Биография
Легендарного Алексея Каплера обожала вся страна, он снимал фильмы о Владимире Ленине, его любил Исаак Бабель. Одной из возлюбленных Каплера была Светлана Аллилуева, за что режиссёр чуть не поплатился карьерой. Он родился с именем Лазарь, но остался в истории советского кинематографа и телевидения как Алексей Каплер.
Детство и юность
Биография Лазаря Яковлевича Каплера началась в Российской империи, в городе Киеве, 28 сентября (11 октября) 1904 года официально, а согласно архивам – 1903-го. Мальчик рос в еврейской семье: его отец был предпринимателем, а мама занималась домашним хозяйством.
Родители надеялись, что сын пойдет по стопам отца и продолжит дело семьи. Но занятие бизнесом мало волновало мальчика: ещё в гимназии Лазаря заинтересовало театральное искусство, и он решил стать актёром. Примерно в это время юноша, находясь в возрасте около 15 лет, меняет имя и становится Алексеем Каплером. Впервые он вышел на театральные подмостки собственного маленького театра под названием «Арлекин».
Творчество
В начале творческого пути Алексей испробовал себя в различных ипостасях. Окончив гимназию, будущий режиссёр и сценарист устроился играть в Киевский эстрадный театр. Также он состоял в творческой компании «Чипыстан», а в молодости был известен среди товарищей как «Люся Каплер».
Однажды Алексей с друзьями поняли, что провинциальный Киев не подходит для них, настало время новых высот. Так Каплер отправился в Петроград, где и появляется «Фабрика эксцентрического актера».
Привычные виды искусства постепенно сходили с корабля современности, а новому человеку традиционные постановки уже не были интересны. Поэтому киевская команда амбициозных юношей пришлась кстати. Произведение Гоголя «Женитьба», которое раньше ставилось серьёзно, превратилось в карнавал с эстрадными номерами и трюками.
На счету Алексея несколько ролей в кино, но в скорости юноша разочаровался в актёрском ремесле. Он хотел говорить свое слово, не излагать чужие мысли. В возрасте 23 лет Алексей переехал в Одессу, а позже стал ассистентом А. П. Довженко в фильме «Арсенал». Засиживаться в помощниках ему не хотелось, но тут парня постигло первое разочарование: его постановки запретили.
Он не остановился и выиграл конкурс на лучший сценарий к фильму под рабочим названием «Ленин в Октябре». Картина Сталину понравилась, что неудивительно, ведь он там – ближайший товарищ и соратник Владимира Ильича, с которым тот обсуждает каждый шаг.
С 1939 года Каплер преподавал во ВГИКе, а в годы ВОВ работал военным корреспондентом. После возвращения из ссылок друг Алексея – Михаил Ромм, получавший гонорары за совместные кинофильмы, передал ему хорошую по тем временам сумму денег. Это и позволило режиссёру начать обеспеченную жизнь.
Одно время Каплер вёл мастерскую во ВГИКе, а на первом собрании Союза кинематографистов СССР его выбрали секретарём правления. В возрасте 63 лет Каплера пригласили телеведущим в передачу «Кинопанорама», которую мужчина вёл около 6 лет, пока программа выходила в прямом эфире. Живой и остроумный Алексей кардинально отличался от других ведущих, он отказывался читать по бумажке и делать серьезное лицо.
Личная жизнь
Личная жизнь артиста отличается несказанной насыщенностью. Первый официальный брак мужчина оформил с Татьяной Тарновской, актрисой советского кино. Их брак, для которого Каплеру пришлось креститься, продлился немногим более 8 лет. Кроме сына Анатолия от этого союза, у Каплера больше не было детей.
После развода Алексей жил в фактическом браке со сценаристкой и врачом Татьяной Златогоровой. Расставшись с ней, позже сожительствовал с актрисой Галиной Сергеевой.
Переломным моментом в жизни артиста стало знакомство со Светланой Аллилуевой – дочерью Иосифа Сталина. В момент встречи на вечеринке по случаю празднования годовщины Октябрьской революции Каплеру было около 40 лет, а девушке – 16.
Мужчина пригласил Светлану на танец, сделав несколько галантных комплиментов. И тогда почувствовал, что его сердце тает. С того дня именитый режиссёр, писатель и сценарист не мог думать ни о ком другом, кроме скромной девушки. Ухаживания за дочерью Сталина проходили непросто: Аллилуева выходила на улицу только в сопровождении охранников, но мужчина не отступал.
