Биография
Русский художник Борис Григорьев, творивший в начале XX века, уступает в известности таким живописцам, как Василий Кандинский и Владимир Татлин. Вдохновленный творчеством Ван Гога и Сезанна, он представил свой взгляд на авангардное течение и оставил в наследство мировым музеям ряд выдающихся оригинальных картин.
Детство и юность
Борис Дмитриевич Григорьев родился 23 июля 1886 года и стал незаконнорожденным ребенком мещанина, служившего банкиром в имперской Москве. Интересным фактом его детской биографии является то, что мать была шведкой по национальности и после договора о признании сына поселилась с его отцом в провинциальном Рыбинске.
В связи с такой историей происхождения в ранние годы мальчик столкнулся с трудностями и едва мог найти себе место в благородном обществе и семье. Видя это, родители дали ему домашнее образование, а затем отправили в Строгановское училище, где он начал обучаться технике рисунка и слушал лекции по живописи и графике.
В 1907 году юный Григорьев окончил заведение и по рекомендации матери и педагогов отправился за знаниями в Санкт-Петербург. В Императорской академии художеств его наставниками были Александр Киселев и Дмитрий Кардовский, которые прославились как художники-реалисты и выдающиеся мастера изобразительных искусств.
Личная жизнь
В личной жизни Бориса Григорьева особое место занимали женщины, но только художницу Эллу фон Браше он увидел на месте собственной жены. После свадьбы и рождения сына пара вынужденно поселилась во Франции, в память о семейном счастье остались фотографии и портреты.
Творчество
Творческий путь Бориса Григорьева начался со знакомства с Александром Бурцевым, который прославился как этнограф, издатель, коллекционер и меценат. Поощряя талант начинающего мастера, этот человек заказал ряд фольклорных иллюстраций, и живописец с увлечением начал создавать портреты мужиков и баб.
Первые работы, опубликованные в сборниках «Мой журнал для немногих» и «Свободные часы», продемонстрировали неистощимую фантазию художника, создавшего гротескные и сатирические образы. Подчеркивая простоту народной жизни, он изобразил ее характерные черты, которые появились книжных зарисовках «Девушка с косами» и «Кухарка и дети».
Другим направлением произведений периода, пришедшегося на 1910-е годы, стал знаменитый цикл городских рисунков, сделанный после визита в Париж. Картины, пронизанные богемным духом, выполненные в стиле Анри Тулуз-Лотрека, были выставлены в Санкт-Петербурге и, принеся автору известность в России, также подняли его международный престиж.
Особняком от пейзажей и портретов стояла серия сцен с животными, которые были написаны с натуры во время пребывания в зоологическом саду. В них Григорьев сумел воспроизвести мимику и пластику четвероногих и, несмотря на природное сходство, продемонстрировал тягу к новомодному авангарду.
В 1916–1918 годах, став членом Петроградского союза художников, Борис являлся высокооплачиваемым мастером и создал цикл заказных работ. В него вошли десятки портретов выдающихся граждан Российской империи, на которых были изображены Максим Горький, Сергей Рахманинов и Лев Шестов.
Тогда же, систематизируя собственное творчество, Григорьев объединил картины в книги и к отдельным иллюстрациям и рисункам начал добавлять сопроводительный текст. Таким образом он выпустил каталог живописи, основанный на впечатлениях от поездки во Францию и озаглавленный, исходя из содержания, «Интимность», или Intimité.
После Октябрьской социалистической революции у художника возникли проблемы с властью, но до 1919 года он не покидал родную страну. Иллюстрируя отношение к переменам, он создал цикл рисунков «Расея», которые впечатляли жестокой откровенностью и были близки к экспрессионизму.
Выставка, где были представлены работы «Девочка с бидоном» и «Старуха-молочница», произвела на публику неоднозначное впечатление и вызвала ряд критических статей. Это усугубило положение Григорьева, который был вынужден уехать за границу и, купив землю в Кань-сюр-Мере, прожить там остаток дней.
В изгнании художник не оставил творчество и написал картину «Лики мира», а также ряд цветных портретов, объединенных в «Бретонский цикл». А в последние годы он был преподавателем во Французской академии русской живописи, иллюстрировал литературную классику и выполнял заказы высокопоставленных лиц.
Смерть
В 1938 году здоровье художника неожиданно пошатнулось из-за интенсивной работы, которая после строительства дома помогала покрыть долги. Он заболел и попал в госпиталь в Ницце, где потребовалось хирургическое вмешательство, но операция не принесла облегчения и стала причиной скорой смерти.
Память
- Мемориальная доска в Рыбинске на доме, где прошло детство Б. Д. Григорьева.
- Альбом Г. Г. Поспелова «“Лики России” Бориса Григорьева».
- Выставки работ в Русском музее и Третьяковской галерее в 2011 году.
Картины
- 1913 - «Зебры»
- 1916 – 1923 - Цикл «Расея»
- 1916 - Автопортрет «Иностранец»
- 1917 - «Девочка с бидоном»
- 1917 - «Улица блондинок»
- 1918 - «Мать и дитя»
- 1918 - «Консьержка»
- 1918 - «В цирке»
- 1919 - «Женщина в цилиндре»
- 1923 - «Лики России»
- 1924 - «Бретонские волынщики»
- 1925 - «Бедность»