Биография
Американец Дюк Эллингтон — знаковая фигура в мировой джазовой культуре. Без упоминания его имени невозможно рассказать историю развития этого музыкального направления, потому что творчество композитора оказало на него огромное влияние. Коллектив, возглавляемый им почти 50 лет, называли «лабораторией музыкальных экспериментов», где каждый исполнитель мог проявить свои таланты.
Детство и юность
Эдвард Кеннеди (настоящее имя выдающегося джазмена) родился в столице Соединенных Штатов Америки, дата рождения — 29 апреля 1899 года. Мальчику посчастливилось появиться на свет в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.
Буквально с пеленок мать начала учить Эдварда игре на клавишных (она сама неплохо играла на пианино, а иногда даже выступала на церковно-приходских собраниях). В девятилетнем возрасте ребенку наняли более опытного преподавателя по фортепиано.
Собственные произведения мальчик начал писать уже в 1910 году. Первая сохранившаяся до нынешних дней композиция в стиле рэгтайм называется Soda Fontain Rag. Она была написана в 1914-м.
В молодости, после окончания специализированной художественной школы, Эдвард устроился работать плакатистом. Работа непыльная, заработок достаточный — молодому парню регулярно доверяли заказы, поступавшие от госадминистрации. Однако это занятие не приносило молодому человеку такого удовольствия, как игра на фортепиано. В результате он бросил художество, отказавшись даже от должности в Институте Пратта.
С 1917 года молодой Кеннеди зарабатывал себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных пианистов.
Дюк Эллингтон и оркестр
Свой первый коллектив Эдвард сколотил уже в 1919 году. Помимо него самого, в бенд входили саксофонист Отто Хардвик и барабанщик Сонни Грир. Чуть позднее к ним присоединился трубач Артур Уэтсол.
Однажды их выступление услышал владелец нью-йоркского бара, приехавший в столицу по делам. Он предложил парням контракт, согласно которому они несколько лет должны будут выступать у него, а владелец бара гарантирует им публику и хорошее вознаграждение. Кеннеди и компания согласились и уже в 1922 году начали выступать в гарлемском баре «У Бэррона» как квартет «Вашингтонцы».
О парнях заговорили. Их стали приглашать выступать и в другие заведения, например в «Клуб Голливуд», расположенный на Таймс-сквер. Гонорары позволили Эдварду продолжить обучение у местных признанных мастеров игры на клавишных.
Успех «Вашингтонцев» дал участникам квартета возможность познакомиться с местной публикой — как с творческими, так и с влиятельными людьми. Чтобы соответствовать ньюйоркцам, Кеннеди стал одеваться в яркие и дорогие одежды, за что получил от товарищей шутливое прозвище Дюк (переводится как «герцог»).
В 1926 году произошло знакомство Эдварда с Ирвином Миллсом, позднее ставшим его менеджером. Именно Миллс посоветовал использовать парню вместо настоящего имени творческий псевдоним, основанный на прозвище и фамилии отца. Также по совету Ирвина Дюк переименовал разросшийся джазовый ансамбль «Вашингтонцы» на «Дюк Эллингтон и его оркестр».
В 1927-м Эллингтон со своей командой перебрался в нью-йоркский джазовый клуб Cotton Club, где и выступал до первого концертного тура по стране. В этот период времени были написаны такие композиции, как Creole Love Call, Black and Tan Fantasy и The Mooche.
В 1929 году коллектив «Дюк Эллингтон и Его Оркестр» выступал в музыкальном театре Флоренца Зигфельда. Тогда же на звукозаписывающей студии RCA Records (ныне — часть Sony Music Entertainment) была записана хитовая композиция Mood Indigo, а другие произведения оркестра можно было частенько услышать по радио в прямом эфире.
В 1931 году состоялся первый гастрольный тур джазового ансамбля Эллингтона. Годом позднее Дюк с оркестром выступил в Колумбийском университете. Считается, что этот период жизни музыканта был пиком карьеры, поскольку именно тогда он написал свои легендарные произведения It Don`t Mean a Thing и Star-Сrossed Lovers.
Фактически Дюк стал прародителем жанра свинг, написав в 1933 году композиции Stormy Weather и Sophisticated Lady. Умело оперируя персональными особенностями музыкантов, Эллингтон добился индивидуального, ни с чем не сравнимого звучания. Главными музыкантами в его команде стали саксофонист Джонни Ходжес, трубач Фрэнк Дженкинс и тромбонист Хуан Тизол.
В 1933 году Эллингтон со своими музыкантами отправился в первое европейское турне, главным событием которого стало выступление в лондонском концертном зале «Палладиум». В тот момент в зале присутствовали персоны королевских кровей, с которыми Дюку довелось пообщаться после.
Вдохновившись успехом европейского тура, музыканты отправились в новый, на этот раз сначала по Южной Америке, а затем по США. По окончании тура Эллингтон написал новый хит — композицию Caravan. После ее выхода он получил звание первого подлинно американского композитора.
Но затянувшуюся белую полосу сменила черная: в 1935 году умерла мать Дюка. Это серьезно отразилось на музыканте, у него начался творческий кризис. Тем не менее, джазмен сумел его побороть, написав композицию Reminiseing in Tempo, которая серьезно отличалась от всего, что он делал ранее.
В 1936 году Эллингтон впервые написал музыку для кинокартины — этой лентой стала комедия Сэма Вуда «День на скачках» с юмористами братьями Маркс в главных ролях. В 1938-м Дюк подрабатывал дирижером филармонического симфонического оркестра, выступавшего в отеле «Сен-Реджис».
Годом позднее в команду Дюка влились новые музыканты в лице тенор-саксофониста Бена Уэбстера и контрабасиста Джимми Блентона. Двое парней изменили звучание оркестра, что вдохновило его руководителя на новый европейский тур. Мастерство Эллингтона высоко оценили английский дирижер Леопольд Стоковский и российский композитор Игорь Стравинский.
В 1942 году Эллингтон пишет музыку для ленты «Хижина в облаках», а в январе следующего года собирает в Нью-Йорке полный концертный зал Карнеги-холл. Выручка с концерта пошла на поддержание Советского Союза в период Второй мировой войны.
После войны интерес публики к джазу стал падать: люди были погружены в состояние депрессии и постоянного опасения. Некоторое время Дюку удавалось выступать и выплачивать гонорары артистам (порой даже из своего кармана), но в конце концов разочаровавшиеся во всем музыканты разошлись. Эллингтон стал зарабатывать на жизнь подработками в виде написания музыки для фильмов.
Тем не менее в 1956 году он сумел эффектно вернуться в джаз, выступив на жанровом фестивале в Ньюпорте. После концерта фото композитора попало на обложку журнала Time, а лейбл звукозаписи Columbia Records подписал с ним новый контракт. Релиз Ellington at Newport стал самым продаваемым альбомом в творческой биографии Эллингтона.
Позднее совместно с аранжировщиком Уильямом Стрэйхорном и новыми исполнителями Эллингтон порадовал слушателей такими композициями, как Lady Mac и Madness in Great Ones, основанными на произведениях Уильяма Шекспира.
Шестидесятые годы стали вторым пиком в карьере музыканта — в этот период Дюка наградили одиннадцатью премиями «Грэмми» подряд. В его честь была установлена звезда на «Аллее славы» в Голливуде, а в 1969 году Эллингтон получил орден Свободы. Награду ему вручил сам президент США Ричард Никсон.
В 1971 году музыкант со своим оркестром приехал в СССР. Позднее исполнитель вспоминал теплый прием советского народа: билеты на все концерты были проданы, зрители заслушивались произведениями по три-четыре часа и много раз приглашали артистов выступить на бис.
Личная жизнь
Личная жизнь музыканта была настолько же насыщенной, как и творческая карьера. Дюк женился достаточно рано, в девятнадцать лет, 2 июля 1918 года. Его женой стала подруга детства Эдна Томпсон. Спустя год у пары родился сын, которого назвали Мерсером. Позже он продолжил дело отца — увлекся джазом и возглавил биг-бенд. Второй ребенок пары умер в раннем детстве.
Дюка нельзя было назвать примерным семьянином: он вел достаточно легкомысленный образ жизни, поговаривали даже, что композитор заигрывал с женами музыкантов своего оркестра. Терпение Эдны лопнуло, и пара рассталась. Однако развод они так и не оформили, более того, смогли сохранить дружеские отношения, а Эллингтон до конца жизни содержал бывшую избранницу.
Смерть Дюка Эллингтона
Впервые Дюк почувствовал себя плохо во время работы над музыкой для фильма «Обмен разумов», но тогда не обратил на то серьезного внимания. В 1973 году у композитора диагностировали рак легких. В следующем году он подхватил пневмонию и слег. Все вкупе и послужило причиной смерти. 24 мая 1974 года джазмена не стало. Его похоронили через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.
Посмертно Эллингтона наградили Пулитцеровской премией, а в 1976 году был создан центр его имени при лютеранской церкви Святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.
Дискография
- 1940 — The Okeh Ellington
- 1944 — Black, Brown & Beige
- 1952 — This Is Duke Ellington And His Orchestra
- 1957 — In A Mellotone
- 1959 — Festival Session
- 1964 — The Great London Concerts
- 1964 — One O'Clock Jump
- 1968 — And Mother Called Him Bill
- 1972 — The Ellington Suites
Интересные факты
- В картине 1942 года «Хижина в облаках» можно увидеть оркестр Эллингтона в полном составе.
- Под авторством Дюка Эллингтона была выпущена автобиографичная книга «Музыка — моя возлюбленная».