Биография
Амедео Модильяни — представитель экспрессионизма, художник, биография которого сравнима с романом. Модильяни имел уникальный авторский стиль и не отказывался от призвания, несмотря на превратности судьбы. Известность пришла к живописцу посмертно, а его картины сегодня стоят баснословных денег.
Детство и юность
Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года в семье евреев-сефардов. Отец, горный инженер, управлял угольными шахтами и лесными угодьями семейных владений.
За год до рождения Амедео семью настиг кризис в металлургии, отец стал банкротом. Примечательно, что появление художника на свет позволило семье избежать окончательного разорения. В те времена по древнему закону кредиторы не имели права забрать постель беременной женщины. А поскольку их приход в дом Модильяни совпал с началом родов у Евгении, то семья сложила все оставшиеся ценности ей на кровать.
Евгения Модильяни, в девичестве Гарсен, не чаяла души в четвертом, младшем ребенке. Болезненность Амедео добавляла материнской заботы, а он отвечал ей привязанностью, традиционной для еврейских семей.
Хлопоты о воспитании и содержании детей после банкротства отца взяла на себя мать. Евгения имела отличное образование и прививала детям тягу к знаниям. Женщина знала несколько иностранных языков и вместе со старшими сестрами основала успешную школу.
Амедео с детства рисовал и считал себя художником, но мать поначалу не придавала этому значения. Когда в 14 лет подросток заболел брюшным тифом, то в бреду говорил только о картинах мастера живописи итальянского Возрождения Гульельмо Микели в Палаццо Питти во Флоренции. Евгения пообещала сыну свозить его во Флоренцию, а также отдала на обучение в мастерскую Микели.
Став самым младшим среди учеников наставника, Амедео быстро определился с интересовавшими его сюжетами. Главным направлением творчества во время ученичества у Модильяни стали не пейзажи, как у его мастера, а обнаженная натура. По словам его сокурсников, когда подросток не был занят рисованием обнаженного тела, он занимался соблазнением горничных.
В 16 лет Модильяни заболел туберкулезом. Чтобы восстановить здоровье, мать увезла сына на остров Капри, и уроки были временно приостановлены.
Путешествуя по Италии, мальчик знакомился с произведениями выдающихся живописцев. Во Флоренции начинающий художник поступил в школу живописи, а спустя год перебрался в Венецию, где стал студентом «Свободной школы обнаженной натуры» Академии изящных искусств. Он быстро влился в богему и вместо уроков начал проводить время в сомнительных кварталах города и употреблять наркотические вещества.
В 1906 году Амедео с помощью матери перебрался в Париж. Публика в то время увлекалась кубизмом, поэтому работы, выставлявшиеся Модильяни на продажу, не пользовались спросом. Поселившийся в дорогих апартаментах, молодой человек был вынужден вскоре съехать на дешевую съемную квартиру, где писал картины на заказ. Параллельно он брал уроки в Академии живописи Коларосси, где продолжал рисовать обнаженную натуру.
Единственным источником дохода для Амедео оставались деньги, высылаемые матерью. Часто ему было нечем платить за проживание, поэтому из съемных квартир приходилось сбегать, оставляя в счет оплаты картины. В 1907-м у художника появился первый покровитель, на протяжении жизни Модильяни поклонники его таланта обеспечивали мастера жильем и деньгами, помогали выставлять картины.
Художник Амедео Модильяни
В 1907 году Модильяни дебютировал на «Осеннем салоне» в Париже. Спустя год его картины выставили в «Салоне независимых».
Знакомство с Константином Бранкузи в 1909-м заставило Амедео обратить внимание на скульптуру. В отсутствие денег на материалы Модильяни крал песчаник и дерево на стройках. Увлечение этим направлением искусства ему пришлось оставить из-за больных легких.
В 1914 году, когда мужчины уходили на фронт Первой мировой войны, живописца не призвали в армию по состоянию здоровья. Амедео остался в Париже и написал портреты своих друзей-художников, среди которых были Жак Липшиц, Пабло Пикассо, Хаим Сутин и другие знаменитости того времени. Эти картины сделали широко известным и Модильяни.
Произведения художника несут отпечаток уникальной авторской манеры. Изображаемые им люди, кажется, вместо лица имеют плоскую маску, за которой скрывается индивидуальность. Чтобы увидеть ее, у картины стоит задержаться. В поздний период творчества мастер добавлял округлости вытянутым овалам лиц.
Работая не с пространством, а с натурой, Модильяни создавал печальные, трогательные образы и увлекался визуализацией обнаженной натуры, сочетая гармонию цвета и линии. Самыми знаменитыми произведениями автора в этом направлении стали «Обнаженная, сидящая на диване» и «Лежащая обнаженная с голубой подушкой».
В одинаковом стиле выполнены работы «Портрет Зборовского», «Невеста и жених». Автор пренебрегал соотношением пропорций в угоду внутреннему настроению персонажа. Художник часто изображал детей и подростков с меланхоличной грустью на лице. Яркими примерами таких работ стали «Портрет девочки», «Девочка в голубом», «Маленький крестьянин».
Вдохновение мастеру приносили переживаемые им чувства. Главную любовь своей жизни Жанну Эбютерн он неоднократно изображал на полотнах. Одной из последних работ живописца стала картина «Жанна Эбютерн в красной шали». На ней возлюбленная мастера представлена в ожидании второго ребенка. В произведениях, посвященных ей, переданы высокая степень чувственности, восхищение натурщицей и любовь.
