Биография
Энвер Мамедов открыл советским гражданам окно в удивительный мир телевидения. Блестящий дипломат прожил целый век, став свидетелем и непосредственным участником важнейших событий в мировой истории, однако никогда не считал, что совершил большие подвиги.
Детство и юность
Энвер Назимович Мамедов появился на свет в 1923 году в Баку, куда его мать Ольга Алексеевна Иванова, дворянка по происхождению, окончившая Московскую консерваторию по классу фортепиано, перебралась во время Гражданской войны. Отец Назим Рауфович Мамедов был азербайджанцем по национальности, происходил из семьи крупного чиновника, работал преподавателем, потом судьей.
Родители расстались вскоре после рождения сына. Они полюбили друг друга с первого взгляда, но не смогли сохранить отношения из-за постоянных измен со стороны Назима Рауфовича. Чтобы прокормить семью, мать много работала. Единственное, на что могла рассчитывать потомственная дворянка после революции, — это место машинистки.
Воспитанием маленького Энвера пришлось заняться бабушке Софье Андреевне, дальней родственнице Софьи Толстой, жены Льва Толстого. Она постаралась дать внуку хорошее образование, которое впоследствии помогло ему сделать головокружительную карьеру. С раннего детства ребенка обучали трем иностранным языкам: французскому, немецкому и итальянскому (позже освоил также английский).
Окончив среднюю школу с отличием, юноша поступил в училище истребительной авиации, чтобы стать летчиком. Там его застала весть о начале Великой Отечественной войны.
Война и Нюрнбергский процесс
В молодости Мамедов рвался на фронт, но был направлен на курсы военных переводчиков. В 20 лет он наконец оказался на передовой, став командиром пулеметной роты.
Война закончилась для него в 1943 году после направления на работу в Народный комиссариат иностранных дел СССР по распоряжению Иосифа Сталина, утвердившего особый список ценных специалистов. Позже Энвер Назимович вспоминал, что больше всего на свете хотел вернуться на фронт, писал рапорты с просьбой отменить это решение, но оказался бессилен.
В 1944-м Мамедова в качестве атташе отправили в Италию, где он занимался налаживанием связей с политическими партиями, отвечал за судьбу военнопленных, бежавших из концентрационных лагерей. В следующем году дипломат при содействии Генерального прокурора Романа Руденко получил новое назначение — переводчика в составе советской делегации на Нюрнбергский процесс над военными преступниками нацистской Германии. Помимо синхронного перевода с четырех языков, которыми Мамедов владел в совершенстве, он также консультировал по вопросам внешней политики.
Во время процесса талантливому дипломату поручили ответственную и опасную миссию — доставить в советский сектор оккупации Берлина пленного генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса, одного из авторов плана «Барбаросса». Мамедову удалось выполнить секретное задание, и на суде военачальник подтвердил показания против руководства нацистской Германии, после чего от него отреклась семья.
«Процесс продолжался около года. Это был первый в истории человечества суд над агрессором. Впервые в Нюрнберге было дано правовое определение агрессии и осуждена практика агрессора: лагеря смерти, злодеяния и уничтожение целых народов. Во время одного из заседаний свет в зале был приглушен, и на экране появились документальные кадры о концлагерях, снятые нашими операторами и кинооператорами союзников. Эти жестокие кадры невозможно было смотреть. Некоторые из подсудимых просто закрывали глаза, кто-то плакал, а кто-то и делал вид, что плачет. В качестве вещественных доказательств на процессе предъявлялись страшные предметы, например абажуры, сделанные из человеческой кожи», — вспоминал участник одного из самых громких судебных процессов в истории.
Послевоенная карьера Энвера Мамедова
После успешного участия в Нюрнбергском процессе перед дипломатом открывались блестящие перспективы, однако судьба нанесла ему жестокий удар. Отец Мамедова, занимавший в то время должность председателя уголовной коллегии Верховного суда Азербайджанской ССР, отказался выполнять преступный приказ и был арестован. В 1949 году он умер в тюрьме.
Будучи сыном репрессированного, Мамедов мог забыть о дипломатической карьере. Однако ему повезло получить направление на учебу в Первый московский государственный институт иностранных языков. В 1953-м, в год смерти Сталина, он получил диплом о высшем образовании. Отец вскоре был реабилитирован, и Энвер Назимович смог вернуться на работу в министерство иностранных дел СССР, где занял должность советника-посланника посольства в Вашингтоне.
Мамедов завершил дипломатическую карьеру на взлете, в возрасте 37 лет, и неожиданно для всех ушел в средства массовой информации. Он быстро достиг высот на новом поприще, возглавив сначала журнал «СССР», а затем — Совинформбюро.
Расцвет карьеры Энвера Назимовича пришелся на 60-е годы. Став главным редактором радиовещания на США, Англию и Латинскую Америку, он много ездил за рубеж, где набрался опыта для создания новых радио- и телевизионных программ, включая радиостанцию «Маяк».
Долгое время Мамедов был первым заместителем председателя Гостелерадио, фактически возглавляя Центральное телевидение. Благодаря Энверу Назимовичу оно превратилось в поистине увлекательное зрелище. Он стал инициатором появления развлекательных, музыкальных и интеллектуальных передач, спортивных трансляций, советских сериалов, таких как «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень», открыл дорогу новым певцам и актерам.
Отстоял Энвер Назимович и сагу «Семнадцать мгновений весны», которую хотели запретить из-за того, чтобы немцы были показаны слишком умными. На свой страх и риск он также дал добро Эльдару Рязанову снимать комедийный фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», несмотря на отказ от него Госкино. Это решение чуть было не стоило Мамедову карьеры, поскольку его обвинили в пропаганде алкоголизма и распущенности.
В середине 1980-х руководитель покинул Гостелерадио и начал новую главу биографии. Он устроился в агентство печати «Новости» (сегодня РИА «Новости»), где проработал до начала 1990-х.
Личная жизнь
Мамедов не любил говорить о личной жизни. Известно лишь, что в 1947 году у него родился сын Георгий, которому было суждено продолжить начинания отца на дипломатическом поприще.
В памяти коллег и сотрудников Энвер Назимович остался честным, смелым и справедливым руководителем.
Смерть Энвера Мамедова
Сердце легенды советского телевидения остановилось 7 сентября 2023 года. За три недели до смерти Энвер Мамедов отпраздновал 100-летие. Накануне этого события он был представлен к ордену Александра Невского.
Награды
- Орден Октябрьской Революции
- Орден Отечественной войны II степени
- Орден Трудового Красного Знамени
- Орден Дружбы народов
- Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени
- Медаль Георгия Жукова
- Медаль «За трудовую доблесть»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За оборону Кавказа»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Интересные факты
- По воспоминаниям коллег, Мамедов мастерски умел делать несколько дел одновременно.
- Знаменитому журналисту посвящен документальный фильм «Мистер Х советского телевидения».
- В 1970-х на встречу с Энвером Назимовичем приезжала итальянская киноактриса Софи Лорен. Весь мир облетели фотографии знаменитости под руку с организатором советского телерадиовещания. Тогда никто не догадывался, что во время встречи Мамедов отказал именитой гостье в просьбе сыграть главную роль в фильме «Анна Каренина».