Каплер водил девушку на культурные мероприятия, показывал шедевры мирового кинематографа. Встречи проходили целомудренно, но Сталину всё равно донесли. Режиссёр отправился в окружённый Сталинград и писал оттуда репортажи, в текстах которых проглядывались прямые намёки на роман со Светланой.
Влюблённым пришлось расстаться: прощались, тесно прижавшись и едва дыша, а из соседней комнаты с них не сводил глаз сопровождающий. Накануне Алексею позвонили и настойчиво порекомендовали отправиться на фронт для сбора информации к готовящемуся кинофильму. Но мужчина, ослеплённый любовью, ответил резким отказом. На следующий день Каплера арестовали за антисоветскую агитацию, приговорили к 5 годам и отправили в Воркуту. Мужчина устроился работать фотографом, поскольку ему разрешали покидать территорию, огороженную колючей проволокой.
Тут он познакомился с актрисой Валентиной Токарской, которая умела замечательно петь и танцевать. Несмотря на заключение, женщина чувствовала себя вполне комфортно, а её любовь к жизни и очарование покорили Каплера. По слухам, одно время режиссёр находился в глубочайшей депрессии, а Токарская буквально вынула его из петли.
По окончании срока Алексей вернулся в Москву, несмотря на запрет появления в столице и свиданий с Аллилуевой. Но Каплер и не искал с ней встреч: воспоминания о ссылке тяжелым камнем легло на его душу, вытравив чувства к дочери «вождя народов». Мужчина хотел отправиться в Киев и встретиться с родителями, но, едва войдя в поезд, был арестован и снова получил срок.
В этот раз Алексея отправили в поселок Инта, где уже не было никаких поблажек. Режиссёр наравне с остальными работал в шахте. Мужчина пробыл в заключении немногим меньше 10 лет: к концу второго срока Алексею посчастливилось. Вождь отправился к праотцам, а Каплер с Токарской попали под амнистию.
Вернувшись в Москву, пара расписалась, и жизнь стала постепенно налаживаться. Но тут на горизонте появилась Светлана Аллилуева, которая к тому времени уже дважды побывала замужем. Женщина призналась, что думала только о нем, но Каплер ответил отказом.
Благородство недолго удерживало Каплера возле Валентины. В 1954 году мужчина познакомился с замужней поэтессой Юлией Друниной, когда та поступила на курсы сценаристов, где Каплер преподавал. Женщина 6 лет сопротивлялась захлестнувшим чувствам, стараясь сохранить союз с Николаем Старшиновым: у них росла дочь Елена.
Когда девушка не смогла больше противиться любви, она развелась с мужем, а Алексей расстался с женой. Мужчине на момент свадьбы было 50 лет, а его возлюбленной – всего 30. О любви пары говорила вся столица: они будто были созданы друг для друга. Влюблённые ни на минуту не расставались, а их история любви напоминала сказку.
Смерть
Алексей долгое время провёл в больнице, рядом с ним находилась любимая супруга Юлия Владимировна, она практически жила в клинике. Каплер держался мужественно и до последнего вздоха беспокоился о жене, переживая, как же она останется без него в такое трудное время.
Артист скончался 11 сентября 1979 года после тяжелой и долгой болезни: от рака. По завещанию Каплера похоронили на Старокрымском кладбище.
Юлия так и не смирилась со смертью мужа, вдобавок произошло крушение её идеалов и надежд в целом. Всё, ради чего женщина жила, потеряло смысл. Друнина покончила жизнь самоубийством, отравившись угарным газом в собственной машине. В 1991 году рядом с Алексеем похоронили и его жену.
Фильмография
Сценарии:
- 1931 — «Шахта 12—28»
- 1937 — «Ленин в Октябре»
- 1942 — «Концерт фронту»
- 1942 — «Железный ангел»
- 1942 — «День войны»
- 1943 — «Она защищает Родину»
- 1961 — «Две жизни»
- 1976 — «Синяя птица»
- 1984 — «Герой его романа»
- 1996 — «Возвращение «Броненосца»
Режиссёр:
- 1930 — «Право на женщину»
Актёрские работы:
- 1926 — «Чёртово колесо»
- 1926 — «Шинель»
Книги:
- «Двое из двадцати миллионов»
- «Возвращение броненосца»
- «Лопушок»