Биография
На рассказах, повестях и романах писателя Юрия Коваля выросли несколько поколений советских детей. И до сих пор его творчество остается притягательным для современного читателя, ценящего живое, яркое и емкое слово. В его жизни были неудачи: обвиняли в антисоветизме, не хотели печатать книги. Литературное руководство 70-х годов прошлого века требовало от писателя ясности, а он продолжал придумывать свои миры, в которых можно было путешествовать в поисках главного Острова Истины.
Детство и юность
Юрий Иосифович Коваль – младший сын в семье Иосифа Яковлевича и Ольги Дмитриевны. Мальчик родился 9 февраля 1938 года. Известно, что отец служил начальником уголовного розыска в Курсе, а во время Второй мировой войны боролся с бандитизмом в Москве. Мама работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново.
В период войны семья находилась в эвакуации в Саранске. Здесь Ольга Дмитриевна была назначена на должность республиканского министра здравоохранения, ей было поручено одно из важных направлений работы – деятельность тыловых госпиталей. Детство у Юры было сложным – сказывались тяготы военного лихолетья. Пришлось в полной мере пережить голод и холод, бороться с костным туберкулезом. Но писатель в своей биографии никогда не жаловался на трудности.
Семья воссоединилась в Москве, и в 1945 году Юра поступает в школу № 657 на улице Чаплыгина. Неизвестно, как бы сложилась его писательская судьба, если бы не встречи с удивительными людьми. Среди них учитель литературы Владимир Николаевич Протопопов, который был описан Ковалем в рассказе «От Красных Ворот».
Его называли странным и талантливым одновременно. Но именно преподаватель разглядел в тихом ученике незаурядную личность и старался раскрыть в полной степени талант будущего писателя и поэта. Коваль вместе с одноклассниками начали писать стихи, а в 8-м классе создали тайный союз поэтов. Творческое объединение заставило поволноваться педагогический коллектив и родителей, но взрослые, к счастью, разобрались.
«Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках вместо того, чтобы решать задачи по алгебре», - вспоминал Юрий Иосифович.
После школы выбор о поступлении был предопределен – в 1955 году юный Коваль подает документы в Московский государственный педагогический институт имени Ленина, на факультет русского языка и литературы.
Пединститут тех времен переживал свой так называемый золотой век. Прекрасный преподавательский состав, блестящие по своим талантам студенты – известные в будущем Юрий Визбор, Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев и другие сформировали мировоззрение Коваля.
Первые рассказы Юрия Иосифовича появились в 1956 году в газете пединститута «Ленинец», за которые он получил первую премию в размере 50 руб. Помимо литературного творчества, Коваль проявляет себя и как художник. Он занимается у скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса. Изучает рисунок, живопись, мозаику, фреску.
По завершении пединститута Коваль получает два диплома – учителя русского языка, литературы и истории, а также учителя рисования.
Юрий отправляется на свое первое место работы. По распределению писатель попадает в село Емельяново Татарской АССР. По его воспоминаниям, первыми рассказами стали тексты диктантов. Коваль называл это легким хулиганством. Отработав положенный срок, Юрий Иосифович возвращается в Москву и уже здесь пишет несколько рассказов, связанных с Татарией.
Творчество
Один из рассказов «Октябрьские скоро» писатель показывает Юрию Домбровскому, с которым познакомился как иллюстратор его книги. Именитый писатель был настолько впечатлен прозой Коваля, что принимает решение отнести рассказ в журнал «Новый мир». Но Домбровскому было отказано. Коваль понимает, что его никогда не будут печатать и ему не пробиться в мире взрослой литературы:
«Что бы я ни написал, как бы я ни написал, как бы совершенно я ни писал, как бы прекрасно я ни написал — не напечатают. Ни за что».
Будущее писателя решает случай. Его стихотворения для детей поэт Игорь Холин относит в редакцию журнала «Огонек», где они были приняты и напечатаны. Так Юрий Иосифович подбирается к своему главному предназначению – к детской литературе. В этот период Юрий Коваль работает преподавателем в школе рабочей молодежи. Скоро его приглашают на работу в редакцию «Детская литература», откуда увольняют через полгода.
Коваля принимают в журнал «Мурзилка», который в тот период считался кузницей писательских кадров. Его отправляют в командировку на границу, к пограничникам. Оттуда он привозит повесть «Алый» и рассказы «Козырек», «Белая лошадь», «Елец» и «Особое задание». Для писателя закончился период мучений и началась большая работа над прозой, которая и сделала его известным и любимым детским писателем в СССР.
