Наталья Рябчикова

Nataliya Ryabchikova
О знаменитости
Место рождения
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Киновед Наталья Рябчикова занимается не только наукой, публицистикой и преподаванием, но и ведет просветительскую деятельность. Она объясняет рядовому зрителю, может ли пропагандистское кино быть искусством, почему новые фильмы не обязательно лучше старых и с каких книг начинать знакомство с историей кинематографа.

    Детство и юность

    О ранней биографии Натальи известно немного. С юных лет девушка обожала литературу, искусство и кино, а потому после окончания школы решила поступать во ВГИК. Актерских устремлений у Рябчиковой не было, а вот режиссером она стать хотела и даже смогла пройти конкурс в мастерскую Игоря Масленникова, но, к сожалению, только на платной основе.

    На следующий год Наталья вновь решила попытать счастья, и сразу на трех факультетах: сценарном, режиссерском и киноведческом. На первый она не прошла по творческому конкурсу, а выбирая между оставшимися двумя, уже осознанно сделала выбор в пользу последнего.

    Правда, Рябчикова была не против получать образование в Институте культуры или на журфаке МГУ, но, придя туда на экзамены, девушка потеряла очки. Когда абитуриентка дошла до ВГИКа, она с трудом различала окружающих и никому прямо в глаза не смотрела. Потом сокурсники со смехом вспоминали, что приняли ее тогда за самоуверенную высокомерную барышню, которой ни до кого нет дела.

    В итоге Наталья поступила на киноведческий факультет, который окончила в 2008 году. Еще во время учебы она стала младшим научным сотрудником лаборатории отечественного кино, а совершенное знание иностранного языка позволило Рябчиковой с 2005 года выступать в качестве переводчика на Московском международном кинофестивале.

    Публиковаться в профильных изданиях киновед начала, еще будучи студенткой. Из-под ее пера выходили статьи, эссе, переводы и прочие материалы, посвященные истории кино. Ее мастерами во ВГИКе были Владимир Александрович Утилов, преподававший зарубежное кино, и Армен Николаевич Медведев, который вел кинокритику.

    Для Рябчиковой Медведев был носителем бесценного знания: он заканчивал ВГИК во времена оттепели, учился вместе с Ларисой Шепитько и был больше чем просто ученым, журналистом и редактором — он был функционером мира искусства, и нередко от него зависела судьба картин, которые выходили на экраны в советское и постсоветское время. Благодаря ему Наталья уловила ощущение, что киновед — это не просто рассуждающий о кинематографе человек, но и тот, кто может на эту отрасль влиять.

    После окончания ВГИКа Рябчикова пошла туда же в аспирантуру и даже написала диссертацию, но защитить ее не успела, уехав учиться в США. Там она поступила на факультет славистики Питтсбургского университета в Пенсильвании и взялась за новую научную работу, посвященную зарубежному путешествию Сергея Эйзенштейна. В 2016 году Наталья защитила в Америке диссертацию, став доктором философии (PhD).

    Карьера

    В годы учебы в аспирантуре Питтсбургского университета Рябчикова преподавала американским студентам русский язык и литературу, а также обзорный курс по истории кино. Вернувшись в Россию, Наталья продолжила преподавать — сначала в Школе-студии МХАТ, затем в Школе дизайна НИУ ВШЭ и школе кино и телевидения «Индустрия».

    Ведущая шоу «Подкаст.Лаб» Наталья Рябчикова
    Ведущая шоу «Подкаст.Лаб» Наталья Рябчикова / кадр из телепередачи

    Ощущая себя прежде всего историком кино, Рябчикова учит студентов тому, что знание истоков поможет им делать свои фильмы лучше — «выше, сильнее, быстрее», как говорит она сама. При этом преподаватель уверена: то, что снимается сейчас, не всегда лучше того, что создавалось в прошлом, а чаще всего и хуже. К такому убеждению ее привел опыт кинокритика, который она приобрела, еще учась во ВГИКе и отсматривая подряд все, что выходило на российские экраны.

    В Школе дизайна НИУ ВШЭ Наталья преподает на трех разных курсах, студенты которых имеют отношение к видео и режиссуре. Там Рябчикова читает лекции о базовой истории кино, а также ведет узкоспециализированные направления, вроде истории сценаристики и эссеистики, которые проходят на английском языке.

    Наталья работала редактором и составителем ряда сборников, среди которых «Сергей Эйзенштейн: За кадром» и «К истории ВГИКа». Помимо этого, она пишет авторские статьи, занимается переводами и сотрудничает с издательствами.

    Личная жизнь

    Рябчикова не стремится документировать каждый шаг на фото и делиться им с публикой. Соцсети Натальи не проливают света на личную жизнь и используются для решения рабочих вопросов и общения с близким кругом лиц.

    Наталья Рябчикова сейчас

    Рябчикова — редактор журнала «Искусство кино». Она преподает, занимается исследованиями, публикует киноведческие статьи, ведет подкасты. Один из них называется «Зеркало для героев» и рассказывает о творчестве российских режиссеров, которые претендуют на то, чтобы создавать не продукт, а искусство.

    С 2023 года Наталья работает в проекте Первого канала «Подкаст.Лаб», где рассуждает об истории кино и рассказывает зрителям о выдающихся фигурах киноиндустрии. Так, в январе 2023-го Рябчикова на пару с киноведом Артемом Сопиным рассказала зрителям о масштабе личности Сергея Эйзенштейна, а в феврале в компании коллеги Станислава Дединского представила выпуск, посвященный 100-летнему юбилею Леонида Гайдая.

    Интересные факты

    1. Рябчикова не поклонница жанра фантастики, но писателя Нила Геймана считает своим кумиром.
    2. Преследуя разные задачи, Наталья читает по нескольку книг одновременно. При этом киновед старается чаще читать на английском, чем на русском, чтобы поддерживать знание языка.