Фортуна улыбнулась Модильяни перед смертью. Его работы наконец привлекли внимание критиков, которые стали называть автора «начинающим художником, подающим надежды». Амедео на тот момент было 35 лет.
Личная жизнь Амедео Модильяни
Судя по сохранившимся фото, Модильяни был хорош собой и с ранней юности погрузился в богемную жизнь.
Одним из громких романов, о котором общество узнало много позже его завершения, стал союз с Анной Ахматовой. Взаимное притяжение, возникшее между ними, сопровождалось созданием портретов поэтессы, приехавшей в Париж с супругом Николаем Гумилевым. Амедео создал несколько полотен, вдохновившись образом Анны, и среди них наброски обнаженной натуры, хотя Ахматова отрицала, что они писались с нее. Большая часть изображений поэтессы была утрачена при отправке в Россию, но один портрет она любовно хранила долгие годы.
В 1914 году Модильяни познакомился с журналисткой Беатрис Гастингс. Все парижское общество было свидетелем их бурной личной жизни. Ревность, флирт, побои и измены сопровождали этот роман. Беатрис пыталась избавить Амедео от пагубных пристрастий, но они оказались сильнее. Спустя 2 года кризисов и примирений Гастингс покинула художника.
Встреча с натурщицей и студенткой художественной академии Коларосси Жанной Эбютерн в 1917-м оказалась переломным моментом в жизни художника. Музе живописца было 19 лет, и она стала его самым верным другом. Чувствам влюбленных не мешали протесты родителей девушки, которые не желали, чтобы дочь стала женой нищего художника, ведущего разгульный образ жизни.
Спустя год после знакомства пара перебралась в Ниццу. Местный климат был полезен пошатнувшемуся здоровью Амедео, но последняя стадия туберкулеза не поддавалась лечению. В том же году у влюбленных появилась дочь Жанна.
В этот период публика заинтересовалась работами художника, и казалось, что эта история обретет счастливый финал. В 1919 году пара вернулась в Париж, но дни художника были сочтены. Он прожил 7 месяцев и скончался в больнице для бездомных.
Смерть
Плохое самочувствие сопровождало Модильяни всю жизнь. Он списывал его на слабое здоровье в детстве, а после переезда в Париж у художника сложилась репутация безнадежного пьяницы и ненасытного потребителя наркотических средств — этим Амедео выделялся даже в среде художественной богемы на Монмартре.
Именно применением психоактивных веществ исследователи творчества живописца обосновывали появление стиля Модильяни. По словам некоторых современников, в трезвом виде мастер был заурядным художником.
Причина такого разнузданного поведения до сих пор вызывает споры у поклонников творца. Есть мнение, что так мужчина не только облегчал физическую боль, но и скрывал свой туберкулез от знакомых. Говорить о заболевании было нельзя — таких людей жалели как инвалидов, но отстраняли от общества, поскольку болезнь была заразной.
Туберкулез и стал причиной смерти художника. 24 января 1920 года Амедео Модильяни скончался от туберкулезного менингита.
В тот момент его возлюбленная ждала второго ребенка. Не желая жить без Модильяни, она попрощалась с жизнью, выбросившись с 6-го этажа. Смерть Модильяни потрясла весь Париж. Его провожали в последний путь многочисленные друзья.
Жанну похоронили в скромной могиле вдали от названного супруга. Лишь спустя 10 лет родные женщины позволили перенести ее прах в могилу Модильяни, вновь соединив влюбленных. Оставшуюся в годовалом возрасте сиротой дочь художника приняла в семью и вырастила сестра Амедео.
Память
Кроме дочери Жанны у Модильяни не было детей. Она посвятила себя изучению творчества отца. Спустя 2 года после кончины Амедео стоимость его работ резко возросла, а самого мастера уже называли великим.
Биография итальянского художника не раз вдохновляла режиссеров на создание фильмов — Амедео посвящены картины «Монпарнас, 19» Жака Беккера, «Модильяни» Мика Дэвиса и «Моди» Джонни Деппа.
Цитаты
«Человек — это мир, который иногда стоит любых миров…»
«Когда я познаю твою душу, я смогу нарисовать твои глаза»
«Жизнь — это дар немногих многим, тех, кто знает и умеет, тем, кто не знает и не умеет»
«Одним глазом наблюдать за внешним миром, вторым заглядывать вглубь себя»
«Меня интересует человеческое существо. Её лицо — величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь»
Картины
- 1909 — «Нищий из Ливорно»
- 1914 — «Потрет Диего Риверы»
- 1915 — «Портрет Пабло Пикассо»
- 1915 — «Антония»
- 1916 — «Жених и невеста»
- 1917 — «Обнаженная на синей подушке»
- 1917 — «Рыжеволосая женщина»
- 1918 — «Алиса»
- 1918 — «Девочка в голубом»
- 1919 — «Певица из Ниццы»
Интересные факты
- Создавая воплощение ужаса в своей картине «Оно» по одноименному роману Стивена Кинга, популярный аргентинский кинорежиссер и сценарист Андрес Мускетти вдохновлялся полотном Амедео «Дама с флейтой».
- По семейной легенде одним из предков матери художника был ведущий философ Просвещения португальско-еврейского происхождения Барух Спиноза.
- В 1917-м в галерее Берты Вейль открылась выставка полотен Модильяни в жанре ню. Но, поскольку галерея находилась напротив полицейского участка, возмущенные стражи порядка закрыли экспозицию уже через несколько часов.