В 1970 году выходит сборник рассказов «Чистый Дор», в котором описывается жизнь села и жителей: дяди Зуя и его внучки Нюрки, Миронихи, Шурки Клеткина и других персонажей. В его творчестве много рассказов, которые до сих пор входят в школьную программу по изучению литературы. Среди них «Нулевой класс», «Веер», «Серая ночь», «Заячьи тропы», «Колобок» и другие. Юрий Коваль понимает главное писательское кредо и начинает менять жанры произведений.
В жанре юмористического детектива написана повесть «Приключения Васи Куролесова». Она получилась настолько удачной, что на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу писатель получает третью премию. Коваль продолжает милицейскую трилогию и пишет повести «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова», по которой в 1991 году был снят фильм.
В 1972 году Юрия Иосифовича принимают в Союз писателей СССР по рекомендации Бориса Шергина, которого он считает своим духовным наставником. Коваль печатал в «Мурзилке» его сказки, а в конце 1980-х писал сценарии для мультфильмов по произведениям Шергина.
Во время поездки по Уралу, а писатель очень любил путешествовать, Юрий Коваль попадает на звероферму с песцами. После этого появляется повесть «Недопёсок» о свободолюбивом зверьке, который убегает из клетки и стремится попасть на Северный полюс.
Однако в этом безобидном сюжете цензоры усмотрели антисоветский намек на «еврея, убегающего в Израиль». Несмотря на сложности, повесть о песце все-таки издается, но из плана публикаций вычеркивают следующую книгу Коваля «Пять похищенных монахов». Писателю пришлось отстаивать свои права на коллегии Комитета по печати.
В конце 1970-х годов кинематографисты снимают по произведениям Коваля две киноленты «Недопёсок Наполеон III» и «Пограничный пес Алый», в которых за кадром звучат песни писателя.
История с кино продолжается, когда Ролан Быков предлагает ему попробовать себя в качестве сценариста. Кинорежиссер хотел снимать фильм по рассказу Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка». В 1990 году Коваль на основе киносценария напишет повесть о кошке «Шамайка».
Писатель любил деревенские традиции, ему нравились северный русский быт и язык. Он посещал маленькие деревни, в которых жил по несколько месяцев. После путешествия по северным рекам Коваль напишет повесть «Самая легкая лодка в мире», за которую в 1986 году получит Почетный диплом Международного совета по литературе для детей и юношества.
Незадолго до смерти Юрий Иосифович заканчивает работу над романом «Суер-Выер», ставшим самым большим по объему произведением. В 1996 году автору посмертно присуждается премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
На сайтах, посвященных творчеству Коваля, в свободном доступе находятся произведения мэтра, а также фотолетопись с редкими снимками из семейного архива, интервью и статьи о нем.
Личная жизнь
Подробностей о личной жизни писателя не так много. Известно, что он был дважды женат. Первой супругой стала его первая любовь Ия Николаевна Пестова. В браке появилась дочь Юлия. Второй женой была Наталья Александровна Дегтярь. У супругов родился сын Алексей.
Дети писателя тоже творческие люди. Алексей - актер, а Юлия по образованию врач, но выступает с концертами, исполняя песни под гитару.
Смерть
Дата смерти писателя – 2 августа 1995 года. Коваль умер у себя дома, в Москве. Причиной смерти стал обширный инфаркт. Юрия Иосифовича похоронили на Лианозовском кладбище, рядом с родителями.
Библиография
- 1968 – «Алый»
- 1971 – «Приключения Васи Куролесова»
- 1975 – «Недопёсок»
- 1977 – «Пять похищенных монахов»
- 1984 – «От Красных Ворот»
- 1984 – «Самая лёгкая лодка в мире»
- 1987 – «Полынные сказки (повесть о давних временах)»
- 1990 – «Промах гражданина Лошакова (Куролесов и Матрос подключаются)»
- 1990 – «Шамайка»
- 1998 – «Суер-Выер»
- 1999 – «Монохроники»
- 2000 – «Куклакэт»
Фильмография
- 1979 – «Пограничный пёс Алый»
- 1982 – «Тайна сундука»
- 1988 – «Смех и горе у Бела моря»
- 1991 – «Пять похищенных монахов»
- 1991 – «Mister Пронька»
- 2001 – «Евстифейка-волк»
- 2003 – «Полынная сказка в три блина длиной»
- 2004 – «Про барана и козла»
- 2005 – «Про козла и барана»
- 2008 – «Глупая»
- 2008-2010 – «Круглый год»
- 2010 – «Шатало»
- 2010 – «Явление природы»