Александр Расторгуев

Aleksandr Rastorguev
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
47 лет
Дата смерти
31 июля 2018 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (3 голоса)

    Биография

    Впервые творчество документалиста Александра Расторгуева заинтересовало широкого зрителя после его смерти. Режиссер погиб во время командировки в Центрально-Африканскую Республику. На зарубежных фестивалях он завоевал множество наград, на родине остался без показов за съемку чернухи и безысходности. Но постановщик не собирался отказываться от выбора острых, дискуссионных тем. Последней работой Расторгуева стал документальный фильм, сбор материала для которого и привел его в Африку.

    Детство и юность

    Будущий режиссер родился в 1971 году в Ростове-на-Дону, дата рождения — 26 июня. Первое высшее образование Расторгуев получил в родном городе, поступив на филфак Ростовского государственного университета. Получив диплом, выпускник пришел работать в телерадиокомпанию «ДОН-ТР».

    Дебютные его работы были посвящены искусству — книгам, кинофильмам, постановкам. Но свой полноценный фильм «Черновик» он снял вразрез с официальной установкой канала. Героем картины стал местный поэт Александр Брунько, который все дни проводил по барам и попутно писал стихи. На собрании коллектива телеканала молодой журналист сумел отстоять свое мнение. Позднее друзья постановщика нашли эту запись и оцифровали ее.

    За год работы на телевидении Александр понял, что хочет и дальше развиваться в этом направлении, и поступил в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (бывший ЛГИТМиК). Уже со второго курса Расторгуев начал заниматься разработкой идеи своей дебютной картины «До свидания, мальчики», однако параллельно с учебой и творчеством продолжал работать на «ДОН-ТР», где вскоре получил должность режиссера.

    Фильмы

    Начало карьеры кинорежиссера оказалось нетипичным для его последующего творчества. Фильм «До свидания, мальчики» вышел лиричным и сентиментальным. Картину ждал успех: сначала приз за лучший дебют на фестивале документалистов «Россия», затем Гран-при международного телефорума «Бархатный сезон».

    Режиссер Александр Расторгуев
    Режиссер Александр Расторгуев / Фото: @rastorhuev

    До окончания учебы Расторгуев снял еще четыре ленты, и три из них были удостоены фестивальных наград, а самым титулованным стал фильм «Твой род». В 1999 году эта работа принесла автору «ТЭФИ» за лучшую режиссуру, а также четыре приза телефестиваля «Лазурная звезда».

    В первой половине нулевых Александр Евгеньевич создает свои ключевые картины. Они считаются наиболее важными для начального этапа творчества ростовского режиссера. В 2001-м друг за другом выходят «Гора» и «Мамочки» — ленты, героинями которых становятся женщины, жившие прежде по соседству в одном бараке Ростова-на-Дону, ныне окруженные нищетой и ожидающие появления на свет своих первенцев.

    Картина «Гора» названа по прозвищу главной героини Ирины. Жюри фестиваля «Россия», ранее отметившее дебют Расторгуева, наградило ленту спецпризом. Год спустя режиссер получил главный приз «России», на этот раз за фильм «Мамочки». Картина также была удостоена национальной премии «ЛАВР».

    Съемки фильмов Расторгуев пытался совмещать с работой на «ДОН ТР», но руководство телекомпании выражало недовольство постоянным отсутствием режиссера на рабочем месте. В начале нулевых Александра Евгеньевича уволили по формальной причине: не вернулся вовремя на работу после командировки на Кавказ, где снимал очередную картину «Чистый четверг».

    Причина, по которой режиссер не прибыл в Ростов вовремя, спасла ему жизнь. Съемочная группа, завершив работу, собиралась сесть в предоставленный вертолет. В последний момент машина понадобилась бойцам, и вылет группы отложили. На глазах Расторгуева и его коллег вертолет, перевозивший военных, поднялся на несколько десятков метров и рухнул на минное поле, окружавшее аэродром.

    В картине Александра Евгеньевича «Чистый четверг» нет ни одного кадра сражения, но, показывая бытовые условия жизни солдат, режиссер передает гнетущую атмосферу происходящего. За этот фильм он получил главный приз международного фестиваля Cinéma du Réel.

    После увольнения из редакции ростовского телевидения Расторгуев устроился в компанию «Вертов», некоторое время сотрудничал с петербургской редакцией НТВ, а в 2003-м запустил свою студию «Кино».

    В 2005 году вышел следующий документальный фильм ростовского режиссера — «Дикий, дикий пляж. Жар нежных». Сюжет состоял из переплетения линий нескольких персонажей, у которых нет денег на «цивилизованный» отдых, поэтому они приезжают на дикое побережье. Кадр за кадром Александр Евгеньевич выводил галерею персонажей, которые вместе давали достоверный срез современного общества. Как и предыдущие работы, «Дикий, дикий пляж» завоевал награды российских и зарубежных фестивалей.

    В 2010-м Расторгуев поставил творческий эксперимент, результатом которого стал фильм «Я тебя люблю». Прошедшие большой кастинг жители Ростова получили в свое распоряжение камеру, на которую снимали фрагменты собственной жизни. В дальнейшем история монтировалась режиссером и его коллегами. Интерес к ленте, которую нельзя в полной мере назвать ни документальной, ни игровой, обеспечил широкий клубный прокат. Продолжение эксперимента — фильм «Я тебя не люблю» — вышел спустя два года.

    В интервью Александр Евгеньевич отметил, что, несмотря на то что в титрах второй картины были указаны исполнители ролей, первый фильм он считал более игровым. Но его проблемой автор видел тот факт, что у киноленты оказалось больше режиссеров, чем актеров. Поэтому с командой он принял решение продвигать его именно как документальное кино. Расторгуев назвал это попыткой создать новый жанр в киноискусстве, и, по его признанию, у него это получилось.

    Александр Расторгуев и Кирилл Радченко
    Александр Расторгуев и Кирилл Радченко / Фото: @IA_REX

    С 2010 года постановщик участвовал в проектах российской оппозиции. За участие в несанкционированном мероприятии в родном городе он некоторое время провел под арестом. События на Болотной площади в 2012 году стали предметом его следующего фильма «Срок. Начало большой истории». Лента, выросшая из интернет-проекта, вышла в 2014-м.

    Следующий проект Расторгуева «Это я» — многосерийный документальный фильм о восьми героинях, которые снимали себя сами. Весь материал затем был собран в несколько десятков серий и показан в эфире Первого канала, но в нерейтинговое время. Телефильм создавался в качестве аналога израильского шоу Connected. Его премьера прошла незаметно, а количество просмотров в интернете не превышало и нескольких сотен, круг зрителей был ограничен самими участницами картины и их близкими. На фоне международного рейтингового телешоу российская адаптация проиграла коммерчески, а затем и вовсе была удалена из истории показов канала.

    Следующий проект режиссера вновь оказался экспериментальным. Он создавал его в соавторстве с Алексеем Пивоваровым (признан иноагентом в РФ). Картина, вышедшая к 80-летию «Норникеля», снималась документалистами в Сибири в качестве корпоративного проекта.

    Авторы выбрали для нее жанр веб-док. Для этого был создан интерактивный сайт, наполненный рядом видео с сюжетами о городе, производстве. Здесь же были представлены виртуальные панорамы и размещены архивные фото. Интернет-проект о северном промышленном городе был отмечен в номинации премии «Сделано в России», где успешно конкурировал с другими медиапродуктами.

    Личная жизнь

    Режиссер был женат, супругу звали Евгения Останина. Она занималась монтажом некоторых его фильмов. Вместе с женой растил сына. Позднее Женя признавалась, что впервые посмотрела фильм мужа только спустя два месяца после свадьбы, до этого момента она воспринимала Расторгуева только как любимого человека.

    Документалист старался не смешивать свою профессиональную и личную жизнь, но Евгения втянулась в сотворчество и вскоре стала помогать супругу. Первым роликом, который смонтировала жена Расторгуева, назывался «Тренировка гонщиков с печальным финалом». Впоследствии Евгения Останина сняла свой фильм «Белая мама».

    Смерть

    Летом 2018 года кинорежиссер вместе с коллегами Кириллом Радченко и Орханом Джемалем направился в ЦАР. Поездка была нужна для сбора материала к фильму о частных военных компаниях. В последний день июля машину, в которой находились трое россиян, нашли расстрелянной, участники съемочной группы погибли.

    Водитель автомобиля, который попал в засаду недалеко от города Сибю, дал показания местной полиции. По его словам, пассажиры погибли сразу, причина смерти — огнестрельные ранения, несовместимые с жизнью. Ему же удалось выжить. Расследование убийства российских граждан вели правоохранительные органы ЦАР и России.

    Александр Расторгуев и Орхан Джемаль
    Александр Расторгуев и Орхан Джемаль / кадр из программы «Новости»

    Похороны Расторгуева состоялись 7 августа 2018 года. Церемонию прощания посетило множество коллег погибшего и его близких. Друзья признавали, что режиссер при жизни не получил и сотой доли внимания за творческую жизнь, как после смерти, хотя критики называли его русским гением. Гроб из храма, заполненного плачущими людьми, выносили под аплодисменты. Александра Евгеньевича похоронили на Троекуровском кладбище.

    Через полгода официальный представитель СК РФ в отчете заявил, что гибель россиян произошла вследствие ошибок в организации командировки со стороны интернет-проекта «Центр управления расследованиями». Еще через год следствие пришло к выводу, что убийство произошло с целью ограбления. МИД РФ, в свою очередь, дал комментарии о сложности ведения дела, так как журналисты не вставали на консульский учет и цель их пребывания на месте была не ясна.

    Фильмография

    • 1997 — «До свидания, мальчики»
    • 1997 — «Черновик»
    • 1998 — «Родина»
    • 2000 — «Век мой»
    • 2000 — «Твой род»
    • 2001 — «Гора»
    • 2001 — «Мамочки»
    • 2003 — «Чистый четверг»
    • 2005 — «Дикий, дикий пляж. Жар нежных»
    • 2008 — «Мальки и мамки»
    • 2010 — «Я тебя люблю»
    • 2012 — «Я тебя не люблю»
    • 2014 — «Срок»
    • 2016 — «Это я»
    • 2016 — «Норильск фильм»

    Интересные факты

    1. На федеральных каналах трудятся несколько полных тезок режиссера. Один из них — шеф-редактор проекта «Дом-2», другой работал в съемочной группе сериала «Закон каменных джунглей».
    2. В разговоре с женой Александр назвал Нестора Летописца покровителем документального кино.
    3. Киноленту о биографии своего мужа Евгения Останина выпустила в 2021 году.