Биография
Грета Гарбо, актриса кино, родившаяся в Европе и получившая признание в США, ставшая иконой и дивой, вошла в историю, как холодная, неземная, величавая женщина с необыкновенным пронзительным взглядом и неописуемой красотой. Она была молчалива, предпочитала уединение и потому была окружена атмосферой загадочности. Но под внешним фасадом отчужденности хранилось чуткое и страстное сердце.
Именно эта женщина, как недавно стало известно из секретных документов, была тайным агентом британцев и спасала евреев в Дании в годы Второй мировой войны. Биография Греты полна сюрпризов.
Родилась девочка в 1905 году в Швеции в семье с малым достатком. Папа Греты умер, когда девочке было 13 лет. Семья состояла из матери и трех детей, именно поэтому девочка забросила школу и отправилась на свою первую работу. Она подрабатывала в салоне красоты, в магазинах розницы, постепенно стала выступать в роли модели для фото в местные рекламные видео и журналы. Девушку заметили агенты, пригласили на эпизодическую роль в фильм «Петер-бродяга».
Девушка решает, что будет продолжать карьеру в кинематографе. Для реализации задуманного Грета отправляется в академию театральных искусств, где за два года осваивает профессию актрисы. Здесь Гарбо знакомится с режиссером по имени Мориц Стиллер, который продумывает имидж Греты и снимает ее в нескольких своих фильмах.
Талант девушки мгновенно раскрыло немое кино, к тому же ее внешность, рост (около 170 см), пронзительность взгляда, грация и пластика прекрасно смотрелись на большом экране. Актриса покорила кинокритиков и простых зрителей, вдохновила коллег по цеху и привлекла продюсеров. Ей предлагают переезд в США, что Грета и предпринимает. Здесь ее ожидают фильмы, влюбленности, успех и большие деньги.
Фильмы
Гарбо стала самой высокооплачиваемой актрисой довоенного времени, 270 тысяч долларов за фильм по тем временам были немыслимой суммой. Ее лучшие роли – в фильмах про сильных женщин с характером и желанием прожить жизнь во имя любви и веры, чаще всего героини Гарбо погибали в конце фильма. Персонажи, которых сыграла Грета, дали ей мировую известность и звание одной из лучших актрис в истории Голливуда. Анна Каренина (в фильме «Любовь) и Мата Хари – две наиболее значимые роли актрисы.
Актриса не пропала с экранов и тогда, когда на смену немому кино пришел звук. Так, многие предполагали, что загадочность Греты и ее неземной образ распадутся при первых звуках ее голоса, но тембр актрисы оказал магическое влияние на зрителя. Томный низкий голос с легкой хрипотцой стал фирменным знаком Гарбо.
У Греты были натянутые отношения с некоторыми коллегами по кинематографическому цеху. Например, Гарбо и Кларк Гейбл вместе снялись в фильме «Сьюзан Ленокс: падение и взлёт», после которого рассорились в пух и прах. Актер считал женщину высокомерной и предвзятой, а Грета назвала результат работы Кларка «топорным».
В общей сложности звезда сыграла в 20 кинолентах. За неоспоримый и неоценимый вклад в развитие кинематографа в 1954 году Гарбо вручили «Оскар».
Годы войны
Гарбо сделала перерыв в карьере, став участницей событий во время Второй мировой войны. Дело в том, что Адольф Гитлер был восхищен легендарной актрисой, а потому настаивал на встрече. И британская разведка, по слухам, готовила Грету, как орудие убийства лидера фашистской Германии.
План рухнул, однако Грета и без того смогла в ряде тайных операций добыть много секретной информации о фашистах. Много лет она была агентом МИ6 в Европе, а потому после войны так и не смогла заставить себя вернуться в кино. Гарбо поняла, что после таких событий и потрясений она не сможет серьезно воспринимать свою работу простой актрисы.
Личная жизнь
Личная жизнь кинодивы была полна тайн и слухов. Совершенно точно только то, что женщина никогда не была замужем и не открыла для себя счастье материнства. Отсутствие детей и мужа Грета всегда называла собственным осознанным выбором. Вместо того, чтобы создавать семью и заботиться о ней, Гарбо предпочла прожить интересную и необычную жизнь, полную любовных экспериментов.
Однажды она почти вышла замуж – после страстного романа актер Джон Гилбер позвал девушку под венец. Однако в последний момент Грета передумала.
