Биография
Джино Оджик покорил хоккейных фанатов яростным стилем игры, прославился тандемом с Павлом Буре и стал легендой у канадских индейцев. После долгих лет борьбы с тяжелой болезнью спортсмен умер в возрасте 52 лет.
Детство и юность
Оджик родился 7 сентября 1970 года в городе Маниваки на территории индейской резервации Китиган-Зиби, где обитают коренные жители Канады алгонкины. Изначально родители назвали сына Уэйном, но сменили имя мальчика на Джино после того, как обнаружили в поселении его тезку. Оджики-старшие также воспитали пятерых родных дочерей и 32 приемных ребенка.
С раннего возраста Джино научился отстаивать себя, столкнувшись с расизмом. Маленькие белые канадцы часто обзывали аборигенов «тупыми индейцами», а те защищались, вступая в драки. Впоследствии это умение пригодилось Оджику и на льду.
Хоккей
Мальчик увлекался хоккеем с раннего детства, а в 11 лет попал в первую команду, которой руководил его отец. Следующие 4 года юноша был защитником в местных клубах из индейских резерваций и подумывал сменить спорт. Все изменилось после того, как подросток перешел нападающим в юниорский состав «Хоксбери Хоукс». На этой позиции Джино в полной мере проявил бойцовские навыки и получил прозвище «алгонкинский убийца».
Клубную карьеру канадский хоккеист продолжил в юниорской лиге с «Лаваль Титан». После двух сезонов перешел в 1990-м в «Милуоки Эдмиралс» — дочернюю команду «Ванкувер Кэнакс». Отыграв 17 матчей, нападающий попал в основной состав и быстро стал любимцем болельщиков. Уже после первой игры фанаты «Кэнакса» пришли от Джино в такое неистовство, что тот легко мог стать мэром Ванкувера, как писала местная пресса.
Особенной любовью атлет пользовался в родной резервации Китиган-Зиби. Местные его боготворили, носили свитера с фотографиями кумира и следовали за ним по пятам, когда тот приезжал навестить родителей. Оджик отвечал соплеменникам взаимностью: получив первый приличный гонорар, он купил 200 билетов на игру «Ванкувер Кэнакс» для жителей поселения.
В «Ванкувер Кэнакс» Оджик выполнял функцию тафгая — игрока, который при помощи силовых приемов препятствует соперникам. Джино выступал в паре с Павлом Буре, за что уроженца Маниваки прозвали телохранителем россиянина.
Спортсмены были дружны и в личной жизни: в честь приятеля канадец назвал сына Буре. Об отношениях с Павлом Оджик говорил так:
«Он, как и я, был своего рода краснокожим: приехал издалека и гордился собственным наследием. Мы были людьми из совершенно разных культур, но понимали чувства друг друга».
В сезоне 1997/1998 хоккеист отправился в американский «Нью-Йорк Айлендерс», в 2000-м перешел в «Филадельфию Флайерз». Годом позже вернулся из США в родную Канаду ради «Монреаль Канадиенс».
Джино покинул НХЛ из-за травмы: на тренировке ему в затылок влетела шайба, что обернулось сотрясением мозга. Большую часть сезона 2002/2003 нападающий пропустил, будучи на реабилитации. До 2005 года Оджик иногда выходил на лед в составе небольших команд.
Рост знаменитости составлял 191 см, вес — 98 кг.
Личная жизнь
Хоккеист вырос в бедности, а в родительском доме даже не было телевизора. Детство в резервации сделало его замкнутым и совершенно не подготовило к жизни в мегаполисе: первое время молодой человек постоянно терялся среди небоскребов в Ванкувере и чувствовал себя одиноко.
Отсутствие телевидения в детстве однажды сыграло с парнем шутку. Оджик увидел фаната с надписью: «Джино жестче Саддама». Спортсмен понятия не имел, кто такой Саддам Хуссейн, и расспрашивал одноклубников, как его найти.
Тем не менее хоккеист не был скандалистом. На льду он дрался, чтобы защитить товарищей по команде, а не чтобы доказать свою силу. Джино сравнивал себя с плотником, который весь день мастерит шкафы, а по приходу домой не берет в руки молоток.
Канадский нападающий состоял в браке и растил с женой восьмерых детей. После завершения карьеры Джино супруги поселились в Ванкувере, в индейской резервации Musqueam.
С 2003 года спортсмен был партнером в правительственной группе коренных народов Musqueam Indian Band. Позже компания открыла гольф-центр, пригласив Оджика руководителем. Бывший хоккеист, обожавший гольф и искавший работу, ухватился за этот шанс, ведь зарабатывать деньги ему стало намного сложнее.
Помимо этого, Джино много работал с подрастающим поколением индейцев-алгонкинов. Он проводил семинары, рассказывая о пережитых издевательствах, навыках эффективного общения, построении отношений и постановке целей. Спортсмен считал, что образование откроет подросткам свободу, и им не придется бороться всю жизнь, как самому Оджику.
Болезнь и смерть
Летом 2014 года хоккеист сообщил, что ему диагностировали амилоидоз. Из-за болезни сердце Джино покрывалось белковыми отложениями, что ухудшало его способность сжиматься. Медики прогнозировали, что Оджик проживет несколько месяцев, однако спортсмен согласился на экспериментальное лечение.
Канадец поправился, а 3 года спустя его сердце заработало на 60 % мощности. Большую роль в этом сыграли хоккейные фанаты: поклонники основали благотворительный фонд, чтобы помогать семье кумира, пока тот не встанет на ноги. Оставшиеся средства направили на финансирование образования и здравоохранения коренных народов.
Джино умер 15 января 2023 года, причиной смерти стал сердечный приступ. До 53-го дня рождения Оджик не дожил 8 месяцев.
Интересные факты
- По материнской линии у спортсмена были французские корни.
- Отец Джино вырос в школе-интернате, где числился под номером 29. Позже Оджик использовал этот номер в игровой карьере.
- Хоккеист стал автором комиксов Kagagi, по которым в 2014-м сняли одноименный мультсериал. Джино озвучил в нем одного из персонажей. В том же году спортсмен сыграл в короткометражке Ronny Nomad and the Legendary Napkins of Wood о североамериканской андеграундной группе. Через пару лет снялся в камео в документальном фильме Ice Guardians, посвященном биографии бывших игроков НХЛ.