Ганс Гольбейн

Hans Holbein
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
1497 г.
Возраст
46 лет
Дата смерти
29 ноября 1543 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    3,5 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Ганс Гольбейн-младший - немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.

    Детство и юность

    Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах. Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца. Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.

    Ганс Гольбейн и его брат Амброзий
    Ганс Гольбейн и его брат Амброзий

    Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.

    В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения. По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.

    Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»
    Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»

    В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.

    Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».

    Живопись

    Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.

    Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»
    Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»

    К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом. Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса. Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.

    Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.

    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»
    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»

    В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.

    В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.

    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»
    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»

    Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины "Дама с белкой и скворцом". Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.

    В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле. Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений. Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.

    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»
    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»

    В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха. Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла. А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.

    Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства. Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура. Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.

    Картина Ганса Гольбейна «Послы»
    Картина Ганса Гольбейна «Послы»

    В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился. О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера. Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.

    С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.

    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»
    Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»

    Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.

    Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.

    Личная жизнь

    Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.

    Ганс Гольбейн и его семья
    Ганс Гольбейн и его семья

    Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.

    Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.

    Смерть

    Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.

    Автопортрет Ганса Гольбейна
    Автопортрет Ганса Гольбейна

    7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.

    Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.

    Картины

    • 1520 – «Мертвый Христос во гробу»
    • 1523 – «Эразм Роттердамский»
    • 1524 – «Не прикасайся ко мне!»
    • 1527 – «Томас Мор»
    • 1526 – «Лаис Корифская»
    • 1528 – «Астроном Никола Кратцер»
    • 1528 – «Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной»
    • 1532 – «Портрет купца Георга Гиссе»
    • 1533 – «Послы»
    • 1540 – «Генрих VIII, король Англии»
    • 1540-1541 – «Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII»