Биография
Буэнос-Айрес — город на берегу залива Рио-де-ла-Плата, столица южноамериканской страны Аргентины. Субтропический климат, большое количество музеев и театров, развитая промышленность (автомобилестроительные заводы Ford и Peugeot), порт, большое количество туристов — удивительно, что в таком солнечном и всесторонне развитом городе родился Андрес Мускетти, снявший самый кассовый фильм ужасов XXI века.
Детство и юность
Андрес Мускетти родился 26 августа 1973 года. Его родители перебрались в Аргентину из Италии. О ранних годах биографии будущего режиссера ничего не известно, кроме того факта, что уже в детстве его лучшим другом была родная сестра Барбара. Их отношения хорошо сохранились — брат и сестра вместе работают в сфере кинематографа (Барбара — продюсер).
Начало кинокарьеры
Впервые Мускетти оказался на съемочной площадке в 1995 году. В молодости Андреас работал ассистентом режиссера. Его дебютной работой стала лента «Фотография духа».
Самостоятельно выступить в качестве режиссера Андрес Мускетти решил 4 года спустя. Первой картиной 26-летнего дебютанта стала короткометражка «Ностальгия по восьмому столику». После ее выхода Мускетти стал частым участником и гостем мероприятий вроде фестиваля латиноамериканского кино в Биаррице, конкурса фантастических фильмов в Молинс-де-Рей, фестиваля кино «Фонтаспорту», МКФ в Жерармере, Гаване и Палм-Спрингс.
В конце 90-х Андрес перебрался в Европу, чтобы учиться искусству кино у местных мастеров. В 1999 году Мускетти в качестве актера принял участие в фильме с Сесилией Рот «Ночь любви», снятом Алехандро Агрести («Дом у озера»). На экраны лента вышла год спустя. На 2017 год это единственный актерский опыт аргентинца.
Успех
В 2008 году вместе со своей сестрой Барбарой Андрес написал сценарий новой короткометражки, ставшей его билетом в мир большого кино. Трехминутный ужастик, вышедший 7 октября того же года, получил название «Мама». Фильм не имел сюжета как такового, однако брал своей атмосферой и неожиданностью. Призы и награды, завоеванные на фестивалях, позволили создателю отбить затраченные на съемку и монтаж € 40 тыс.
Спустя 5 лет короткий метр Андреса попался боссам киностудий De Milo Production и Toma 78, в числе которых был Гильермо Дель Торо — режиссер фильмов «Лабиринт Фавна», «Хеллбой» и «Багровый пик», а также сериала «Штамм». Мускетти предложили поставить полнометражную версию фильма, и он согласился.
В фильме «Мама» 2014 года сыграли популярные актеры — датчанин Николай Костер-Вальдау и американка Джессика Честейн.
Вопреки некоторым утверждениям, монстр в фильме не нарисованный — Маму сыграл специально приглашенный испанский актер Хавьер Ботет. Из-за синдрома Марфана актер обладает нестандартной внешностью — при весе 54 кг его рост в 197 см и чрезмерно длинные конечности создают пугающий вид. Культовый продюсер Брайан Юзна («Реаниматор», «Дагон», «Некрономикон») заметил это на съемках своего фильма «В тихом омуте» и посоветовал Ботету сниматься в фильмах жанра хоррор. Актер послушал совет — помимо «Мамы» он снялся в нескольких частях франшизы «Репортаж», в «Заклятии-2», «Ведьмах из Сугаррамурди» и в следующем фильме Мускетти — «Оно».
При бюджете в $ 15 млн «Мама» собрала более $ 147,5 млн в мировом прокате и получила много восторженных отзывов от зрителей, негласно став лучшим ужастиком года.
После «Мамы» Мускетти завалили предложениями. В разное время Андреса звали поработать над перезапуском франшизы «Мумия» (фильм в итоге снял Алекс Куртцман с Томом Крузом в главной роли), ремейком «Повелителей Вселенной» 1987 года с Дольфом Лундгреном и Фрэнком Ланджеллой в главных ролях, а также сиквелом «Белоснежки и охотника» Руперта Сандерса («Призрак в доспехах»).
В марте 2015 года студия Plan B Entertainment завербовала режиссера для экранизации фантастического рассказа Стивена Кинга «Долгий джонт», но судьба распорядилась иначе, и в итоге Андрес Мускетти снял фильм по другому произведению мэтра ужасов.
Перенести на киноэкраны «Оно» Стивена Кинга планировалось уже на этапе выхода книги. Первые несколько лет в качестве режиссера экранизации фигурировал друг писателя Джордж Ромеро. Из-за объема было решено сделать телевизионную постановку, состоящую из восьми частей. Но у Ромеро не сложилось с телевизионщиками, поэтому он уступил место Томми Ли Уоллесу, снявшему к тому моменту «Хэллоуин-3» и «Ночь страха – 2». Так вышла телеверсия «Оно» 1990 года, где воплощение зла сыграл Тим Карри.
В 2009 году Warner Bros. выкупили права на экранизацию. Для написания сценария был приглашен Дэйв Кайганич — его предложил один из продюсеров, успевший посотрудничать с Дэйвом над экранизацией книги «Вторжение похитителей тел» Джека Финни. Кайганичу дали полную волю, но при одном условии — в сценарий необходимо было вместить всю книгу (более 1200 страниц!). Автор с энтузиазмом взялся за работу, но после нескольких забракованных драфтов покинул проект.
Ему на замену был приглашен Кэри Фукунага, в чьем послужном списке еще не значился «Настоящий детектив». Малоизвестный новичок в кресле режиссера и сценариста сначала не обрадовал поклонников писателя, но ситуация изменилась, когда Кэри поделился своими взглядами относительно грядущей экранизации. Стартовал препродакшен.
Первым делом был изменен сценарий — из идей Кайганича остался только перенос действия детской сюжетной линии из 50-х годов в 80-е. Параллельно начался кастинг актеров. Роль Пеннивайза досталась молодому английскому актеру Уиллу Поултеру, сумевшему произвести на Фукунагу неизгладимое впечатление во время прослушивания.
Когда все уже было готово к съемкам, проект неожиданно встал. Причиной оказалось разногласие режиссера и студийных боссов относительно концепции фильма (к тому моменту Кэри уже уговорил их разбить книгу на 2 части): продюсеры хотели видеть фильм ужасов, выстроенный по классической схеме, а Фукунага планировал снять мощный психологический триллер с элементами драмы и хоррора. В итоге Кэри ушел, а проект сменил студию.
Боссы New Line видели в кресле режиссера только одного человека — Андреса Мускетти. Поэтому сразу же после перехода прав на экранизацию они связались с режиссером и сделали предложение, от которого тот не смог отказаться.
Переподготовка к съемкам велась в экстренном порядке — студия потратила много денег и хотела как можно скорее их оправдать. Тем не менее это не помешало провести подбор новых актеров (из оригинального каста остался только Финн Вулфхард). Поултер сообщил, что не прочь исполнить роль Пеннивайза, однако уточнил, что концепция Фукунаги ему понравилась больше. Поэтому Поултера сменил швед Билл Скарсгард — звезда мистического сериала «Хемлок-Гроув».
Съемочный период длился с 27 июня по 20 сентября, что тоже было продиктовано необходимостью скорее отбить вложения. Постпродакшен ленты доверили студиям Rodeo и Amalgamated Dynamics — первая работала над перезапуском «Джуманджи» и сиквелом «Бегущего по лезвию», а вторая принимала участие в работе над «Смертельной битвой» 1995 года, «Человеком-пауком» Сэма Рэйми и версией «Годзиллы» 2014 года.
Фото со съемок Андрес Мускетти выкладывал на своей странице в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), тем самым подогревая интерес фанатов к грядущей экранизации. По словам Андреса, он старался как можно больше событий перенести на экран, оставить их максимально близкими к оригиналу, но также и удивить тех, кто читал книгу.
Ему это удалось. После выхода фильма на экраны посыпалось множество положительных отзывов как от критиков, так и от зрителей. Стараниями последних Пеннивайз в исполнении Билла Скарсгарда стал звездой интернета.
Попутно Андрес Мускетти начал работу над экранизацией манги «Атака титанов» для корпорации Warner. Судия выкупила права у японского издательства. Продюсером проекта выступил Дэвид Хейман. Пока картина находится на стадии производства.
После успеха «Оно» — фильм стал самым кассовым среди всех лент, снятых в жанре ужасов, — Мускетти стал еще популярнее. Сомнения насчет его участия в создании сиквела отпали сразу же. Премьера второй части состоялась летом 2019 года. Съемки новой картины из фильмографии Андреса Мускетти — «Оно-2» — проходили в локациях первой части, искусственно состаренных на 27 лет. Были добавлены и новые площадки. Режиссер был придирчив к визуальной составляющей проекта. Для некоторых сцен он набросал эскизы, по которым работали операторы. Иногда приходилось снимать так близко, что объектив камеры едва не касался зрачка глаза исполнителя. Картина оправдала все труды и вложения — кассовые сборы составили $ 473 млн при бюджете в $ 79 млн.
Личная жизнь
О личной жизни режиссера, как и о ранних годах Мускетти, практически ничего не известно. В 2019 году папарацци засняли Андреса вместе с Эмбер Хёрд, с которой тот выходил из отеля. По уверениям журналистов, это было первое публичное появление пары, поэтому они сделали выводы о том, что роман начался недавно, и это произошло после скандального развода артистки и Джонни Деппа. Актриса поцеловала спутника в губы. Именно этот момент был запечатлен на пленку.
Андрес Мускетти сейчас
На форуме CinemaCon в апреле 2023 года был показан новый фильм в жанре фантастики от Андреса Мускетти — «Флэш». Зрители пришли в восторг от очередной работы режиссера и назвали ее лучшей историей из вселенной DC. По словам критиков, в фильме есть душа, философский смысл и юмор. Сейчас кинематографисты возвращаются к более плотному графику релизов на большом киноэкране — как показала практика, на стриминговых платформах проекты получают высокие рейтинги только после проката.
Фильмография
Интересные факты
- Рост Андреса Мускетти — 190 см.
- На вопрос о том, что бы он хотел снять, Андрес назвал экранизацию «Кладбища домашних животных» Стивена Кинга.
- Дизайн монстра из «Мамы» и женщины с флейтой из «Оно», так напугавшей Стивена Кинга, вдохновлен творчеством итальянского художника и скульптора Амадео Модильяни. В детстве дома у Мускетти имелась картина этого художника, и она внушала серьезный страх маленькому Андресу.