Биография
Несмотря на природный талант, яркий представитель американского реализма Эдвард Хоппер долгое время оставался в тени соотечественников. Лишь когда художнику исполнилось 40 лет, его картины, насыщенные цветами и историей, похожие на размытые фотографии, стали котироваться среди ценителей искусства.
Детство и юность
Живописец родился 22 июля 1882 года в Найаке, штат Нью-Йорк, в семье баптистов Элизабет Гриффитс Смит и Гаррета Генри Хоппера. Финансовое благополучие родителей позволило Эдварду и его старшей сестре Марион получать знания в частных школах.
Уже в 5 лет Хоппер проявил тягу к творчеству. Родители поощряли стремление мальчика, покупали ему мольберты и кисти, специализированную литературу. Подростком он умел рисовать пером и тушью, углем, акварелью, маслом, искусно писал с натуры, баловался комиксами. Первая подписанная картина маслом — «Вёсельная лодка в Скалистой бухте» (1895).
В детстве Хоппер мечтал связать жизнь с морем, но, повзрослев, твердо решил стать художником. Родители же видели сына в коммерции. Несмотря на их желание, он поступил в Школу изобразительных искусств в Нью-Йорке, где познакомился со своими учителями Уильямом Чейзом и Робертом Генри.
Личная жизнь
В 1924 году женой Эдварда Хоппера стала Джозефина Нивисон, художница. Молодые люди познакомились задолго до свадьбы, в 1905-м на уроках Роберта Генри. Они общались, делились художественными наработками, но романтичный оборот их отношения приняли только в 1923-м.
Нивисон была открытой, жизнерадостной, придерживалась либеральных взглядов. Хоппер же чаще находился в себе, был угрюмым, смотрел на жизнь консервативно. Пара сумела сжиться за счет компромисса: после свадьбы Нивисон разделила аскетичный образ жизни супруга, выступала для него главной музой и моделью.
Успехом Хоппер обязан именно жене: она подтолкнула его к созданию акварелей, которые стали массово популярными.
Сложно судить, была ли личная жизнь Хоппера и Нивисон счастливой. Они прожили 43 года вместе, но так и не обзавелись детьми. Да и тема одиночества вечно преследовала творчество Хоппера. Жена пережила художника на 10 месяцев. Их тела похоронены в одной могиле.
Творчество
Хоппер начинал с зарисовок городских сюжетов. Иногда он разбавлял черный и коричневый более яркими цветами, но в темноте словно чувствовал себя комфортнее. На протяжении всего творчества у Хоппера преобладали приглушенные, спокойные тона.
В отличие от современников Хоппер тяготел к реализму. Во времена абстракционистов заинтересовать зрителя действительной картиной мира было непросто, тем не менее в 1913 году художник продал первую работу «Парусный спорт» (1911). 31-летний Хоппер надеялся, что с этого момента его карьера пойдет в гору, но ошибся.
В 1915 году наступил застой Хоппера как художника, зато он раскрыл себя как гравера. Он создал более 70 офортов, которые изображали сцены из жизни Парижа и Нью-Йорка. Благодаря им живописец приобрел стиль и, наконец, прославился.
Окончательный прорыв наступил в 1923 году, после того как 6 акварелей Хоппера экспонировали в Бруклинском музее. Критиков поразили его работы, которые в первый вечер нашли своих покупателей.
Самая дорогая картина Хоппера — «Двое в проходе» (1927): на вырученные $ 1,5 тыс. художник купил себе машину. Остальные полотна он продавал по умеренным ценам, до конца своих дней жил по средствам, не шиковал и отказывался от наград.
Лучшие работы Хоппера появились на закате его жизни. Самая ранняя — «Полуночники» (1942), финальная — «Два комедианта» (1966). Говорят, что изображенные на картинах мужчины и женщина — это сам художник и его верная спутница Джозефина Нивисон.
Живопись Эдварда Хоппера наложила неизгладимый отпечаток на американскую культуру XX века. Режиссер Дэвид Линч называет его своим любимым художником. Он говорил, что если бы не «Полуночники», сериал «Твин Пикс» никогда бы не увидел свет. А картина «Дом у железной дороги» (1925) послужил прообразом к фильму «Психо» Альфреда Хичкока. В целом многие работы Хоппера по сей день находят отражения в мировом искусстве.
Смерть
Биография Эдварда Хоппера оборвалась на 84-м году жизни, 15 мая 1967 года, в Нью-Йорке. Причиной смерти стала острая почечная недостаточность. Тело художника покоится на кладбище Оук-Хилл в родном Найаке.
Свои работы Хоппер завещал жене. Нивисон в свою очередь, оставила их совместно созданную коллекцию (более 3 тыс. экспонатов) Музею американского искусства Уитни. Наиболее значимые картины Хоппера также хранятся в Нью-Йоркском музее современного искусства, Демойнском центре искусств и Чикагском институте искусств.
Картины
- 1921 – «Девушка за швейной машинкой»
- 1925 – «Дом у железной дороги»
- 1928 – «Петля манхэттенского моста»
- 1929 – «Чоп суэй»
- 1935 – «Мост дамбы Макомба»
- 1939 – «Нью-Йоркский кинотеатр»
- 1942 – «Полуночники»
- 1943 – «Вестибюль отеля»
- 1952 – «Отель у железной дороги»
- 1955 – «Окно отеля»
- 1960 – «Солнечный свет на втором этаже»
- 1966 – «Два комедианта»