Биография
Еще в XVIII столетии английский историк, изучая развитие государственности в Римской империи, условно выделил так называемый период пяти хороших императоров. Все они принадлежали к третьей с начала принципата римской династии Антонинов. Время правления их следует четко друг за другом, а последним из правителей, принесших славу и благополучие Риму, стал Марк Аврелий Антонин.
Детство и юность
Биография Марка Аврелия неоднозначна, а надежной информации о его происхождении и настоящей семье сохранилось немного.
Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года в Риме. Родителями будущего правителя, согласно одним источникам, были Аний Вер и Домиция Луцилла. При рождении мальчика назвали Маркус Аниус Катилиус Северус. Мать его, Домиция Луцилла - младшая, происходила из аристократического рода нобилей Кальвизиев и приходилась родственницей императору Адриану.
Домиция характеризовалась мягким нравом, нисколько не интересовалась политическими делами и посвятила себя воспитанию детей. Кстати, детей в семье было двое. В 121 году родился Маркус Аниус, а спустя год – дочь Анния Корнифиция, которая умерла по неизвестной причине в 36 лет.
По другим источникам, Марк Аврелий родился в семье знатных патрициев, корни которых теряются в соседней Испании. Вскоре мальчика усыновила семья третьего супруга матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины. Когда скончался первый приемный отец в 139 году, юношу усыновил император Антонин Пий, где мальчик получил другое имя - Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
По велению деда Маркус Аниус обучался в домашних условиях, при этом получил хорошее для тех времен образование и прославился на всю округу эрудицией. Из всех учителей Маркус тепло вспоминал о Диогнете, познакомившем мальчика с философией и одновременно учившем основам живописи. Благодаря хорошему образованию и аналитическим способностям юношу готовили к должности помощника консула. В 198 г. император скончался, а Маркус занял предполагаемую ранее должность и вплотную занялся изучением государственных дел.
Император
Маркусу едва исполнилось 19 лет, когда Антонин Пий жаловал ему должность консула, что стало огромной честью для юноши. В январе 161 года Аврелий избран на третий консульский срок. Спустя три месяца скончался Антонин Пий, а два его сына - Марк Аврелий и Луций Цейоний Коммод Вер - возглавили Римскую империю. Через восемь лет совместного правления Коммод скончался, а власть перешла к Марку Аврелию.
Лейтмотивом правления Марка Аврелия стало подчеркнуто уважительное отношение к высшему органу государственной власти в Риме – сенату. Не меньше внимания новый император уделял и системе правосудия. Причем Марк избегал в этой области сомнительных новшеств, а наоборот, укреплял древние, исконно римские традиции и нормы права. А любовь правителя к мудрости, размышлениям и медитациям стала основой философии тех времен. Причем, хотя император и был сторонником стоицизма, в Афинах успешно работала и оппозиционная кафедра эпикурейской философии, которой он покровительствовал.
В период власти Марка Аврелия в Риме были заложены основы муниципальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей. Несмотря на миролюбивый нрав правителя, ему пришлось поучаствовать не в одной войне. Как только умер Антоний Пий, соседний народ из Парфии нарушил суверенитет римских границ, и римляне потерпели разгромное поражение в двух битвах. Тогда страны заключили мир на не самых выгодных для Рима условиях. А уже спустя несколько месяцев на северные границы государства напала германская армия.
Массивное нападение древних германцев по всем фронтам севера Римской империи вынудило Марка Аврелия увеличить финансирование армии, а также организовать дополнительный призыв, создавая новые легионы для защиты границ. В солдаты забирали даже рабов и знаменитых гладиаторов. Дополнительные проблемы у восточных границ империи создавали воинственные и враждебно настроенные племена сарматов. 57-летний император Марк Аврелий лично возглавил армию Римской империи против германцев, римляне успешно наступали, но в этот момент разразилась эпидемия чумы.
Литература
В 146 году Марк увлеченно изучал философию. В роли вдохновителя и учителя молодого человека выступал стоик Квинт Юний Рустик, который также служил консулом.
Насыщенная жизнь императора, его преданность народу и политическим делам не мешала ему изучать философию, к которой он проявлял склонность с юношеских лет. За всю жизнь Аврелий написал двенадцать книг на греческом языке. Многие высказывания философа стали позднее афоризмами и не всегда под силу вспомнить их автора.
Философские труды Аврелия получили название «Рассуждения о самом себе» (альтернативные варианты перевода названия - «К самому себе», «Наедине с собой», «Послания к самому себе»). Труды философа стали важнейшей работой периода позднего стоицизма.
