Биография
Иван Грозный – неоднозначная фигура на российском престоле. Жестокий правитель известен суровыми методами и любовными похождениями. У царя было несколько жен, каждая из которых вынужденно стала частью его жизни. Мария Федоровна Нагая оказалась восьмой «жертвой» сурового характера и властной натуры царя.
Детство и юность
Девочка родилась в 1553 году в семье боярина и воеводы Федора Нагого по прозвищу Федец. В 1577 году царь Иван Грозный пожаловал боярину должность окольничего, и отец Марии Федоровны сопровождал самодержца в походах в Лифляндию в 1579-1580 годах.
Федор Нагой сделал не менее привлекательную карьеру, чем его брат, Афанасий Нагой. Русский дипломат был приближенным царя. Он выступал послом в Крыму в период с 1563 по 1572 годы и состоял в ближней думе правителя. Семью Марии Нагой знали при дворе.
Мария оказалась не единственным ребенком в семье. Братьев девочки звали Михаил и Григорий. Нагая не получила образования. Все ее время занимало рукоделие и домашние хлопоты. Девушка выросла красавицей. Высокий рост, стать и привлекательное лицо с большими глазами сразу нашли поклонников. Будущим женихом Марии стал боярин, проживавший неподалеку от родной ей вотчины.
Юность девушки была светлой и безоблачной, пока на нее не обратил внимание Иван Грозный. Царь призвал опального на тот момент Нагого в Москву вместе с дочерью. Девушке приказали подать правителю чарку вина. Так закончилось сватовство Грозного и юность Нагой. Историки пишут, что Мария не хотела этого брака, но перечить самодержцу никто не имел права.
Правление
Выйдя замуж, Мария Федоровна Нагая стала восьмой супругой Грозного. Церковь признавала супружество незаконным, а значит, стать царицей девушке было не суждено. Сын, которого Мария произвела на свет, считался внебрачным, поэтому впоследствии Федор Иоаннович запретил упоминать имя брата в богослужениях. Историк Александр Зимин в своих научных трудах писал, что, по словам английского дворянина Джерома Горсея, женитьба на Нагой была хитростью Грозного. Он хотел дать уверенность боярам и сыну Ивану в том, что не собирается бежать за рубеж.
Такие размышления не все историки считают правдоподобными. По мнению некоторых специалистов, Иван Грозный был самодержцем, державшим Русь в «железном кулаке», и вряд ли собрался бы покинуть страну, где все происходило по его воле и дозволению. Свадьба была очередной прихотью царя и делала Марию новой пешкой в руках сурового властителя.
После смерти Иоанна Грозного по решению Федора Иоанновича Мария Нагая вместе с сыном и братьями переселилась в Углич. Это решение поддержал регентский совет. Сын Марии стал князем в Угличе. Царицу отпускали с почетом и уважением, не изымая имущества и предоставляя все необходимое.
Новый летописец свидетельствует о том, что такая участь постигла всех, кто был в близких и доверительных отношениях с Грозным. Борис Годунов позаботился о расселении тех, кто прежде был приближенными особами двора.
В 1584-м Нагую выселяли с целью пресечь любые попытки заговоров в поддержку царского сына Дмитрия. В 1591 году ребенок погиб при невыясненных обстоятельствах. Мария была в ярости, толпа, собранная ею в истерике, убила невиновных, которых осуждала несчастная мать. Марию наказали за это и постригли в монахини. В иночестве она получила имя Марфа. По разным данным, женщина жила в Судином монастыре рядом с городом Череповцом или в Николовыксинской пустыни. Братьев Марии также постигло наказание: их заточили в темницу.
Вокруг смерти Дмитрия Углицкого ходит множество слухов. История не подтверждает, что ребенок был убит, но и не отрицает возможности его вывоза за границу. На вопросы относительно трагической ситуации Мария Федоровна и ее родственники отвечали уклончиво.
Правление Годунова не сделало Нагую счастливее. Женщину привозили во дворец царя тайно, чтобы подтвердить смерть Дмитрия. По записям «Нового летописца», Мария не выдала тайны, и ее стали содержать еще строже, чем ранее. Светлая полоса в биографии женщины настала в 1605 году. Монахиню торжественно ввезли в Москву для признания Лжедмитрия I сыном. Женщина жила в Вознесенском монастыре, а ее фамилии вернули все отнятое ранее. После убийства «сына» в 1606 году Нагая отказалась от своих слов и отреклась от названного дитя.
«Записки Немоевского» подтверждают, что царица не признавала до конца родство с покойным. Зато при ввозе в Москву мощей царевича Дмитрия торжественно встречала прах, привезенный из Углича.
Царица Марфа, как ее называют в литературных источниках, никогда не всходила на престол и не принимала государственных решений. Однако использовала случай, чтобы улучшить свое положение. Она действовала из понятий личной выгоды.
Личная жизнь
Восьмая жена Ивана Грозного была любимицей недолго. Статная красавица, родив ребенка, отошла на второй план. Ее красота больше не прельщала царя. Венценосная супруга просила о визите после рождения Дмитрия, но получила отказ. Самодержец в это время уже интересовался прелестями других красавиц.
Мария не имела права голоса, так как состояла с Грозным в незаконном браке. Ее положение во дворце было шатким. Родив ребенка, она не упрочила его, так как у Грозного уже были дети. Дмитрий не мог стать наследником.
Женщина стала свидетельницей трагедии в жизни Грозного: невольного убийства сына. Она видела, как суров характер мужа, который, погоревав, оправился от страшных мучений и вернулся к привычному образу жизни.
Оказавшись в заточении семейных уз, Мария наблюдала изощренную жестокость царя и его безудержность, но не смела произнести слова. Она понимала рискованность положения.
Мария Нагая оказалась последней супругой царя. Ее жизнь сломал суровый характер Грозного и патриархальные обычаи. Пережив супруга на 17 лет, женщина приняла постриг и связала личную жизнь со служением Богу.
Смерть
Сомнительные истории, связанные с появлением Лжедмитрия и признанием его сыном Марии Нагой, канули в лету в тот момент, когда власть оказалась в руках Василия Шуйского. Он не был заинтересован в присутствии бывшей жены Грозного в столице и отправил монахиню обратно в монастырь. Предположительно, смерть настигла Нагую в 58-60 лет. О дате ее кончины историки спорят, называя диапазон от 1608 до 1612 годов. На надгробии незаконной жены царя указан 1611 год.
Память
- Имя царицы Марфы Матвеевны, прообразом которой послужила Мария Федоровна, используется в былине «Гришка Отрепьев».
- Литография «Царица Марфа обличает Лжедмитрия» создана по эскизу художника Бабушкина в середине 19 века.