Биография
Вонг Карвай относится к новому поколению гонконгских кинематографистов, его проекты получили признание у представителей разных стран. После двух номинаций на премию «Оскар» и получения «Золотой пальмовой ветви» люди ждут каждой новой работы, готовящейся к выходу на экран.
Детство и юность
Вонг Карвай родился в Шанхае в июле 1958 года, в семье китайцев со средним достатком он был младшим из трех детей. В раннем возрасте мальчик столкнулся с китайской культурной революцией, которая в 60-х охватила тысячи азиатских людей.
Отец, моряк торгового флота, вместе с матерью-домохозяйкой, чтобы улучшить жизнь, решили переправить потомков в Гонконг. Единственным из сестер и братьев, получивших разрешение на выезд, по стечению обстоятельств оказался маленький Вонг.
Десятилетняя разлука с родственниками сказалась на членах семьи, но не помешала им обустроиться в престижном округе Яучиммон. Отец получил работу менеджера в ночном заведении и стал налаживать существование, соблюдая британский колониальный закон.
Ребенок, говоривший на мандаринском, чувствовал себя одиноким, поэтому старался освоить современный английский язык. Вместе с матерью Карвай в детстве посещал кинотеатры и, смотря иностранные фильмы, многого достиг.
Адаптировавшись в многонациональном обществе, Вонг стал посещать школу, помимо искусства, уроженца Шанхая увлекал технический прогресс. Он быстро разобрался с компьютерами, решив стать графическим дизайнером, и сохранил на десятилетие свой подростковый интерес.
В 80-м парень окончил престижный университет Гонконга и стал стажером в местной компании, занимавшейся производством телепрограмм. Попав в коллектив профессионалов, сотрудничавших со средствами массовой информации, Карвай завоевал доверие и примкнул к прогрессивным кругам.
В начале взрослой биографии молодой человек писал сценарии для популярных сериалов и полнометражных картин. В его ведении находился десяток разножанровых проектов, пользовавшихся успехом у критиков и зрителей.
Личная жизнь
О личной жизни Вонга Карвая почти ничего не известно, писали, что его женой стала девушка по имени Эстер. Кинематографист всегда игнорировал провокационные вопросы журналистов, родные тоже хранили молчание, беря с главы семейства пример.
Несмотря на это, люди узнали, что у супругов появился ребенок, долгожданному первенцу дали простое китайское имя Цин. Судя по фотографиям на страницах «Инстаграма», посвященных деятельности режиссера, на официальных мероприятиях он появляется один.
Тайна, окутывавшая мужчину, определила его внешний облик и привычку появляться на публике в темных очках. Это стало темой для обсуждения в средствах массовой информации и добавило Вонгу известности в элитных творческих кругах.
Фильмы
В конце 1980-х Вонг перепрофилировался в режиссеры, в раннем творчестве он ориентировался на триллеры и криминальные боевики. В фильме «Пока не высохнут слезы» дебютант рассказал публике о жизни и приключениях молодых гангстеров.
Позже на гонконгской киностудии вышел второй фильм Карвая «Дикие дни» с Энди Лау, Лесли Чун и Ребеккой Пан. Актеры создали атмосферу, достойную номинаций на премии, и картина заинтересовала представителей европейских стран.
Широкая публика, к сожалению, не оценила талант режиссера, но со временем эта работа стала классикой кино. Вонг с продюсером Джеффом Лау основал независимую компанию, и с этого времени успешное будущее было предрешено.
Два года мужчина работал над лентой приключенческого жанра и в итоге представил публике уся под названием «Прах времен». Картину о боевых искусствах продемонстрировали в Венеции. Услышав негативные отзывы, автор был сильно удивлен.
Непонимание сильно расстроило и разочаровало Вонга, но, приложив неимоверные усилия, он стал снимать «Чунгкингский экспресс». Две новеллы о полицейских принесли долгожданное признание, и оригинальное творчество Карвая вызвало интерес.
Кинокомпания из Лос-Анджелеса адаптировала фильм для Америки, он пользовался успехом у зрителей, несмотря на размытый сюжет. Критики заметили, что работа наполнена чистотой, невинностью и чудаковатыми героями, ищущими на вопросы ответ.
