Биография
Итальянский композитор Руджеро Леонкавалло известен как основоположник веризма — стиль вокально-оркестровых произведений о жизни обыкновенных людей. В операх, созданных на протяжении жизни, выпускник Неаполитанской консерватории реализовал большинство новаторских, значимых для музыки идей.
Детство и юность
Руджеро Леонкавалло родился в Неаполе 23 апреля 1857 года в семье, где с далеких времен почитались различные виды изящных искусств. Предки будущего композитора занимались живописью и скульптурой, поэтому у мальчика и его родителей был хорошо развит эстетический вкус.
Отец, нарушив семейные традиции, получил юридическое образование и работал в королевском магистрате делопроизводителем и судьей. Мать, как истинная итальянская женщина, занималась домашним хозяйством и была вполне довольна написанной ей на роду судьбой.
Согласно фото архивных записей, в ноябре 1860 года в семье Леонкавалло появилась девочка, приходившаяся композитору кровной сестрой. Малышка умерла в раннем возрасте до церемонии крещения, и члены фамилии долго скорбели, отягощенные этой бедой.
Трехлетнего Руджеро вместе с матерью отправили в провинцию Козенца, они поселились в уютном доме, расположившемся среди холмов. Мальчик имел уникальные шансы наслаждаться красотой природы и знакомиться с древними традициями обитателей южных округов.
Местный маэстро Себастьяно Риччи стал первым учителем будущего композитора, мужчина познакомил талантливого ребенка с пьесами европейских мастеров. Для получения дальнейшего образования, связанного с музыкальным творчеством, Леонкавалло отправили в Неаполь в начале 1870-х годов.
В стенах национальной консерватории юноша научился играть на фортепиано и усвоил теоретические азы композиции на примере произведений прошлых лет. Студент подрабатывал гувернером у состоятельных аристократов, а потом, к радости родственников, поступил в Болонский университет.
Получив престижный диплом бакалавра, Руджеро занялся написанием диссертации и вскоре с благословения специальной комиссии стал доктором филологических наук. Исследования в области поэзии пригодились композитору в будущем, он сам писал либретто для опер, избегая сторонних услуг.
В молодости Леонкавалло считался великолепным аккомпаниатором, выступал совместно с Энрико Карузо и рядом других знаменитых певцов. Пианист гастролировал по Европе и изредка давал уроки пения, пока не начал писать музыку в конце 1880-х годов.
Личная жизнь
Став знаменитым, уроженец Неаполя обзавелся виллой в Швейцарии, где собирались музыканты, режиссеры и артисты кино. В его личной жизни присутствовали женщины, имена которых сегодня утрачены, а потом появилась девушка Берта, бывшая с композитором заодно.
Итальянка благородного происхождения со временем стала женой Руджеро, первым слушателем произведений и преданной хранительницей очага. Когда создатель опер скончался, она, следуя завещанию, распорядилась похоронить тело во Флоренции на кладбище «Святые Врата».
Музыка
В начале творческой биографии Леонкавалло под влиянием Рихарда Вагнера начал работать над дебютной оперой под названием «Чаттертон». К сожалению, произведение не нашло понимания у слушателей, поскольку либретто было написано сложным языком.
Не осознав совершенных ошибок, Руджеро взялся за эпическую поэму, но рукопись героического творения «Сумерки» до итальянских театров не дошла. Автор, задумавшийся о будущем, решил изменить стилистическое направление и обратился к упрощенным сюжетам, чтобы встать на ноги и наладить дела.
В творчестве композиторов, бывших популярными в 90-е годы XIX века, активно освещались события из жизни обыкновенных людей. У успешных коллег по профессии Пьетро Масканьи и Умберто Джордано молодой уроженец Флоренции набрался прогрессивных идей.
Отражением нового подхода стала трагическая опера «Паяцы», написанная Леонкавалло на основе реальных впечатлений из детских лет. История убийства театральной актрисы во время публичного представления дала автору пропуск в мир искусства и покорила культурный свет.
Самыми яркими моментами постановки стали ариозо Канио и ария Недды в исполнении солистов Аделины Штеле и Фьорелло Жиро. Сюжет настолько затронул чувства общества, что надолго пережил автора и неоднократно использовался режиссерами в мировом художественном кино.
Решив закрепить приобретенное положение, Руджеро продолжил писать музыку и представил публике оперу «Богема» в 1897 году. Вопреки надеждам, итальянцы остались равнодушными к новому творению и не проявили должного уважения к композиторскому труду.
Это неблагополучное произведение послужило причиной размолвки с Джакомо Пуччини, покорившим публику знаменитой оперой «Тоска». Авторы одновременно работали над интерпретацией популярного романа, но кто первым завершит начатое, не было известно наверняка.
В итоге на сцене итальянских театров появились две «Богемы», и Леонкавалло почел за лучшее собственную версию переименовать. Название «Жизнь латинского квартала» не изменило судьбу произведения, и автор сожалел о потерянном времени, но не мог повернуть его вспять.
Чтобы справиться с разочарованием, Руджеро отредактировал некоторые партии и создал другое произведение, известное как «Мими Пенсон». В либретто, самостоятельно переделанное, вплетались стихи известных поэтов, поэтому улучшенную постановку приняли в Италии и за рубежом.
В самом начале XX века появилась новая опера «Заза», но только отдельные фрагменты изредка исполняются сейчас. Другие произведения «Цыгане» и «Царь Эдип», оставшиеся незавершенными, не достигли славы «Паяцев» и не пользовались любовью масс.
Значительной частью творческого наследия талантливого итальянского композитора стали фортепианные пьесы и романсы, написанные для известных певцов. Песню «Рассвет», или «Маттината», созданную для граммофонной компании, исполнял Энрико Карузо в начале 1900-х годов.
Смерть
В первом десятилетии XX века Руджеро жил в городе Монтекатини, именно там в 1919-м по неизвестным причинам его настигла смерть. Родственники, коллеги и поклонники, прибывшие на торжественные похороны, с грустью констатировали, что Италия потеряла талантливейшего из мужчин.
На церемонии в местной церкви прозвучала молитва «Аве Мария», а также песни, написанные композитором в 1900-х годах. Потом могилу Леонкавалло переместили с согласия властей Тосканы, и коммуна Бриссаго на юге Швейцарии стала местом, где сейчас покоится прах.
Произведения
- 1892 — «Паяцы»
- 1897 — «Богема»
- 1900 — «Заза»
- 1900 — «Жизнь марионетки»
- 1912 — «Цыгане»
- 1912 — «Маленькая королева роз»
- 1920 — «Царь Эдип»
Интересные факты
- В детстве в сопровождении молодого гувернера ребенок посещал народные праздники и однажды узнал о преступлении, которое легло на совесть жестоких людей. Это трагическое событие впоследствии стало сюжетом оперы, полной национального колорита и непредсказуемых страстей.
- Фрагменты произведения «Паяцы» вошли в золотой фонд музыки, всех восхищала «Серенада Арлекина» в исполнении оперных звезд. Критики прошлого и современности считали, что фирменный стиль Руджеро был самобытным, оригинальным и необыкновенно ярким.
- В биографии итальянского композитора был так называемый африканский период: он жил в Египте и руководил оркестром военных при королевском дворе. Когда страну оккупировали англичане, создателю знаменитых произведений пришлось взять в руки оружие и принять участие в войне.