Биография
Валентину Пономареву можно назвать королевой романса. Проникновенное исполнение, сочетающее страстность, благородство и утонченность манеры, принесло певице любовь слушателей и профессиональное признание. Прославившись в 1970-е как участница цыганского трио «Ромэн», она смогла построить успешную сольную карьеру, записав два десятка альбомов в жанрах романс и фри-джаз.
Детство и юность
Валентина — представительница прославленной музыкальной цыганской династии Пономаревых-Эрденко. Ее отец Дмитрий играл на скрипке и приходился племянником знаменитому Михаилу Эрденко. Мать певицы Ирина Лукашова также занималась музыкой, играя на фортепиано.
Познакомились родители во время обучения в Московской консерватории и ребенком обзавелись, еще будучи студентами и проживая в общежитии. Валентина родилась 10 июля 1939 года и раннее детство провела в Москве. Росла девочка в творческой атмосфере, а петь и танцевать училась у бабушки, теток и сестер, у которых музыкальность была в крови.
Семейство Пономаревых часто переезжало с места на место, из-за чего Валя сменила не одну школу. К моменту получения профессионального образования девушка оказалась в Хабаровске, где и поступила в местное музучилище, причем сразу на два отделения, вокальное и фортепианное.
Творчество
В молодости Пономарева играла в Хабаровском театре драмы, куда ее пригласили на роль цыганки Машеньки в пьесе «Живой труп». Там пригодилась не только этническая фактура актрисы, но и ее вокальное мастерство, которое оказалось филигранным. А для души Валентина пела джаз, добывая зарубежные записи и стараясь им подражать.
В 1967 году девушка отправилась в Таллин, где проходил Международный джазовый фестиваль, и познакомилась там с Анатолием Кроллом, пригласившим ее в свой джаз-оркестр. В течение четырех лет певица солировала в этом коллективе, пока не ушла в московский музыкально-драматический театр «Ромэн».
На базе театра вместе с Играфом Иошкой и Георгием Квиком Валентина создала одноименное трио, вместе с которым начала выступать с репертуаром из цыганских народных песен и романсов. Слава безукоризненных музыкальных виртуозов ансамблевого пения в 1970-х гремела по всему Союзу и за его пределами. Трио «Ромэн» объехало с гастролями 120 стран, становясь лауреатами международных фестивалей и конкурсов.
Однако со временем Пономаревой стало тесно в рамках ансамбля. Ее импровизационное начало требовало выхода, и с начала 1980-х она занялась сольной карьерой, став неофициальным голосом советского джаза. Однако жанр романса Валентина не оставила, доказательство чему — филигранное исполнение композиции «А напоследок я скажу» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Хотя в титрах картины имя исполнительницы указано не было, песни в ее исполнении стали пользоваться еще большим успехом, постоянно появляясь в радиоэфирах.
В те годы Пономарева активно пополняла дискографию, записывая альбомы «Искушение», Fortune-teller, «Не пробуждай воспоминаний». Активную концертную и звукозаписывающую работу певица вела до середины нулевых. Она выступала сама и помогала раскрыться новым именам, которых представляла слушателям в концертах «Душа моя — романс», проходивших в ГКЗ «Россия».
Личная жизнь
Валентина воспитывалась в строгости и блюла честь до встречи с первым мужем, за которого вышла в 23 года по всем канонам цыганских обрядов. Спустя год в семье родился сын Олег, после чего певица почувствовала, что исполнила брачный долг, и с мужем развелась.
Следующие 20 лет личная жизнь Пономаревой складывалась стихийно: она вращалась в богемных кругах, гуляла и набиралась опыта, наслаждаясь пробудившейся чувственностью и свободой от родительских запретов. На тот период биографии пришелся роман певицы с солистом «Песняров» Владимиром Мулявиным, в память о котором Валентина сохранила подаренный им амулет.
Второго мужа Константина Гогунского Пономарева считала даром судьбы. Они познакомились на Санкт-Петербургском джазовом фестивале, где парень привлек певицу красотой и немногословностью. Перспективный гитарист оказался младше Валентины на 15 лет, что не стало помехой их семейному и творческому союзу.
Правда, родители Константина поначалу были в шоке, не ожидая увидеть рядом со своим рафинированным сыном цыганку с репутацией разгульной джазистки. Сама Валентина признавалась, что поначалу подумывала вить из молодого и красивого мужа веревки. Ей не терпелось втянуть его в какое-нибудь распутство, но мало-помалу незаметно для нее самой порочные мысли оставили певицу.
Пономарева стала мечтать о домике на берегу моря, где они с мужем жили бы в уединении, предаваясь любви и чувственным наслаждениям. Мечты эти отчасти сбылись: оставив концертную деятельность, певица с мужем уехала из Москвы и зажила тихой жизнью, правда, не у моря, а в далекой деревушке. Детьми пара не обзавелась.
К слову, сын Валентины от первого брака продолжил семейные традиции и стал скрипачом. Он поселился в Шотландии, подарив матери внуков Василия и Анну, которых бабушке удавалось видеть реже, чем хотелось бы.
Валентина Пономарева сейчас
Сейчас дива романса отошла от творческих дел. В 2023 году в возрасте за 80 она проживает в деревенском домике вдалеке от Москвы. Певица давно не дает интервью и отказывается фотографироваться, предпочитая тихую уединенную жизнь.
Дискография
- 1985 — Fortune-teller
- 1988 — Intrusion
- 1989 — «А напоследок я скажу…»
- 1989 — «Искушение»
- 1990 — «Не пробуждай воспоминаний»
- 1990 — Terra Incognita
- 1992 — «Романсы моих друзей»
- 1993 — «Две гитары»
- 1994 — «А напоследок я скажу…»
- 1998 — «А напоследок я скажу…»
- 1998 — «Мы странно встретились»
- 1999 — Forte
- 1999 — «Две гитары»
- 2001 — «Очи чёрные»
- 2003 — «Авангардный РОМАН с Юрием Кузнецовым»
- 2003 — «Как хороши те очи»
- 2004 — Gypsy Romances
Интересные факты
- У певицы есть полная тезка — женщина-космонавт, родившаяся шестью годами ранее.
- Мать Валентины происходила из дворянского рода.
- Пономарева снималась в фильмах «Эта веселая планета», «Мой дом — театр» и «Бабушки надвое сказали». Помимо этого, она озвучивала мультфильмы «Королевский бутерброд» и «Кошка, которая гуляла сама по себе».
- Королева романса не суеверна и называла 13 своим счастливым числом, предпочитая давать концерты именно в эту дату.