Совершенно другой стиль появился в триллере «Падшие ангелы», автор показал темную сторону гонконгских криминальных кругов. В тот же период фильмография пополнилась драмой «Счастливы вместе», ставшей лучшим проектом Вонга 1990-х годов.
Историю об однополой паре показали на фестивале в Каннах, Карвай получил награду за режиссуру и восторг сотен людей. Кроме этого, кинокритики отметили оператора, продюсера, композитора и исполнителей главных и второстепенных ролей.
Считается, что в начале 2000-х Вонг достиг вершин популярности, картина «Любовное настроение» вошла в списки фильмов всех времен. В интервью режиссер признался, что самая незначительная сцена, впоследствии вызвавшая гордость, давалась с огромным трудом.
Проект «2046», появившийся в середине 2004 года, по расплывчатости и свободомыслию установил своеобразный рекорд. Рассмотрение будущих событий через призму прошлого персонажей напоминало головоломку или неразрешимый кроссворд.
Сложности, возникшие при создании ленты с фантастическим сюжетом, заставили гонконгского режиссера взять длительный перерыв. Он снял короткометражку, вошедшую в антологию «Эрос», где неприкрытая людская похоть демонстрировалась сквозь объектив.
В конце 2000-х с новыми силами Вонг взялся за работу и снял фильм «Мои черничные ночи» и рекламу для бренда Dior. Показ проектов в стиле артхаус на международных фестивалях и в кинотеатрах во всем мире произвел настоящий фурор.
После этого режиссер начал готовиться к съемкам новой картины, которая повествовала об учителе Брюса Ли. В «Великом мастере» Вонг затронул тему войны Китая с Японией и другие вооруженные конфликты, потрясшие жителей земли.
Уроженец Шанхая твердо нацелился выпустить коммерческую киноленту, где красочная картинка иллюстрирует прозрачный сюжет. Травмы актера Тони Люн Чу Вая, работавшего без каскадера, затянули процесс производства с нескольких месяцев до трех лет.
Из-за полета авторской фантазии фильм многократно переделывался и итоге стал самой прибыльной лентой, которую когда-либо создал Карвай. После двух номинаций на «Оскар» и громкой премьеры в Америке эмоции зрителей и критиков били буквально через край.
Вонг Карвай сейчас
Сейчас вокруг Вонга Карвая ходят противоречивые слухи, ему приписывают проекты на телевидении и в кино. Анонсируют многосерийную драму о бандитских войнах в Сан-Франциско, но будущее этого проекта окончательно не определено.
В середине 2020-х должны выйти фильм «Цветение» и версия «Любовного настроения», отмечающего юбилей. В интервью уроженец Шанхая говорит, что будет работать дальше, и этот факт, несомненно, радует тысячи увлеченных кино людей.
Фильмография
- 1988 — «Пока не высохнут слезы»
- 1991 — «Дикие дни»
- 1994 — «Чунгкингский экспресс»
- 1994 — «Прах времен»
- 1995 — «Падшие ангелы»
- 1997 — «Счастливы вместе»
- 2000 — «Любовное настроение»
- 2004 — «2046»
- 2007 — «Мои черничные ночи»
- 2013 — «Великий мастер»
Интересные факты
- На творчество гонконгского режиссера повлияла японская литература — роман Харуки Мураками под названием «Норвежский лес». Искусствоведы предполагали, что книги Хулио Картасара также в определенный период времени вызывали его интерес.
- В процессе съемок Вонг редко использует написанные сценарии, он предпочитает полагаться на интуицию и мастерство. Черпая вдохновение из музыки и поведения актеров, мужчина талантливо раскрывает человеческое естество.
- За годы работы Карвай создал неповторимую манеру, используя статичную камеру и яркие цвета. Иногда фильмы гонконгского мастера кажутся бессюжетными и поверхностными, но им все равно присуща тонкая чувственная красота.
- Уинг Шья, гонконгский фотограф, стал популяризатором творчества Карвая, два талантливых человека составили прекрасный дуэт. Кадры, сделанные художником, вместе с цитатами режиссера со временем появились в журналах.