяком случае, в открытых источниках нет информации о женах или наследниках художника.
Можно предположить, что Коро воспринимал женщин только как натурщиц. Принимая во внимание его глубокую привязанность к матери и юношескую робость перед противоположным полом, сложно представить художника дамским угодником.
Живопись
Большинство мастеров, имена которых сегодня звучат в ведущих галереях мира, проявляли склонность к искусству едва ли не с пеленок. Камиль Коро же внял зову кисти лишь в 1815 году, в 19 лет. Его первой студией стала собственная комната на 3-м этаже с мансардными окнами.
Глава семьи Коро мечтал, что его дети Аннет, Камиль и Виктуар продолжат «шляпное» дело. Он упорно обучал их драпировке, ведению счетов. В 26 лет Коро нашел в себе силы сказать отцу, что бизнес — это не его стихия.
Творческое восхождение Коро начал в 1821 году с пейзажей. Вместе со своим учителем Ашиль-Этной Мишальоном он выходил на природу и перерисовывал увиденное.
«Я создал первый пейзаж под присмотром Мишальона. Единственное, что он мне советовал, — с величайшей точностью переносить то, что я вижу перед собой, на холст. Урок сработал, с тех пор я всегда дорожил точностью», — писал Коро.
После смерти Мишальона в 1822 году учителем Коро стал Жан-Виктор Бертен. Он заставлял художника перерисовывать картинки из книг по ботанике для познания органической формы.
Оба учителя были неоклассицистами, но ранние работы Коро показывают, что сам он тяготел к реализму. В своих картинах художник искусно «сливал» эти течения воедино.
Камиль — результативный мастер. Только в 1825–1828 годах в путешествии по Италии он создал более 200 эскизов и 150 картин. Всего творчество романтика насчитывает более 3 тыс. работ. Речь идет не только о масляных полотнах, Коро слыл талантливым гравером, он создал около 200 изображений.
Искусствоведы не в силах выделить лучшую картину Коро, поскольку каждая из них является высшим проявлением искусства. Клод Моне, известный пейзажист, так говорил о соотечественнике: «Существует только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним».
Отдельное место в живописи Коро занимают портреты. Чаще всего он рисовал девушек на фоне природы, но не гнушался и собственным изображением. Самый ранний автопортрет датируется 1835 годом.
В 1860-х годах Коро увлекся фотографией. Этот род искусства, в то время существовавший в черно-белом цвете, еще сильнее подавил палитру художника, который прежде писал в серых, коричневых, розоватых тонах. Журналист Теофиль Тор-Бюргер даже отметил:
«Коро не знает иного времени дня, кроме утра, и другого цвета, кроме бледно-серого».
Из-за страсти Коро к приглушенным оттенкам многие считают странным, что импрессионисты брали с него пример, ведь последователи этого стиля не боялись экспериментировать с цветами. Тем не менее Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Пабло Пикассо отмечали, что, если бы не Коро, они никогда не стали бы художниками.
Смерть
22 февраля 1875 года Камиль Коро ушел из жизни 78-летним стариком. Причиной смерти стал прогрессирующий рак желудка. Тело художника покоится в фамильном склепе на самом крупном кладбище Франции — Пер-Лашез (24-й сектор).
Картины
- 1826 - «Рим. Форум и сады Фарнезе»
- 1826 - «Мост в Нарни»
- 1834 - «Утро в Венеции»
- 1846 - «Лес Фонтенбло»
- 1850 - «Читающая девушка в красном»
- 1850 - «Утро. Танец нимф»
- 1857 - «Деревенский концерт»
- 1861 - «Орфей и Эвридика»
- 1865 - «Письмо»
- 1866 - «Агостина»
- 1870 - «Читающая женщина»
- 1872 - «Воспоминание о Корборне»
- 1874 - «Купание Дианы»