Марлен Дитрих многие годы считала Гарбо своей главной соперницей за звание «королевы Голливуда». Более того, актриса ревновала свою соперницу к видному писателю – Эрих Мария Ремарк поддерживал с Гретой близкие отношения и был в восторге от этой талантливой необычной женщины. Марлен не могла признать, что она уступает Грете хоть в чем-то, а потому сильно взъелась на Гарбо за «украденное сердце» Эриха.
Общеизвестно, что Грета Гарбо в разные годы состояла в серьезных отношениях как с мужчинами, так и с женщинами. Ее возлюбленные – это неизменно успешные люди, как правило, представители творческих профессий, те, кто разделял страсть Греты к творчеству и искусству. Из мужчин это чаще всего были актеры, режиссеры либо представители элиты. Из женщин – сценаристка или фотограф.
Один из наиболее известных людей, у которого была связь с актрисой – успешный бизнесмен Джордж Шлее, который был официально женат на протяжении долгих лет романа с Гретой. Причины такой странной, почти болезненной любовной привязанности актрисы к не привлекательному умному мужчине до сих пор неизвестны. Однако роман точно продлился почти 20 лет, в результате которых мужчина помог актрисе приумножить ее богатства.
Очень близким другом актрисы в последние годы стал фотограф Сесил Битон, который впоследствии признался в гомосексуальности.
Икона стиля
Гарбо относилась к той категории женщин, которым в принципе не стоило прилагать усилий для того, чтобы прекрасно выглядеть и привлекать восхищенные взгляды при каждом появлении. Стиль Греты поразил общественность в годы ее триумфа в кинематографе и однозначно продолжил свое существование и после ее смерти.
Основные элементы образа актрисы – красная помада, мраморный цвет лица, тонкие брови и яркий макияж глаз; простой крой вещей, закрытые платья, рубашки и мужские поло. И, конечно же, мужской костюм – актриса стала законодателем мод, выйдя на публику в черных брюках и пиджаке.
Грета в обычной жизни любила комфорт и уединение, а потом предпочитала скрывать свою фигуру, а не подчеркивать формы. Она обожала черный цвет и разнообразные головные уборы – могла надеть шляпку, платок или чалму.
Мода не сильно волновала актрису, она предпочитала следовать внутреннему чувству стиля.
Любимым модельером Греты стала русская эмигрантка Валентина Шлее, в американском модном доме у которой одевался весь Голливуд. Именно Шлее создавала для Гарбо простые изящные наряды, в которых четко проглядывалась японская простота линий. Они были близкими подругами, но зародившаяся связь Греты и мужа Валентины Джорджа сменила дружбу на ненависть. Валентина до конца своих дней не могла простить Грете ее подлого поступка.
Стиль Гарбо актуален и в наше время. Например, звезда российского кинематографа Рената Литвинова создавала свой имидж, основываясь на образе Греты.
Последние годы и смерть
После завершения карьеры в 1941 году Грета Гарбо так и не вернулась в большое кино, лишь иногда играя эпизодические роли «самой себя» в небольших картинах. После войны она вернулась в Америку и стала жить в уединении.
Женщину преследовали представители средств массовой информации и простые поклонники – легендарная актриса вызывала интерес одним своим появлением на публике. Так получилось, что ради уединения и личной жизни Гарбо ушла в добровольное заточение, проводя много времени в своей квартире. В общественных местах она появлялась в неизменных черных очках.
Женщина умерла в возрасте 84 лет, причина смерти Греты Гарбо – осложнения после серьезной пневмонии. Могила актрисы, которая расположена на кладбище Стокгольма, стала обязательным местом для посещения для всех поклонников творчества Гарбо.
Фильмография:
- Двуликая женщина (1941)
- Ниночка (1939)
- Покорение (1937)
- Дама с камелиями (1936)
- Разрисованная вуаль (1934)
- Королева Кристина (1933)
- Какой ты меня желаешь (1932)
- Гранд Отель (1932)
- Мата Хари (1931)
- Сюзанна Ленокс (1931)
- Вдохновение (1931)
- Анна Кристи (1930)
- Роман (1930)
- Поцелуй (1929)
- Единый стандарт (1929)
- Дикая орхидея (1929)
- Женщина дела (1928)
- Таинственная дама (1928)
- Божественная женщина (1928)
- Любовь (1927)
- Плоть и дьявол (1926)
- Соблазнительница (1926)
- Поток (1926)
- Безрадостный переулок (1925)
- Сага о Йёсте Берлинге (1924)
- Господин и госпожа Стокгольм (1920)