Биография
В 2018 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Мэри Поппинс возвращается», снятый по мотивам фантастических историй, созданных австрало-британской писательницей Памелой Трэверс.
Не многие знают, что перед тем, как написать книгу, женщина, которую на самом деле звали Хелен Линдон Гофф, играла в театре, а затем начала карьеру журналистки и объездила полмира, собирая материал для статей. Остальные подробности биографии автора рассказов о суперняне столь же таинственны, как ее произведения. Небольшой период жизни писательницы отражен в работе режиссера Джона Ли Хэнкока «Спасти мистера Бэнкса».
Детство и юность
Памела Трэверс, при рождении получившая имя Хелен Линдон Гофф, появилась на свет 9 августа 1899 года в австралийском городе Мэриборо, расположенном на территории бывшей британской колонии. Отец Трэверс Роберт Гофф работал финансовым менеджером, а мать Маргарет Агнес Морхед приходилась племянницей высокопоставленному местному чиновнику, занимавшему пост премьер-министра штата.
Первые годы жизни будущей писательницы прошли в большом уютном доме в окружении любящих родителей, младших сестер и слуг. Но в 1905 году банковского служащего понизили в должности, и семье пришлось переехать в жилище поменьше.
Не справившись с финансовыми трудностями, старший Гофф пристрастился к алкоголю и в 1907 году скончался от припадка эпилепсии. После этого Маргарет с детьми поселилась на востоке Австралии, в доме тетки, которая с удовольствием занялась воспитанием внучатых племянниц и вскоре отправила Линдон в дорогостоящий частный пансион в Эшфилде.
Девочка, которую отец научил читать в 3-летнем возрасте, не сразу прижилась в новом учебном заведении. Скучая на уроках, она регулярно получала предупреждения от преподавателей за лень и безответственное отношение к предметам. В итоге директор пансиона разрешила Линди самостоятельно посещать библиотеку и поручила ей составлять сценарии для школьных спектаклей. С этого момента будущая писательница увлеклась театром и стала мечтать о карьере актрисы.
Когда пришло время выпускных экзаменов, семья Гофф находилась на грани банкротства, и вместо того, чтобы идти к намеченной цели, Линдон пришлось устроиться на работу. Обязанности стенографистки девушка совмещала с занятиями в балетной студии Сиднея, а в свободное время постоянно посещала местные театры, не пропуская ни одной премьеры.
Благодаря навыкам, полученным на уроках танцев, и врожденному таланту юной особе посчастливилось попасть в труппу Аллана Уилки, специализировавшуюся на постановке пьес Уильяма Шекспира. Там начинающая актриса, разорвавшая отношения с семьей из-за карьеры, отказалась от собственной фамилии и взяла сценический псевдоним Памела Линдон Трэверс.
Судя по сохранившимся фото, в молодости Линдон была красавицей, отчасти поэтому в 1921 году, вскоре после дебюта, молодой исполнительнице поручили играть главные роли, одной из которых стала Титания в классической постановке спектакля «Сон в летнюю ночь». Тогда же Памела, имевшая в багаже несколько статей, напечатанных австралийским изданием «Бюллетень», решила заняться журналистикой и начала писать стихи и обзоры для местной прессы.
Книги
Сформировав собственную манеру письма, Трэверс стала востребованной журналисткой и начала получать заказы от национальных газет и журналов. Артистическая карьера постепенно отошла на второй план, и молодая женщина решила путешествовать и набираться впечатлений для будущих литературных трудов.
В 1924 году Памела в компании подруги отправилась в Англию, а затем в Ирландию, где по какой-то причине начала скрывать собственную национальность и происхождение. В течение нескольких лет Трэверс работала корреспондентом австралийских изданий на континенте и регулярно отправляла на родину восторженные статьи о жизни в Европе.
Британские читатели познакомились с творчеством журналистки благодаря публикациям в журнале The Irish Statesman, главным редактором которого был Джордж Уильям Рассел. Памела подружилась с издателем и под влиянием его теософских воззрений начала писать маленькие произведения, в которых фантазия выходила за пределы человеческого разума.
Именно тогда и появился первый рассказ под названием «Мэри Поппинс и продавец спичек», в котором чудесная няня, свалившаяся с неба, с помощью магии воспитывает непоседливых детей мистера и миссис Бэнкс. Эта история, напечатанная газетой Sun в ноябре 1926 года, не имела большого успеха, но автору настолько понравился придуманный образ Мэри Поппинс, что она решила написать целую серию сказок о милой волшебнице с Вишневой улицы.
Писательский дебют ввел Трэверс в литературные круги Ирландии, и вскоре ее новым знакомым стал драматург и оккультист, лауреат Нобелевской премии Уильям Батлер Йейтс. Писательница всегда интересовалась потусторонним миром и внимала каждому слову прославленного ирландского поэта. Она расширила собственные знания кельтской мифологии и прочитала огромное количество книг, посвященных буддизму и индуизму.