Свои записи Марк вел как личный дневник, но никак не в назидание потомкам, и уж тем более не рассчитывал на публикацию большим тиражом. В основу философских суждений автора легла тема долга и смерти. В книге император описывает ситуации, с которыми он сталкивался в жизни, ищет методы подавления гнева в ответ на подлые поступки людей.
В основе философии этической рефлексии Марка Аврелия лежит осознание чувства ответственности за будущее своего народа. Изнутри римское общество гнило по причине невежества и безнравственности, а снаружи его подрывали военные походы соседних варварских племен. В этот непростой для государства и его правителя период философ старался сохранять душевное равновесие, избегать гнева, ненависти и чувства бессилия.
Несмотря на глубоко философскую жизненную позицию, склонность к самоанализу и раздумьям, философская позиция Аврелия не оригинальны. В основу картины мира философствующего императора легли взгляды и учение философа из Греции, жившего в Риме на правах раба, - Эпиктета. Оба мудреца учили смирению – принимать окружающий мир таким, каким он создан, не стараться изменить его, не горевать из-за его несовершенства.
Хотя в период правления Марка Аврелия официальной религией считалось язычество, а христиане подвергались гонениям, система мироздания императора была близка к исконно христианской. Философ признавал теорию монотеизма – верил в единое высшее начало, некий сверхразум, который управляет всем сущим.
Экземпляр оригинальной рукописи автора до наших дней не сохранился. Текст ее был воссоздан в XVI столетии немецким исследователем, гуманистом-эллинистом Ксиландром на латинском языке. Миф о «Золотой книге Марка Аврелия», авторство которой якобы принадлежало древнеримскому императору, также был развенчан Ксиландром. В подтверждение позиции монотеизма Марка Аврелия Ксиландр в своем анализе «Рассуждений о самом себе» подчеркнул сходство взглядов императора-язычника с христианским Священным Писанием - Новым Заветом.
До начала XVII столетия основателями философского направления стоицизма считались Сенека и Эпиктет, а Марку Аврелию отводилась незначительная роль. Аналитическая статья швейцарского ученого Казобона восстановила справедливость, так Марк Аврелий занял почетное место среди основателей стоицизма в мировой философии.
Спустя столетия ученые, занимавшиеся исследованием учения древнеримского императора, также проводили параллели его взглядов с ранним христианством и причисляли Аврелия к неосознанным проповедникам христианской религии в языческом Риме. Книга философа «Рассуждения о самом себе», включающая 12 разделов, стала любимой книгой 42-го американского президента Билла Клинтона.
Личная жизнь
После смерти Адриана к власти пришел Антонин Пий, и состоялась помолвка государственного мужа Марка Аврелия и дочери нового императора Аннии Галерии Фаустины.
В браке девушка родила 12 детей, но выжили из них только четверо.
Смерть Марка Аврелия
В конце периода правления, когда германские племена угрожали границам Рима, Марк Аврелий стал во главе римской армии, но свирепствующая в Европе чума уносила тысячи жизней. Жертвой страшной болезни стал и римский император. 17 марта 178 года Аврелий умер в Виндобоне (территория нынешней Австрии). Учитывая повышение уровня жизни простых римлян, усиление авторитета Рима среди соседних стран, Марка Аврелия после смерти причислили к богам. Прах императора транспортировали в Рим и захоронили в мавзолее Адриана.
Умирая и отдавая себе отчет в этом, Марк не страшился смерти, но всей душой переживал за будущее Рима и своего народа. В память о мудром императоре остались книги, повествующие об античной философии стоицизма и устройстве государственной власти в гармонии с нравственными принципами человечества, а также конная статуя императора.
Скульптура найдена в Средневековье и водружена на один из семи холмов, где воздвигли Древний Рим – римский Капитолий. Памятник стоит в Новом дворце, на Капитолийской площади в Риме по сей день, напоминая о величии и высокой нравственности правителей Древнего Рима, выраженных в величественной статуе.
Со смертью мудрого императора завершился и период пяти хороших императоров в истории Римской империи. Сын и преемник Марка Аврелия Коммод, склонный скорее к удовольствиям, чем к мудрости и политике, не желая утруждать себя войной с варварами, подписал мирный договор, продемонстрировавший противнику слабость и уязвимость Рима.
Библиография
- «Рассуждения о самом себе»
Цитаты
«Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним»
«Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты»
«Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав. У меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе»
«Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан»
«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе»