Александр Осмёркин

Aleksandr Osmerkin
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
60 лет
Дата смерти
25 июня 1953 г.
Семейное положение
был женат
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Александр Осмёркин — русский и советский художник, график, театральный декоратор и член авангардисткого объединения «Бубновый валет». Жанровое многообразие одного из главных живописцев первой половины ХХ века составляло портреты, пейзажи и натюрморты. Будучи последователем французских художественных течений, Осмёркин сочетал в своих работах сдержанные мотивы постимпрессионизма, а также фовизма и кубизма.

    Детство и юность

    Биография Александра Александровича Осмёркина началась 8 декабря 1892 года в городе Елисаветграде, который находился на территории нынешней Украины и теперь носит название Кропивницкий. Будущий художник вырос в семье Александра Павловича Осмёркина и его жены Олимпиады Васильевны. Отец работал землемером и был выходцем из крестьян Подольской губернии.

    Воспитанием юного Саши занималась мама, но любовь к искусству пробудил в мальчике его дядя Яков Васильевич Паученко, уже тогда заслуживший репутацию уважаемого архитектора.

    Благодаря Якову в доме царила творческая атмосфера, на стенах красовались пейзажи Мануила Аладжалова, а дискуссии об искусстве и домашние спектакли навеивали Александру мечты об актерстве.

    Образование

    Находясь под впечатлением от воспроизведенного в журнале «Нива» полотна Михаила Врубеля «Муза», Осмёркин решил получать художественное образование и поступил в Елисаветградское земское реальное училище, где первым наставником юноши стал Феодосий Козачинский.

    В 1910 году Александр продолжил обучаться живописи в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, но спустя год сменил это заведение на Киевское художественное училище.

    Однако педагоги Николай Пимоненко и Иван Макушенко не смогли удержать Осмёркина надолго. Художника тянуло в бурлящую жизнью Москву — центр нового молодого искусства, и в 1913 году молодой человек пришел в московскую школу-студию Ильи Машкова, который позднее стал сооснователем «Бубнового валета». Чтобы сводить концы с концами, в молодости Александр начал подрабатывать оформителем театральных спектаклей, не забыв юношескую страсть к актерству.

    Творчество

    В начале XX века в творческих кругах наметилось появление различных художественных группировок. Наставник Осмёркина Илья Машков стал участником «Бубнового валета» — группы столичных художников, объединенных влиянием творчества французского постимпрессиониста Поля Сезанна, из-за чего их называли «русской школой сезаннизма».

    Ядро «Бубнового валета», кроме Машкова, составили Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов и Александр Куприн, в чьих картинах угадывались отголоски полотен Пабло Пикассо и Анри Матисса.

    В 1914 году Осмёркин начал принимать участие в московских выставках «бубновалетовцев», а после службы в армии ненадолго вступил в это художественное объединение. Среди знакомых Александра появились поэты: Сергей Есенин, Осип Мандельштам и Анна Ахматова.

    После окончания Чугуевского военного училища в 1917 году Осмёркин сосредоточился на обучении студентов. Художник вел курсы рисования в Заочном народном университете искусств Москвы, затем в качестве профессора преподавал начинающим живописцам в будущем ВХУТЕМАСе, а также вступил в группу «Мир искусства».

    Преподавая, Александр не переставал писать картины, причем в ранних камерных портретах и натюрмортах художника доминировали кубизм и предметное начало («Натюрморт с бандурой», «Натюрморт с черепом», «Натюрморт с часами»), а в более поздних работах стали преобладать экспрессия и сочетание цветовой гаммы («Женщина, снимающая перчатку. Портрет В. И. Морозовой», 1924, «Портрет Е. Т. Барковой, жены художника», 1925). В последующие годы в картинах Осмёркина главенствующую роль заняло яркое многоцветие палитры, хотя общая сдержанность и строгость в тех же автопортретах никуда не делась.

    Весь период портретист не прекращал участие в оформлении театральных декораций. Так, в 1918 году художник работал над спектаклями по пьесам «Жертва» Осипа Дымова и «Два Пьеро» Эдмона Ростана. Участвовал в постановке по произведению Анатолия Павловича Каменского «Леда». В том же году Осмёркина пригласили в качестве художника поработать над фильмом «Мильда и Зайла». Совместно с советским режиссером Николаем Фореггером Александр организовал театр «Московский балаган», а в 20-х годах ХХ века оформлял декорации для спектакля по пьесе Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».

    В 1924 году Осмёркин присоединился к обществу «Московские живописцы», а позже вместе с «бубновалетовцами» Куприным и Кончаловским вошел в объединение «Бытие» и стоял у истоков основания Общества московских художников.

