Биография
Елизавета Лихачева не сразу нашла себя в сфере искусства. Имея юридическое образование, она сначала работала в органах Федеральной миграционной службы. Получив в 36 лет специальность историка-искусствоведа, женщина с головой погрузилась в музейную работу и на протяжении шести лет стояла у руля московского Музея архитектуры, посвящая ему все свое время и решая непрерывно возникающие проблемы.
Детство и юность
Жизненный путь Елизаветы Станиславны Лихачевой начался 20 июля 1978 года в российской столице. Ее любовь к искусству началась с родителей — опытных искусствоведов. Мать девочки долгое время работала в доме-музее Константина Мельникова, отчего ребенок проводил в стенах этого учреждения культуры много времени. Позже в интервью Лихачева признавалась, что буквально выросла там и осознала, как важно сохранять памятники архитектуры, которые периодически уничтожаются в нарушение всех норм закона.
В детстве Лиза сменила ряд школ: начальное образование получила в столичной школе-интернате, затем училась в образовательном учреждении № 455, а в 1990-м перешла в школу № 467, которую в итоге и окончила.
Следующим этапом в биографии Лихачевой стала учеба по юридической специальности в Московском университете МВД в 2000-х. После девушка работала в органах ФМС, но страстное желание посвятить себя искусству в итоге пересилило.
В 2009-м Елизавета Станиславна после трех лет работы в музее решила получить образование искусствоведа. Она с отличием окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, где профильной областью знаний выбрала раннее итальянское барокко.
Карьера
Долгий и тернистый путь в искусствоведении Елизавета начала в 2006 году, когда директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Давид Саркисян пригласил 28-летнюю девушку, влюбленную в старинные здания, помочь с описью фотокаталога. Прогрессивная и увлеченная своим делом москвичка блестяще справилась с задачей, а также упростила и упорядочила работу с обширной коллекцией экспонатов, представленных в музее.
Карьерный рост не заставил себя ждать, и вот спустя четыре года Лихачева уже заняла пост главного специалиста в отделе по связям с общественностью. Вплоть до 2012-го женщина занималась освещением в прессе проблем учреждения, а также заведовала научным отделом, где занималась просветительской работой и популяризацией архитектуры.
Будучи студенткой очно-заочного отделения МГУ, Елизавета Станиславна одновременно работала над усовершенствованием экскурсионных маршрутов в столице и организационных моментов в проведении выставок. Ее усилиями число посетителей лектория Музея архитектуры за четыре года выросло в 16 раз.
В 2014-м Лихачева, ставшая как раз к этому времени дипломированным специалистом, была назначена вторым по значимости после директора человеком в штате музея Виктора и Константина Мельниковых, здание которого в том же году получило статус памятника архитектуры федерального значения. Вокруг цилиндрического особняка, построенного в авангардном стиле, на протяжении 29 лет продолжались тяжбы между родственниками именитого советского архитектора, которые закончились только в 2017 году.
Дом Мельникова в виде филиала вошел в состав Музея архитектуры имени А. В. Щусева, а Лихачевой доверили провести процесс музеефикации памятника архитектуры, который не обошелся без скандалов. Сын Константина Мельникова Виктор, завещавший половину особняка государству, предписал выполнить ряд условий. Кроме того, во второй половине здания жила внучка архитектора Екатерина Каринская, которую в ходе музеефикации просто выселили. Как отмечала Елизавета Станиславна, музей добился, чтобы суд аннулировал регистрацию Каринской, но та отказалась покидать территорию.
«Мы были готовы перевезти все ее вещи, куда она пожелает. Она отказалась, и нам пришлось действовать иначе. Когда Каринская вышла покурить, мы просто закрыли дверь, предварительно оставив ей теплые вещи», — рассказывала Лихачева в интервью газете «Известия».
2017 год стал знаковым в трудовой карьере Лихачевой: спустя годы многолетнего труда в культурной сфере женщину назначили на пост директора Музея архитектуры имени А. В. Щусева. Она была преисполнена надежд дать зеленый свет планам по улучшению работы и организации учреждения, которые долго вынашивала. Однако не все коллеги согласились с решением отдать Елизавете Станиславне эту должность. Ряд экспертов в области архитектуры высказали недовольство, поскольку процесс реорганизации дома Мельникова, в котором участвовала Лихачева, оказался отнюдь не мирным и получил резонанс в культурных кругах.
После новости о назначении часть сотрудников музея даже опубликовали петицию с требованием не допустить Лихачеву на этот пост. Нашлись и те, кто оказался настроен лояльно: в СМИ Елизавету Станиславну называли открытым, демократичным управленцем, положительно отзывались о ее качествах искусствовед Ксения Коробейникова и журналист Наталия Архангельская.
Личная жизнь
Лихачева — настоящий трудоголик, посвятивший любимому делу всю себя. Даже в соцсетях ее посты пропитаны любовью к искусству. Помимо этого, Елизавета Станиславна любит проводить время в путешествиях, а будучи за границей, обязательно посещает знаменитые памятники архитектуры, фото которых тут же публикует в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
О личной жизни искусствовед говорить не любит и в интервью предпочитает не уходить от музейных тем. Известно, однако, что Лихачева сейчас не замужем, но у нее есть взрослая дочь Александра, которая является самым близкими членом ее семьи.
Елизавета Лихачева сейчас
21 марта 2023 года стало известно, что Лихачева заняла пост директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Она сменила на этой позиции Марину Лошак, которая возглавляла учреждение на протяжении десяти лет. Разговоры о том, что ГМИИ сменит руководителя, появились еще зимой того же года, но ни Лошак, ни Лихачева не подтверждали эту информацию.
В мае 2024 года Лихачева выступила спикером фестиваля «Интермузей-2024», который состоялся впервые после 4-летней паузы. Темой масштабного мероприятия стало культурное достояние России. Формат претерпел изменения и прошел на семи площадках, включая Новую Третьяковку, ВДНХ и Парк Горького.
Интересные факты
- За период работы Елизаветы Станиславны на руководящей должности в Музее архитектуры было организовано свыше 80 выставочных проектов.
- После того как Лихачева возглавила ГМИИ им. А. С. Пушкина, на освободившееся вакантное место директора Музея архитектуры назначили заведующую отделом учета Наталью Шашкову.