Биография
Японский режиссер Рюсукэ Хамагути считает, что разницы между документальным и игровым кино почти нет: любая художественная картина — это документальная лента, запечатлевающая игру актеров. Фильмы японца критики называют литературоцентричными, а сам постановщик говорит, что любит снимать персонажей путешествующими в поезде или автомобиле, чтобы обстановка провоцировала героев на разговоры.
Детство и юность
Будущий режиссер появился на свет 16 декабря 1978 года в японской префектуре Каганава. В ранней биографии кинематографиста было много переездов, обусловленных работой отца, и, как следствие, Рюсукэ сменил ряд школ.
За плечами Хамагути — два вуза: Токийский университет и магистратура Токийского национального университета изящных искусств и музыки. Между окончанием первого института и поступлением во второй парень успел поработать в коммерческом кино. На формирование кинематографических вкусов уроженца Каганавы огромное влияние оказало творчество американского режиссера Джона Кассаветиса.
Фильмы
Первой полнометражной лентой Хамагути стал «Солярис» — японский ремейк одноименного фильма Андрея Тарковского, вышедшего в 1972 году. Если Андрею Арсеньевичу на момент выхода картины, снятой по мотивам романа Станислава Лема, было 40 лет, то возраст Рюсукэ на момент премьеры его «Соляриса» приближался к 30 годам.
Во второй полнометражной ленте «Страсть», ставшей его выпускной работой в Токийском университете искусств и вошедшей в программу кинофестивалей в Токио, Сан-Себастьяне и Карловых Варах, Хамагути впервые выступил в качестве сценариста. Сейчас японец пишет сценарии ко всем своим картинам. Кроме того, в 2020 году Рюсукэ стал сценаристом военной драмы своего наставника по магистратуре Киеси Куросавы «Жена шпиона». После землетрясения и цунами 2011 года у восточного побережья острова Хонсю Хамагути вместе с режиссером Ко Сакаи снял документальную трилогию о людях, выживших в этих стихийных бедствиях.
Всемирная известность пришла к Рюсукэ в 2015 году после выхода мелодрамы «Счастливый час». Завязкой картины служит сообщение одной из четырех подруг — Дзюн: она разводится с мужем. Известие становится для женщин поводом задуматься над личной жизнью и отправиться в совместную поездку. Однако в ходе путешествия Дзюн исчезает. На сайте-агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes «Счастливый час» имеет рейтинг одобрения 100 %.
Романтическая драма Хамагути «Асако 1 и 2» на том же агрегаторе имеет рейтинг 78 %, зато эта картина участвовала в Каннском фестивале. Европейские критики назвали ленту японца, рассказывающую о любви женщины к двум мужчинам, неотличимым внешне, но совершенно разным по поведению, «забавным эссе о любовных заблуждениях».
В 2021 году Рюсукэ порадовал поклонников выходом сразу двух фильмов: романтической антологии «Случайность и догадка» и экранизации рассказа Харуки Мураками «Сядь за руль моей машины». Первая лента удостоилась «Серебряного медведя» на 71-м Берлинском фестивале, а вторая получила приз «За лучший сценарий» в Каннах.
Личная жизнь
Режиссер не склонен обнародовать личные фото и делиться с журналистами романтическими переживаниями. В интервью Хамагути говорит, что брак не единственная форма отношений между влюбленными людьми.
Рюсукэ Хамагути сейчас
В феврале 2022 года уроженец Каганавы стал членом жюри Берлинского кинофестиваля. 28 марта стало известно, что картине «Сядь за руль моей машины» американские киноакадемики дали «Оскара» как лучшему иностранному фильму 2021 года.
Фильмография
- 2007 — «Солярис»
- 2008 — «Страсть»
- 2010 — «Глубины»
- 2012 — «Близость»
- 2015 — «Счастливый час»
- 2018 — «Асако 1 и 2»
- 2021 — «Случайность и догадка»
- 2021 — «Сядь за руль моей машины»
- 2022 — «Наше учение»
Интересные факты
- Критики констатируют, что любовь Хамагути к атмосфере пьес Антона Чехова делает его картины для россиян почти родными, а для жителей других стран — загадочными.