Биография
Владимир Боровиковский – художник, автор портретов, миниатюр и икон. Он представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве 18 века. Особенностью манеры живописца стало воспевание чувств, переживаемых героем картины, и настроений, овладевающих ими. Вопреки привычной тенденции эпохи Боровиковский в произведениях обращается не к официальному портрету, описывающему сословную принадлежность персонажа.
Он говорит о натуре, человеческих ценностях и чувствах, которые проявляются вдали от общества, чаще на природе. Изображениям художника сопутствуют легкие оттенки, полупрозрачные тона, лирическое настроение и мечтательность. Он с трепетом относится к индивидуальности, окутывая ее в нежную грусть и меланхолию.
Детство и юность
Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в украинском городе Миргороде. Сын небогатого дворянина был военнослужащим и завершил карьеру в чине поручика, после чего обосновался в родном городе. Родитель Боровиковского и братья Василий и Иван увлекались искусством и работали над созданием икон для местных храмов. В этом нашел предназначение и Владимир. Но душа молодого человека в большей степени лежала к созданию портретов. В них отражались веяния сентиментализма, актуальные для искусства Украины тех лет.
Начинающему художнику помогла случайность. В 1787 году его родной город посетила императрица Екатерина II. Направляясь на юг, она побывала в Миргороде проездом. Губернский предводитель дворянства Василий Капнист заказал Боровиковскому 2 панно для путевого дворца, где правительница изволила остановиться.
На изображениях были аллегорические сцены, героями которых стали императрица, общающаяся с греческими мудрецами, и Петр I в образе пахаря, а его последовательница в роли сеятельницы. Екатерина оценила талант автора и велела ехать на обучение в Петербург. В Академию художеств живописца-самоучку не приняли из-за возраста. Тогда он стал брать уроки у придворного художника, австрийца Иоганна Лампи, и академика Дмитрия Левицкого.
Талант к изобразительному искусству и счастливый случай позволили художнику реализоваться. У Боровиковского появились покровители. Скромный автор написал немало портретов по заказу высокопоставленных клиентов. Он жил в доме Николая Львова, архитектора и поэта, оказывавшего протекцию. Львов стал для Боровиковского гидом по культурной жизни столицы, помогая разработать собственную уникальную манеру, в которой не было места копированию и подражанию.
В 1798 году наставник художника Лампи уехал в Австрию, оставив ученику мастерскую, расположенную на Милионной улице. В ней живописец создал большинство работ.
Творчество
В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.
Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.
Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.
Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.
Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.
Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.
Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.
Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.
Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.
Личная жизнь
Биография Владимира Боровиковского настолько сильно была связана с любимым делом, что он не акцентировал внимания на личной жизни. Мужчина всегда был одиноким, а после утраты заинтересованности со стороны общества вовсе стал нелюдимым. Поиски себя в мистицизме не принесли успеха, и автор, уйдя в изображение религиозных сюжетов, проводил все время в мастерской.
У художника не было жены и детей. Родным в Украину он писал, что его общество составляют кухарка и ученики, которым он дал приют в собственной квартире. Одним из юношей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший знаменитым художником.
Постепенно в душе Боровиковского назревал разлад, разогреваемый одиночеством и забытьем со стороны публики. Он пристрастился к выпивке. Будучи щедрым человеком, живописец не обладал состоянием, хотя даже в годы невостребованности умудрялся неплохо зарабатывать. Окружающие удивлялись его щедрости. На родину регулярно отправлялись посылки с гостинцами, бедняки толпились у его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.
Смерть
Причиной смерти художника стал инфаркт миокарда. Владимир Боровиковский скончался в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.
Могила была организована на Смоленском кладбище, но в 1931-м состоялось перезахоронение останков. Они были перенесены в Александро-Невскую лавру. В качестве памятника использовали надгробие, поставленное на могилу сразу после смерти: саркофаг из гранита, украшенный львиными лапами.
Картины
- 1790 – «Рождество Христово»
- 1794 – «Архангел Михаил»
- 1797 – «Портрет М. И. Лопухиной»
- 1800 – «Портрет Павла I»
- 1811 – «Портрет Гаврилы Романовича Державина»
- 1812 – «Жермен де Сталь»
- 1814 – «Царица Александра и архидьякон Стефан»
- 1814 – «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»
- 1820 – «Портрет русского поэта Александра Баратынского»