    В это время Александр Александрович писал задумчиво-созерцательные пейзажи, историко-революционные полотна («Взятие Зимнего дворца», 1927) или казенные портреты передовиков.

    С 1932 года Осмёркин преподавал в Ленинграде, куда пришел по приглашению А. Т. Матвеева. В мастерской живописного факультета, которая, по словам его учеников, была самой интересной в академии, художник задержался на 5 лет. Затем почти десятилетие профессор обучал рисованию студентов Московского художественного института.

    Александр Осмёркин — «Подсолнух и рябина»
    Александр Осмёркин — «Подсолнух и рябина» / «Записки о художниках»

    В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника — это прежде всего воспитание в нем художественной культуры, и с этого воспитания надо начинать».

    Среди учеников знаменитого авангардиста были такие талантливые художники, как А. Ю. Никич, Г. А. Савинов, Г. В. Павловский, Е. Е. Моисеенко, И. И. Годлевский.

    Годы Великой Отечественной войны Александр Александрович провел в эвакуации в Загорске, а в 1947 году перестал участвовать в выставках и вести педагогическую деятельность из-за обвинений в формализме.

    В послевоенный период живописец писал многоцветные натюрморты и пейзажи, наполняя полотна солнцем и светом: «Сирень на фоне обоев» (1951), «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952), «Черемуха. Плесково» (1953).

    Личная жизнь

    Осмеркин трижды состоял в браке. Первая жена художника, Екатерина Тимофеевна Баркова, была его музой и любимой моделью. Супруг написал несколько портретов возлюбленной, прежде чем брак распался.

    В 1928 году Александр Александрович женился снова. На этот раз невестой портретиста стала эстрадная артистка, выпускница МГУ Елена Константиновна Гальперина. В этом браке у пары родились две дочери. Старшей, Татьяне, передалась творческая жилка отца, и она стала художником-модельером. Младшая, Цецилия, родилась в 1939 году и посвятила себя работе в лекционном бюро московского отдела народного образования.

    Однако личная жизнь с Еленой Константиновной не сложилась, и в 1945 году художник в третий раз обменялся свадебными клятвами, на этот раз женившись на архитекторе Надежде Георгиевне Навроцкой.

    Смерть

    25 июня 1953 года Александр Осмёркин работал за мольбертом, внезапно ему стало плохо. С зажатой в руке кистью портретиста уложили на кровать, где он вскоре тихо умер на руках у Надежды Георгиевны. Причина смерти не называлась, однако, судя по мемуарам Амшея Нюренберга, который лично знал художника и его жену, у живописца случился инсульт.

    Руководство Московского союза художников из-за непростых отношений Осмёркина с властью не дало помещение и права на гражданскую панихиду, но после угроз Надежды Георгиевны пожаловаться в ЦК все-таки разрешило поместить гроб в Доме художника. Ни почестей, ни цветов от чиновников — с почившим живописцем пришли попрощаться лишь друзья и ученики, которые сказали много теплых слов.

    Могила Александра Осмёркина
    Могила Александра Осмёркина / «Википедия»

    Могила знаменитого графика и живописца находится на Ваганьковском кладбище, недалеко от места упокоения Сергея Есенина. Работы Осмёркина хранятся в государственных и частных собраниях России и зарубежья.

    «...Он прошел среди нас Дон-Кихотом в искусстве, многое ему казалось лучше, чем было на самом деле, на многое он смотрел с возвышенным восторгом», — написал Александр Дейнека о художнике.

    Картины

    • 1911 — «Спиртзавод в Елисаветграде»
    • 1911 — «Окраина Елисаветграда»
    • 1912 — «Автопортрет»
    • 1925 — «Спящая женщина и собака»
    • 1925 — «Подмосковный трактир»
    • 1927 — «Красная гвардия в Зимнем дворце»
    • 1928 — «Мойка. Белая ночь»
    • 1930 — «Митинг на Знаменской (Петроград, 1917 г.)»
    • 1933 — «Цыганка с гитарой»
    • 1938 — «Крымский пейзаж с тополями»
    • 1942 — «Зенитчики Москвы»
    • 1952 — «Натюрморт с ходиками»

    Интересные факты

    • В сентябре 2021 года вышел биографический сериал «Вертинский». Так как действие картины охватывает начало ХХ века, среди действующих лиц фигурирует и художник Осмёркин, который был другом российского эстрадного артиста. Роль живописца исполнил Степан Девонин.
    • Александр Александрович превосходно знал русскую поэзию: живописца восхищало творчество Евгения Баратынского, Афанасия Фета, Федора Тютчева, но кумиром для него был Александр Пушкин.