Заручившись поддержкой Йейтса и других ирландских литераторов, в 1932 году Памела задумала написать книгу о советской России и отправилась в путешествие в Москву, Нижний Новгород и Ленинград.
В ходе поездки Памела осмотрела достопримечательности и поняла, что настоящей российской действительности ей не показали. Разочарованная этим обстоятельством, журналистка опубликовала в Нью-Йорке серию сатирических эссе под названием «Московская экскурсия» и благодаря острым высказываниям в адрес советских граждан приобрела известность у американских читателей.
Вернувшись на Запад, Трэверс вновь обратилась к сказкам, и в 1934 году англоязычный мир познакомился с продолжением истории «Мэри Поппинс». Книга, содержавшая красочные иллюстрации Мэри Шепард, сразу стала коммерчески успешной и популярной. Однако автор считала, что публика не до конца прочувствовала внутреннее содержание произведения, отнеся его к жанру рассказов для детей.
Продолжая традиции ирландских учителей-теософов и проповедуя идеи эзотерики, появившиеся после знакомства с мистиком Георгием Гурджиевым, Памела старалась показать, что чудеса доступны и взрослым, надо лишь немного внимательней оглядеться вокруг.
Эта мысль понравилась владельцу всемирно известной киностудии Уолту Диснею, в 1956 году выкупившему у Памелы права на экранизацию ее книг. Фильм, где актриса Джули Эндрюс сыграла роль Мэри Поппинс, стал одним из лучших мюзиклов того времени и получил 13 номинаций и 5 наград Американской академии кинематографических искусств и наук.
В следующий раз няня-волшебница появилась на экранах благодаря усилиям советского режиссера Леонида Квинихидзе, а в 2019 году киноверсия Роба Маршала «Мэри Поппинс возвращается» была вновь выдвинута на «Оскар» в категориях «Лучшая музыка», «Лучший костюм» и «Лучшая работа художника-постановщика».
Личная жизнь
Памела Трэверс почти не давала интервью, стараясь не афишировать подробности личной жизни, и по этой причине ей приписывали много романов с мужчинами и женщинами. Ходили слухи, что в течение долгих лет писательница была в отношениях с дочерью английского драматурга Фрэнсиса Бернарда, Мэдж.
С 1927 по 1934 годы подруги жили в одной квартире в Лондоне, а затем переехали в Восточный Суссекс и сняли уединенный коттедж с соломенной крышей и садом.
В то же время Памела испытывала платонические чувства к другу и наставнику Джорджу Расселу, а затем некоторое время встречалась с ирландским плейбоем Фрэнсисом Макнамаре. Ни одни из этих отношений не привели к браку, и в зрелом возрасте Трэверс, всю жизнь мечтавшая о муже и детях, решилась на усыновление. По совету астролога писательница приютила внука дублинского писателя и историка Джозефа Гона.
Интересен тот факт, что у приемного ребенка был брат-близнец, о котором Памела прекрасно знала. Взяв только одного мальчика, Трэверс занялась воспитанием Камиллуса, пряча информацию о его истинном происхождении. Лишь в 17-летнем возрасте он случайно узнал о том, что у него был родной брат.
Это произошло после того, как Энтони Гон приехал в Лондон и в состоянии алкогольного опьянения вломился в дом писательницы, требуя знакомства с Камиллусом. Памела выгнала грубияна, но не смогла скрыть этот визит о сына.
Поссорившись с матерью, юноша ушел из дома и в одном из пабов, наконец, воссоединился с братом-близнецом. Эта встреча стала роковой для семьи Трэверс. После нее Камиллус начал пить, вылетел из университета и впоследствии начал вести беспорядочный образ жизни.
Сердце Памелы было разбито, но благодаря медитациям и следованию заветам учителей она нашла силы на восстановление и до старости преподавала литературу в английских и ирландских университетах.
Смерть
В конце жизни Памела замкнулась в себе и редко общалась с журналистами и поклонниками. Перед смертью она помирилась с приемным сыном, но собственное состояние завещала внукам.
Благодаря медитативным практикам, помогавшим достичь гармонии и душевного равновесия, Трэверс дожила до старости и в 96 лет тихо скончалась в Лондоне 23 апреля 1996 года. Врачи не обнародовали точного диагноза, но предполагалось, что причиной смерти стал общий отказ функций организма.
Библиография
- 1926 – «Мэри Поппинс и продавец спичек»
- 1934 – «Московская экскурсия»
- 1934 – «Мэри Поппинс»
- 1935 – «Мэри Поппинс возвращается»
- 1944 – «Мэри Поппинс открывает дверь»
- 1962 – «Мэри Поппинс от А до Я»
- 1962 – «Fox at the Manger»
- 1971 – «Friend Monkey»
- 1980 – «Two Pairs of Shoes»