Биография
Любовь и способности к музыке передались Филиппу Киркорову по наследству. В городском хоре пели его бабушка и дедушка, София и Пилибос Крикорян. Отец, Бедрос Киркоров, стал народным артистом России. Тете, Мари Киркоровой, оперной певице, рукоплескали не только на родине, но и за рубежом. Сейчас женщина помогает племяннику, к которому относится как к сыну, в воспитании детей — Аллы-Виктории и Мартина-Кристина, с ранних лет развивая в них чувство прекрасного.
Детство и юность
25 мая победного 1945 года у Пилибоса и Софии Крикорян, проживавших в Варне, родилась единственная дочь Мари (ударение на первый слог). К тому времени у супругов уже подрастали двое сыновей, Бедрос и Харри.
С ранних лет, по настоянию дедушки, дети, чистокровные армяне по национальности, должны были разговаривать на родном языке. Отец Филиппа Киркорова (фамилию он сменил при поступлении в болгарскую школу, что тогда являлось обязательным условием) часто рассказывал в интервью о своем детстве:
«В Варне у нас был дом, вернее несколько домов во дворе, наподобие старых армянских двориков. Как только мы заходили с улицы, болгарской речи не должно было быть слышно вообще! Дедушка наш был так принципиален и строг, что, если случайно слышал болгарскую речь, бил нас виноградной лозой со словами: “Инч асир?” (“Что сказал?”)».
Музыка
Мари, в отличие от старшего брата Бедроса, продолжила путь не на эстраду, а в оперу. Выпустившись из музыкальной академии в Софии, девушка дебютировала в «Риголетто» в родном городе, где перевоплотилась в служанку Джованну (меццо-сопрано).
Певице доверили несколько таких же небольших ролей, прежде чем в 1973 году она получила одну из главных в «Норме» Винченцо Беллини, преобразившись в жрицу при идоле Ирминсуля Адальджизу. Ее коллеги Мария Бохачек и Тодор Костов изображали верховную жрицу кельтов Норму и римского проконсула Поллиона соответственно. После премьеры критики не скупились на комплименты молодой талантливой артистке:
«Дебют в роли Адальджизы показал, что ей предстоит интересное профессиональное будущее. Гибкость голоса, отличное владение всеми техническими приемами и свобода звучания во всем диапазоне показали, что рождается певица с отличными возможностями и нетипичным для болгарских певиц репертуаром».
В биографии исполнительницы нашлось место «Севильскому цирюльнику» Джоаккино Россини, «Сельской чести» Пьетро Масканьи, «Аиде» и «Трубадуру» Джузеппе Верди, но особняком среди них стоял «Аттила» последнего композитора. В зале Софийской оперы, когда партии Одабеллы пела тетя будущего короля российской поп-сцены, не оставалось свободных мест. Осенью 1984-го первая постановка музыкально-драматического произведения, основанного на пьесе «Аттила, король гуннов» Захариаса Вернера, привлекла внимание публики сразу по нескольким причинам.
Во-первых, в качестве дирижера дебютировал Владимир Гяуров, сын известного болгарского оперного певца Николая Гяурова. Во-вторых, Крикорян (Киркорова) сорвала громкие овации, поразив собравшихся «голосом, поющим драматическую сопрановую роль и обладающим безупречной колоратурной техникой».
Знатоки оперного искусства писали, что репертуар театра оказался неподходящим для вокального облика, интерпретаторской природы и профессионального развития чистокровной армянки. Там не нашлось ни одной белькантовой оперы.
Маэстро Михаил Ангелов, тонко разбиравшийся в таких нюансах, тщетно пытался убедить руководство, что для Мари нужно ставить «Анну Болейн» Гаэтано Доницетти. Артистке доставались не соответствующие творческой натуре героини (Недда в «Паяцах», Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй»), и в итоге спустя несколько лет она покинула рабочее место.
Личная жизнь
Проведя какое-то количество времени в США, Мари Филипповна вернулась на родину, а после рождения Аллы-Виктории и Мартина-Кристина постепенно перебралась из Болгарии в Россию.
Впрочем, и до этого она являлась частой гостьей в доме Филиппа Киркорова, исполняла с ним песни на одной сцене (к пример, «Кензели» на стихи Игоря Северянина) и сопровождала на различных телепередачах. Не боялась женщина и в одиночку отстаивать честь племянника, как это произошло на программе «Говорим и показываем» на НТВ в 2012 году.
Что касается личной жизни, то своих детей ни у оперной певицы, ни у ее родного брата Харри не было. Поэтому они всегда относились к племяннику как к родному сыну, а когда у него появились наследники, стали всячески помогать с воспитанием.
Мари Киркорова сейчас
Все свободное время Киркорова посвящает семье и в особенности Алле-Виктории и Мартину-Кристину. Оперная певица приучает детей к классической музыке, помогает мудрыми советами и, конечно, балует национальными армянскими и болгарскими блюдами. Мари Филипповна, судя по множеству фотографий на личных страницах в социальных сетях племянника и внучатых племянников, часто посещает с ними светские мероприятия, выставки, спектакли и кинопремьеры.
Дискография
- 1986 — Arias From Operas
Интересные факты
- После дебюта в роли Аиды в одноименной опере сестра Бедроса и Харри Киркоровых стала солисткой Софийской оперы.
- Мари Филипповна нередко приоткрывала в интервью тайны личной биографии племянника, которому в 2022 году исполнилось 55 лет. Благодаря искреннему разговору с журналистами поклонники певца узнали, что в детстве их кумир плохо ел, одним из его любимых блюд является жареная картошка, а тетя Филиппа Киркорова до сих пор хранит его нагрудник.
- Киркорова рассказывала, что когда Алла-Виктория подрастет, то она отдаст ей свой нательный крест и серьги бабушки.
- В конце 2019 года король российской поп-сцены привел на «Модный приговор» на Первом канале и отца, и дядю, и тетю. Претензия знаменитости к последней заключалась в том, что, несмотря на возраст, она с ее фигурой и типом лица могла выглядеть гораздо лучше и привлекательнее. Но вместо этого женщина игнорировала дорогие подарки племянника в виде брендовой заграничной одежды, не ходила в салоны и даже волосы красила в домашних условиях. В итоге стилистам удалось так преобразить героиню, что от ее нового имиджа остались в восторге все присутствующие.
- Выпуск «Говорим и показываем» на НТВ, когда слушалось «дело Киркорова», запомнился не только жаркими дебатами, но и тем, что Мари Киркорова села не на специально отведенное место, а прямо на стеклянный столик.