Биография
Николай Харджиев был исследователем, считавшимся одним из лучших в мире специалистов в области истории русского авангарда. Друг и собеседник знаменитого деятеля искусств Алексея Крученых, художника Казимира Малевича, поэтессы Анны Ахматовой и других легендарных творческих личностей XX века писал стихи, монографии, статьи, а также коллекционировал книги, фотографии и документы, дававшие представление об эпохе.
Детство и юность
Биография Николая Ивановича Харджиева началась в июне 1903 года. Ребенок родился в Каховке, в начале XX века относившемся к территории Российской империи. В семье, где воспитывался будущий деятель культуры, было четверо детей.
Родители, особенно мать, считались людьми примечательными. Хрисиклия Мильтиадовна Янсилопуло, гречанка по национальности, происходила из Измира. Она вела домашнее хозяйство и следила за благополучием мужа, работника природного заповедника Аскания-Нова, а также за гармоничным развитием сыновей и дочерей.
Стараниями представителей старшего поколения младшие получили полноценное образование. Коля окончил среднее учебное заведение и получил аттестат, дававший право на поступление в вуз.
Выбор пал на юрфак Одесского университета, где педагогами являлись яркие личности. Харджиев попал под влияние творческого окружения и в начале 1920-х годов начал путь литератора. На первых порах юноша корректировал материалы, публиковавшиеся в периодическом издании «Моряк».
На взрослую биографию наложило отпечаток знакомство с Эдуардом Багрицким. По совету друга уроженец Каховки перебрался поближе к центру России и на протяжении некоторого времени путешествовал между Ленинградом и Москвой.
В конце 1920-х в столицах собралось общество поэтов, драматургов и художников, представлявших авангардные направления в искусстве. Молодой юрист присоединился к компании талантливых футуристов: Юрию Тынянову, Борису Эйхенбауму и Виктору Шкловскому. Тогда же возникли отношения с Алексеем Крученых, длившиеся на протяжении нескольких десятков лет.
Товарищи, подсознательно чувствовавшие внутренний потенциал Николая, брали его на творческие мероприятия. Так началось общение с Даниилом Хармсом, Александром Введенским и Николаем Заболоцким. Особое впечатление в тот период на выходца из провинции произвел Казимир Малевич — основоположник супрематизма и автор великих картин.
Творчество
Творческий путь Харджиева стартовал после встречи с Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой. Для последней несостоявшийся юрист стал преданным другом и помощником в переводах с корейского, а также в написании публицистических статей. Поэтесса посвятила ставшему близким человеку ряд лирических стихов.
Перед началом Великой Отечественной войны Николай Иванович написал повесть «Янычар» и десяток экспериментальных юмористических произведений. Совместно с литературоведом и критиком Владимиром Трениным были созданы сборники заметок о Владимире Маяковском и «Повесть о механикусе Ползунове». Со временем библиография пополнилась предисловиями и комментариями к книгам товарищей и коллег.
В 1941-м нападение Адольфа Гитлера прервало идиллию, побуждавшую творить шедевры. Николай Иванович попрощался с кружком, в который входили Борис Пастернак, Владимир Нарбут и другие звезды Серебряного века, и через Союз писателей отправился добровольцем на фронт.
Проявив храбрость в сражениях в Подмосковье, отмеченную медалью за оборону столицы, представитель культурной среды попал в эвакуацию. До конца 1942 года Харджиев работал ассистентом сценаристов у Сергея Эйзенштейна на «Мосфильме», расквартированном в Алма-Ате.
Вернувшись в Москву после окончательной победы над фашизмом, Николай приступил к реализации идей, накопившихся за годы. В 1954-м издание «Советский писатель» выпустило монографию «Судьба художника», посвященную графику и живописцу Павлу Андреевичу Федотову. Позже свет увидели книги «К истории русского авангарда», «Куклоподобие» и «От Маяковского до Крученых», а также несколько ярких аналитических статей.
В 1970-х Николай Иванович почувствовал, что в СССР отсутствует понимание. Он стремился уехать за границу по примеру ряда друзей. Оказавшись в конце жизни в Голландии, выходец из Российской империи разочаровался и не смог творить, столкнувшись с коварством и предательством людей.
Архив
Получая памятные подарки от друзей, принадлежавших к миру искусства, Харджиев невольно стал коллекционером. За годы дружбы с представителями русского футуризма и других авангардных течений Николай Иванович собрал и систематизировал отражавший эпоху архив.
В 1970-х, когда книги Велимира Хлебникова, автографы Анны Ахматовой и рисунки Казимира Малевича приобрели статус сокровищ, хранителя, бывшего дружелюбным и доверчивым, впервые обокрали. Преступление под благовидным предлогом помощи в переезде за границу совершил шведский литературовед, переводчик и издатель Бенгт Янгфельдт.
Второе ограбление соратника выдающихся представителей Серебряного века произошло в 1990-х. Престарелый уроженец Каховки, не оставлявший мысли переехать в Голландию, заключил договор с доктором филологических наук Виллем Вестстейном и владелицей галереи Кристиной Гмуржинской.
Иностранцы снова обманули гражданина СССР и нелегально вывезли из страны остатки бесценной коллекции. Только в начале 2010-х путем трудных переговоров сотрудники Российского государственного архива литературы и искусства вернули на родину более тысячи редчайших фотографий, документов и книг.
К сожалению, безвозвратно утраченными оказались произведения графики и живописи. Работы прославленных представителей русского авангарда разлетелись по Европе, часть стала собственностью фонда «Харджиев — Чага», зарегистрированного в Амстердаме. В середине 1990-х редчайшую коллекцию вопреки положениям устава распродали по частям.
Личная жизнь
В личной жизни Харджиева было два законных брака, но ни один из союзов не подарил деятелю культуры родных детей. О женах сохранились воспоминания коллег-единомышленников и ближайших друзей.
По словам литературоведа Эммы Герштейн, первая супруга — экс-пассия писателя Владимира Нарбута, австрийка Серафима Густавовна Суок, — искала в лице Николая Ивановича защиту и новые возможности. Когда интерес пропал, женщина ушла к Виктору Шкловскому. Семья распалась во время работы мужа в Алма-Ате.
Со второй женой — Лидией Васильевной Чагой — Харджиеву повезло гораздо больше. Художница, военная медсестра, балерина и мастер прикладного искусства, являвшаяся падчерицей иллюстратора Дмитрия Митрохина, стала самым дорогим человеком. Пара жила вместе на протяжении долгих лет.
Смерть
Здоровье Харджиева подорвало разграбление частного архива. Переезд в Голландию, где пожилому человеку помогал только опекун, будущий наследник и мошенник Борис Абаров, ухудшил физическое и психологическое состояние. Одной из причин скоропостижной смерти вдали от родины стала гибель супруги вследствие несчастного случая. Николая Ивановича не стало в 1996 году.
Интересные факты
- В юности Харджиев стал прототипом одного из персонажей повести Константина Паустовского «Черное море».
- Николай Иванович дружил с огромным числом иногда враждовавших между собой представителей творческой интеллигенции. С Владимиром Татлиным, крупнейшей фигурой русского авангарда, он встречался тайком от Казимира Малевича.
- Судьбе коллекционера и литератора посвящены печатные произведения и документальные фильмы. В 2014 году на канале «Культура» показали проект «Николай Харджиев. Обитатель музея», а в 2022-м Первый канал представил зрителям картину «Харджиев. Последний русский футурист».