Биография
После первого полета человека в космос звездные пространства стали источником вдохновения для советской культуры, которая не только воспевала прорыв человечества за пределы планеты, но и пыталась приоткрыть дверь в будущее, манящее в свое «прекрасное далёко». Ричард Викторов оказался одним из главных советских режиссеров космической тематики, чьи фильмы, пронизанные жаждой познания, смелостью и оптимизмом, стали классикой отечественной кинофантастики. Недаром эпитафия на надгробном камне постановщика гласит:
«В искусстве своем ты останешься вечным, как вечно познание космоса».
Детство и юность
Режиссер родился 7 ноября 1929 года в прибрежном черноморском городе Туапсе, а ранние годы провел в Баку. Отец Николай Георгиевич был инженером, но сын его не помнил: родитель скончался, когда Ричарду был всего год. Зато четко в памяти осталось лето 1941-го, которое мальчик встретил в крымском детском санатории. Красная армия тогда отступала, и ребенок был эвакуирован с полуострова, получив при этом ранение и едва не потеряв ногу.
Послевоенная биография Викторова связана со Львовом, где он сначала окончил среднюю школу, а затем получил высшее образование на филологическом факультете государственного университета. Ричард стал педагогом, и педагогом отличным: он легко находил общий язык с подрастающим поколением, умел вдохновлять и увлекать, заставлял учеников задумываться о важном.
Однако мечты учителя простирались куда дальше школьного кабинета. Он хотел разговаривать с более широкой аудиторией, и кино казалось для этого подходящим форматом. Викторов поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где его мастером стал Сергей Юткевич. Окончив вуз в 1959 году, Ричард получил распределение на «Беларусьфильм».
Фильмы Ричарда Викторова
Снимать кино режиссер начал, еще будучи студентом. Его первая лента «На зеленой земле моей» в течение двух лет снималась на Одесской киностудии и стала дипломной работой Викторова. В этой мелодраме о противоборстве двух лесорубов, конкурирующих за сердце местной красавицы и попутно решающих производственно-этический конфликт, сыграла Надежда Семенцова, ставшая музой и женой Ричарда Николаевича.
В 1963 году режиссер впервые обратился к военной тематике, взяв за основу фильма сценарий выдающегося писателя-фронтовика Василя Быкова. В «Третьей ракете» показывалась суровая окопная правда и подвиг советских солдат, попавших на передовую и изолированных от других частей, а главную роль в ней играл Станислав Любшин.
Спустя 13 лет Викторов вернулся к теме Великой Отечественной войны, и литературной основой его «Обелиска» опять стала повесть Быкова. Но к тому моменту Ричард Николаевич проявил себя и в других жанрах, магистральным из которых стала космическая фантастика.
Прежде чем снять программную дилогию «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», режиссер попробовал себя в детективных драмах («Впереди — крутой поворот»), мелодрамах («Любимая», «Переступи порог»), семейном кино («Переходный возраст») и даже документалистике («Дорогами отцов»). Однако его главным художественным высказыванием стали фильмы о бесстрашных подростках, бороздящих космические просторы.
Для Викторова космос стал обещанием будущего, а потому его картины о спасении далекой планеты советскими школьниками полны лиризма, мечтаний о высокой цели и борьбы с подстерегающими на пути к ней опасностями. И неслучайно, что героями его картин стали именно дети — те, кому предстояло жить в лучшем мире, строить его и нести за него ответственность. При этом пафос в фильмах режиссера органично уживался с иронией, что придавало им комедийное звучание.
Ричард Николаевич был новатором своего времени, снимая сцены невесомости, левитирования предметов и прочих реалий межзвездного пространства. Для этого он консультировался с космонавтами, учеными, инженерами, не говоря уже о писателях и художниках, которые помогали ему создавать небывалые фантастические миры.
Продолжением «космической» фильмографии Викторова стала лента 1980 года «Через тернии к звездам», снятая по сценарию Кира Булычева. Здесь наконец-то режиссеру удалось поработать со взрослым кастом, включающим Александра Михайлова, Бориса Щербакова, Александр Лазарева. До этого Ричард Николаевич признавался, что страдает от невозможности работать с серьезными актерами, всего себя отдавая детям и ничего не приобретая взамен.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера была тесно переплетена с профессиональной. Жена Надежда Семенцова снималась в большинстве его фильмов, включая «Переходный возраст», где главную роль играла юная Елена Проклова. В 1959 году супруги впервые стали родителями. Их дочь Анна пошла по отцовским стопам и стала режиссером кино и телевидения. Последовал ее примеру и брат Николай, родившийся в 1964 году.
Жена и дети бережно сохраняли наследие Ричарда Николаевича. Благодаря им в 2023 году вышла книга «Тернии», в основу которой легли статьи, записи из дневников, письма, раскадровки, многочисленные фотографии, дающие панорамный взгляд на жизнь и творчество советского режиссера.
Смерть Ричарда Викторова
Ричард Николаевич скончался 8 сентября 1983 года в 53-летнем возрасте. Причиной смерти режиссера стал инсульт, случившийся с ним на съемках фильма «Комета», заканчивать который пришлось другому режиссеру.
Похоронили Викторова на Митинском кладбище Москвы. Спустя 18 лет в той же могиле упокоился прах его супруги.
Фильмография
- 1958 — «На зелёной земле моей»
- 1960 — «Впереди — крутой поворот»
- 1963 — «Третья ракета»
- 1964 — «Дорогами отцов»
- 1965 — «Любимая»
- 1968 — «Переходный возраст»
- 1970 — «Переступи порог»
- 1974 — «Москва — Кассиопея»
- 1975 — «Отроки во Вселенной»
- 1976 — «Обелиск»
- 1980 — «Через тернии к звёздам»
- 1983 — «Комета»
Интересные факты
- Чтобы снять знаменитые сцены невесомости в фильме «Через тернии к звездам», режиссер использовал подводную съемку в ялтинском бассейне.
- «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» изначально задумывались как один фильм, но из-за превышенного хронометража были поделены на две части, которые вышли в прокат с интервалом в полгода.
- «Через тернии к звездам» в урезанном виде транслировался на американском телевидении под названием Humanoid Woman.