Ив Кляйн

Yves Klein
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
34 года
Дата смерти
6 июня 1962 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Каждый художник — безумец и пророк. За полгода до полета Юрия Гагарина в космическое пространство, 19 октября 1960-го, великий новатор Ив Кляйн совершил свой знаменитый «Прыжок в пустоту». Через месяц, во время фестиваля авангардного искусства в Париже, это фото появилось в печати и открывало собой придуманную французом статью под названием «Человек в космосе! Художник космоса бросается в пустоту!».

    Детство и юность

    В конце апреля, 28-го числа, 1928-го в семье художников, проживавшей в Ницце в одном доме с Питом Мондрианом, родился сын Ив, который впоследствии пошел по стопам отца Фреда ‒ позднего постимпрессиониста и матери Мари ‒ заметной фигуры в ташизме (течении в западноевропейском абстракционизме), получившей премию Василия Кандинского.

    Вскоре после появления ребенка на свет супруги перебрались в Париж, а каждое лето мальчик проводил в одном из городов Прованса у обожаемой тети, оказавшей немалое влияние на племянника.

    Невероятно, но факт: несмотря на то, что Кляйну-младшему суждено было совершить переворот в искусстве, он не имел специального образования. Он с успехом изучал торговое мореходство, восточные языки, дзен-буддизм, числился золотильщиком рам, дрессировал скаковых лошадей и зарабатывал на жизнь преподаванием дзюдо — для «повышения квалификации» он даже отправился в Японию, став первым европейцем, получившим черный пояс.

    Юношеская биография тесно связана с путешествиями — парень объездил шесть городов Италии, отслужил в Германии, занимался японскими единоборствами в Великобритании, пребывал в клубе верховой езды в Ирландии и вникал в национальный язык в Испании.

    По воспоминаниям близкого друга Клода Паскаля, Ив в 19 лет открыл для себя книгу «Космогония Розенкрейцеров» и не выпускал ее из рук, штудируя ежедневно на протяжении пяти лет. Со слов же самого мастера, в молодости его влекло бескрайнее синее небо и раздражали летавшие по нему птицы, «пытавшиеся пробить дыры в величайшем творении».

    Личная жизнь

    Благодаря искусству Кляйн устроил и личную жизнь. Знакомство с художницей Ротраут Юккер переросло сначала в деловые отношения — девушка работала у него ассистенткой и моделью, а затем и в романтические. Влюбленные поженились 21 января 1962-го в церкви Сен-Николя-де-Шамп — свадебная церемония была тщательно продумана женихом.

    К сожалению, брак оказался недолгим — спустя полгода, когда Ротраут носила под сердцем ребенка, Ив скончался. Новорожденного сына вдова назвала в честь супруга.

    Творчество

    Дебютные монохромные работы из-под кисти художника появились в 1949-м, в 1954-м в печать вышла его книга, где под каждым ровно закрашенным разноцветным прямоугольником указывался город, в котором они были созданы, и точный размер в миллиметрах. В 1955-м настало время первой публичной выставки.

    1957-й принято считать началом синего периода Кляйна, ознаменовавшегося экспозициями в данном оттенке и запуском аэростатической скульптуры из 1001 воздушного шара в небо Парижа. Кстати, годом раньше он впервые в истории придумал и запатентовал краску International Klein Blue.

    Ива всегда влекло все загадочное и мистическое — через чувствительность, цвет, христианские и эзотерические учения он постигал космос и пришел в итоге к осознанию пустоты. В 1958-м эпатажный француз разослал парижанам приглашения на одноименную выставку: снаружи посетителям подавались синие напитки и окружали синие портьеры, а внутри их ждали такие же стены, прозрачный шкаф и больше ничего. Произошел очередной скандал, докатившийся даже до СССР.

    В творчестве мастера особое место заняла знаменитая фотография «Прыжок в пустоту», созданная с помощью фотомонтажа — за кадром осталось приземление Ива не на мостовую, а на спортивные маты. Впрочем, автор никогда не чурался прибегать к иным нетрадиционным методам рисования, в итоге с помощью дождя и ветра родились космогонии, благодаря человеческим телам — антропометрии, особняком стояла и огненная живопись.

    Смерть

    Великого французского новатора, работавшего в стилях новый реализм и минимализм, не стало в шестой летний день 1962-го в Париже. Накануне он успел посетить показ фильма Mondo Cane на Каннском кинофестивале, который унизил его и привел к первому сердечному приступу. Второй, случившийся в день вернисажа Donner à voir, и послужил причиной смерти.

    После окончательного прыжка художника в пустоту в течение нескольких десятилетий проходили его масштабные выставки по всему миру, сохранением наследия и имущества занималась вдова Кляйна.

    Картины

    • 1949 ‒ «Лошадь»
    • 1951 ‒ «Пейзаж»
    • 1951 ‒ «Христос несет крест»
    • 1955, 1956 ‒ «Зеленый монохром»
    • 1955, 1956, 1957, 1959 ‒ «Синий монохром»
    • 1956 ‒ «Желтый монохром»
    • 1956, 1957 ‒ «Красный монохром»
    • 1956, 1957 ‒ «Розовый монохром»
    • 1957 ‒ «Голубой глобус» («Голубая планета»)
    • 1960 ‒ «Антропометрия»
    • 1960 ‒ «Космогония»
    • 1960 ‒ «Прыжок в пустоту» (фото)
    • 1961 ‒ «Ветер путешествий»
    • 1961 ‒ «Калифорния»
    • 1961 ‒ «Люди начинают летать»